Судья Устинова Т.В. I инстанция – дело № 2-2335/2022
Докладчик Коровкина А.В. апелл. инстанция – дело № 33-2878/2024
УИД: 48RS0001-01-2022-001853-76
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июля 2024 г. судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего судьи Москалевой Е.В.,
судей Коровкиной А.В. и Варнавской Э.А.
при секретаре Шарковой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке апелляционную жалобу истцов Фомина Виктора Ивановича, Климовой Татьяны Ивановны, Аникеевой Любови Николаевны на решение Советского районного суда г. Липецка от 28 октября 2022 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Фомина Виктора Ивановича, Климовой Татьяны Ивановны, Аникеевой Любови Николаевны к Сергеевой Валентине Васильевне, Козловой Вере Васильевне о возложении обязанности по переносу ограды, отказать.
В удовлетворении встречного иска Сергеевой Валентины Васильевны к Фомину Виктору Ивановичу, Климовой Татьяне Ивановне, Аникеевой Любови Николаевны о возложении обязанности по переносу оград и демонтаже металлического стола и скамейки, отказать».
Заслушав доклад судьи Коровкиной А.В., судебная коллегия
установила:
Фомин В.И., Климова Т.И., Аникеева Л.Н. обратились в суд с иском к Сергеевой В.В., Козловой В.В. о возложении обязанности по демонтажу могильной ограды. В обоснование заявленных требований истцы указали, что ответчики являются ответственными за содержание захоронений Е.А.В., Е.П.М., П.А.Н. и Е.В.С. В 2021 г. ответчики самовольно, без разрешения администрации сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, установили новую ограду могил, незаконно увеличив площадь ограды, перегородив проход между рядами могил, вплотную к захоронениям, ответственными за содержание которых являются истцы. Установленная в 2021 г. могильная ограда нарушает Положение о содержании общественных кладбищ на территории сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, утвержденное решением Совета депутатов сельского поселения Сенцовский сельсовет от 23 декабря 2020 г. № 25, а также Порядок содержания общественных кладбищ, расположенных на территории сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, утвержденный решением Совета депутатов сельского поселения Сенцовский сельсовет от 24 августа 2021 г. № 68. По данному вопросу истцы обратились в администрацию сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, 12 октября 2021 г. главой поселения была проведена совместная встреча сторон, на которой Сергеева В.В. и Козлова В.В. отказались переустановить ограду. Требование администрации сельского поселения от 25 октября 2021 г. о приведении захоронения в соответствие с нормами и освобождении прохода между рядами могил в течение 30 календарных дней также осталось без удовлетворения, как не привела к разрешению спора и повторная совместная встреча истцов и ответчиков 8 декабря 2021 г. На основании изложенного истцы просили обязать ответчиков демонтировать самовольно установленную оградку захоронений Е.А.В., Е.П.М., П.А.Н., Е.В.С. в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу; в случае неисполнения ответчиками решения суда предоставить истцам право совершать указанные действия с последующим взысканием с ответчиков понесенных расходов.
В последующем истцы заявленные требования уточнили, просили возложить на Сергееву В.В. и Козлову В.В. обязанность перенести (переустановить) самовольно установленную в 2021 г. оградку захоронений Е.А.В., Е.П.М., П.А.Н. и Е.В.С., освободив общественный проход между могилами и участки захоронений С.Н.И. и Ф.Е.П., обеспечив наличие следующих проходов между оградками: между оградкой захоронений Е.А.В., Е.П.М. и оградкой захоронений П. и С. – не менее 36 см, между оградкой захоронений Е.А.В. и Е.П.М. и оградкой захоронений Ф. – не менее 34,5 см, между оградкой захоронений Е.А.В. и Е.П.М. и оградкой захоронений С. – не менее 1 м.; между оградкой захоронений П. и С. и оградкой захоронений Е.В.С., П.А.Н. – не менее 1 м.
Сергеева В.В. предъявила встречный иск к Фомину В.И., Климовой Т.И., Аникеевой Л.Н., указав, что Климова Т.И. осуществляла захоронение своей матери в 2019 г. рядом с другими захоронениями родственников, расширив родовое захоронение до 27 кв.м вместо 7,5 кв.м, предусмотренных Порядком содержания общественных кладбищ. 6 декабря 2021 г. Климовой Т.И. было выдано предписание о приведении захоронения в соответствии с нормативами, однако указанное предписание до настоящего времени не исполнено. Аникеева Л.Н. имеет родственное захоронение площадью приблизительно 8 кв.м в непосредственной близости от родового захоронения Сергеевой В.В. Аникеева Л.Н. установила ограду намного позже, чем Сергеева В.В., не выдержав нормативные расстояния между ними. Кроме того, Аникеева Л.Н., осуществив захоронение своей матери, оградила площадь, равную 18 кв.м, перекрыв общественный проход.
В последующем Сергеева В.В. встречный иск уточнила, указала, что ограда на могиле С.Е.М. (захоронение было в 2018 г., ответственная за захоронение – Аникеева Л.Н.) имеет площадь 17,5 кв.м вместо установленного норматива в 3,75 кв.м. Ограда перекрывает ранее существовавший длительное время общественный проход между оградой захоронения И. и С., создает препятствия для прохода, что нарушает права Сергеевой В.В. и пользовавшихся этим проходом односельчан. Самовольно установив новую ограду на могилах родственников гораздо позже истца по встречному иску, Аникеева Л.Н. не выдержала нормативные расстояния и приблизилась к ограде захоронения родственников Сергеевой В.В., оставив расстояние в 25 см вместо положенных 50 см. Климова Т.И. осуществила захоронение своей матери в 2019 г. рядом с захоронениями других своих родственников, расширив ограду в 2 раза и перекрыв общественный проход. Площадь самовольно установленной ограды составляет 26,2 кв.м. вместо 7,5 кв.м. Ответчик не выдержала нормативные расстояния и установила ограду на близком расстоянии от захоронений родственников Сергеевой В.В. с двух сторон, оставив расстояние с одной стороны 21 см вместо положенных 50 см, с другой стороны – 13 см вместо 50 см. 6 декабря 2021 г. Климовой Т.И. администрацией сельского поселения было выдано предписание о необходимости привести захоронение в соответствие с нормативами, однако оно осталось неисполненным. Кроме того, Климова Т.И. самовольно установила поминальный стол и скамейку. Фомин В.И. имеет захоронение родственников, у которого площадь ограды составляет 11,2 кв.м вместо 7,5 кв.м. Ограда установлена Фоминым В.И. намного позже, чем ограда, установленная Сергеевой В.В. Указанный ответчик не выдержал нормативные расстояния, установив ограду захоронениям своих родственников к ограде родственников Сергеевой В.В., оставив расстояние в 11 см вместо 50 см. С учетом изложенного Сергеева В.В. просила обязать Аникееву Л.Н. привести самовольно установленную ограду захоронения С.Е.М. в соответствии с нормативными размерами 3,75 м на одно захоронение (по положениям от 25 октября 2016 г. № 94, от 29 марта 2019 г. № 301, от 23 декабря 2020 г. № 25 и от 24 августа 2021 г. № 68), освободить общественный проход между оградой захоронений С.Е.М. и оградой захоронений И., сделав расстояние прохода не менее 50 см; обязать Аникееву Л.Н. обеспечить наличие расстояния между оградами захоронений С. и Е.П.М., Е.А.В. не менее 25 см; обязать Климову Т.И. привести самовольно установленную ограду захоронений П.М.Н., П.И.М., С.Н.И. и С.С.Г. в соответствие с нормативными размерами на семейное (родовое) захоронение (2-3 могилы) 7,5 кв.м. (по положениям от 25 октября 2016 г. № 94, от 29 марта 2019 г. № 301, от 23 декабря 2020 г. № 25 и от 24 августа 2021 г. № 68); обязать Климову Т.И. обеспечить наличие расстояний между оградами захоронений П., С. и Е.В.С., П.А.Н. не менее 30 см, П., С. и Е.А.В., Е.П.М. – не менее 37 см; обязать Климову Т.И. убрать самовольно установленную за оградой металлическую скамейку и металлический стол; обязать Фомина В.И. привести самовольно установленную ограду захоронений Ф.Е.П., Ф.И.И., Ф.Н.И. в соответствие с нормативными размерами на семейное (родовое) захоронение (2-3 могилы) 7,5 кв.м; обязать Фомина В.И. обеспечить наличие расстояния между оградами захоронений Ф. и Е.П.М., Е.А.В. не менее 40 см.
Истцы Фомин В.И., Климова Т.И., Аникеева Л.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержали, против удовлетворения встречного иска возражали.
Ответчик Сергеева В.В., представляющая также по доверенности интересы ответчика Козловой В.В., представитель ответчика Сергеевой В.В. по ордеру адвокат Назарова М.А. просили отказать в удовлетворении первоначального иска, встречный иск поддержали.
Представитель третьего лица администрации сельского поселения Сенцвский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании пояснил, что нарушения в установке оград имеются как у истцов, так и у ответчиков; кладбище очень старое, и захоронения никак не упорядочены; единственное требование для тех, кто осуществляет захоронения в настоящее время, – чтобы был доступ к другим могилам.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истцы Фомин В.И., Климова Т.И., Аникеева Л.Н., ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просили решение от 28 октября 2022 г. отменить, принять новое решение об удовлетворении их требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 20 марта 2023 г. решение Советского районного суда г. Липецка от 28 октября 2022 г. отменено в части отказа в удовлетворении иска Фомина В.И., Климовой Т.И., Аникеевой Л.Н. к Сергеевой В.В., Козловой В.В. о возложении обязанности по переносу ограды, и в данной части постановлено новое решение, которым на Сергееву В.В., Козлову В.В. возложена обязанность перенести в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу металлическую ограду захоронений П.А.Н. № 2082, Е.В.С. № 2083, Е.А.В. № 2084, Е.П.М. № 2085, выступая за пределы мест их захоронений, на расстояние 0,36 метра от металлической ограды захоронений П.И.М. № 2027, П.М.Н. № 2028, С.Н.И. № 2029, С.С.Г. № 2030, крест без таблички № 3626, на расстояние 0,5 метра от металлической ограды захоронений С.А.М. № 1966, С.М.И. № 1697, С.М.Т. № 1968, С.Н.М. № 1969, на расстояние 0,345 метра от металлической ограды захоронений Ф.Н.И. № 2079, Ф.И.И. № 2080, Ф.Е.П. № 2081. В остальной части решение Советского районного суда г. Липецка от 28 октября 2022 г. оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 5 июля 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 20 марта 2023 г. оставлено без изменения, кассационная жалоба Сергеевой В.В. – без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 3 июля 2024 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 20 марта 2023 г. по гражданскому делу по иску Фомина В.И., Климовой Т.И., Аникеевой Л.Н. к Сергеевой В.В., Козловой В.В. о возложении обязанности по переносу ограды и встречному иску Сергеевой В.В. к Фомину В.И., Климовой Т.И., Аникеевой Л.Н. о возложении обязанности по переносу оград и демонтаже металлического стола и скамейки отменено по новым обстоятельствам.
Выслушав объяснения истцов Фомина В.И., Климовой Т.И., Аникеевой Л.Н., представителя истцов Фомина В.И. и Климовой Т.И. по ордеру адвоката Криворучко А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, ответчика Сергеевой В.В. и ее представителя по ордеру адвоката Буркова Ю.С., полагавших, что принятое решение является законным и обоснованным, проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее ответчика Сергеевой В.В., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Фомин В.И., Климова Т.И., Аникеева Л.Н., Сергеева В.В. и Козлова В.В. имеют родовые захоронения на общественном кладбище, расположенном на территории сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области: у Фомина В.И. там захоронены родственники Ф.Е.П. (захоронение № 2081), Ф.И.И. (№ 2080) и Ф.Н.И. (№ 2079), у Климовой Т.И. – П.М.Н. (№ 2028), П.И.М. (№ 2027), С.Н.И. (№ 2029), С.С.Г. (№ 2030) и др. (крест без таблички, захоронение № 3626), у Аникеевой Л.Н. – С.А.М. (№ 1966), С.М.И. (№ 1697), С.М.Т. (№ 1968) и С.Н.М. (№ 1969), у Сергеевой В.В. и Козловой В.В. – Е.А.В. (№ 2084), Е.П.М. (№ 2085), П.А.Н. (№ 2082) и Е.В.С. (№ 2083).
Удостоверения о данных захоронениях, содержащие сведения о лицах, ответственных за место захоронения, в установленном порядке не выдавались, однако сторонами не оспаривалось, что ими фактически взяты на себя обязательства обеспечивать надлежащее содержание мест захоронений и постоянный уход за ними.
Указанные родовые захоронения имеют могильные ограды.
6 сентября 2021 г. истцы обратились в администрацию сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области с заявлением о принятии мер к обеспечению свободного доступа для окраски оград на захоронениях их родственников и свободного прохода, указав, что 2 сентября 2021 г. Климовой Т.И. было обнаружено расширение ограды рядом расположенного захоронения Е..
В ответе на указанное обращение администрация муниципального образования сообщила, что в результате проведенной с Сергеевой В.В. беседы были получены объяснения по факту установки новой ограды в 2021 г. взамен старой, установленной в 1992 г., и со стороны последней получены заверения, что все замечания в ближайшее время будут устранены.
20 октября 2021 г. Климова Т.И. и Фомин В.И. обратились к главе сельского поселения с заявлением о сообщении сведений об обращении Сергеевой В.В. за разрешением увеличения площади ограды захоронения своих родственников, на что им был дан ответ о том, что ответчик за разрешением на увеличение размера площади ограды захоронения на кладбище с. Сенцово не обращалась.
25 октября 2021 г. в адрес Сергеевой В.В. и Козловой В.В. администрацией сельского поселения направлено письмо с требованием привести захоронение в соответствии с нормативами, установленными ст. 4 Порядка содержания общественных кладбищ, утвержденного решением сессии Совета депутатов сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 24 августа 2021 г. № 68, и освободить проход между рядами в течение 30 календарных дней с момента получения уведомления.
8 ноября 2021 г. инспектором сельского поселения в адрес Сергеевой В.В. было выдано предписание № 55 об устранении нарушения Правил благоустройства территорий сельского поселения Сенцовского сельсовета Липецкого муниципального района Липецкой области в связи с выявленным фактом нарушения планирования оградки на захоронении.
8 декабря 2021 г. инспектором сельского поселения составлен в отношении Сергеевой В.В. протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 10.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях, который определением административной комиссии Липецкого района Липецкой области от 9 декабря 2021 г. возвращен должностному лицу для устранения недостатков.
20 октября 2022 г. истцами с участием представителей местной администрации был произведен комиссионный обмер оград захоронений их родственников и родственников Сергеевой В.В., а также расстояний между ними, по результатам которого составлен акт, согласно которому ширина оградки захоронений Е.А.В. и Е.П.М. составляет 3,6 м, Е.В.С. и П.А.Н. – 2,18 м, П. и С. в районе входа в оградку – 3,97 м, П. и С. со стороны, противоположной входу в оградку, – 3,56 м; расстояние между оградкой захоронений П. и С. и оградкой захоронений Е.В.С. и П.А.Н. – 0,18, расстояние между оградкой захоронений П. и С. и оградкой захоронений Е.А.В. и Е.П.М. в точках «а», «б», «в» – 6, 7 и 3 см соответственно; расстояние между оградкой захоронений Е.А.В. и Е.П.М. и оградкой захоронений Ф. в точках «а», «б», «в» – 4, 5,5 и 5 см соответственно.
Исследовав представленные сторонами доказательства, в том числе фото- и видеоматериалы, схемы расположения родовых захоронений, оценив показания допрошенных свидетелей, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что кладбище в с. Сенцово представляет собой хаотично расположенные захоронения, соблюдение каких-либо норм по площади захоронений в строгом соответствии с нормативно-правовыми документами сельской администрации жителями села не производится; с момента создания кладбища на нем выполнялись захоронения без определенных размеров и площадей мест захоронения и оград; на кладбище отсутствуют выделенные сектора, отсутствует план кладбища и захоронений, не имеется установленных общественных проходов, со стороны сельской администрации фактически отсутствует надлежащий контроль за соблюдением нормативно-правовых документов, регулирующих правоотношения, возникшие в сфере похоронного дела. Признав, что существующие размеры родовых захоронений, установленные ограды этих захоронений, как со стороны истцов, так и со стороны ответчиков, не соответствуют нормативам, установленным в Порядке содержания общественных кладбищ, однако ни одной из сторон не представлены бесспорные доказательства того, что другая сторона чинит препятствия в возможности прохождения к местам захоронений и уходу за могилами родственников, а само несоблюдение расстояния между оградками граничащих друг с другом мест захоронений не свидетельствует о нарушении прав как стороны истцов, так и стороны ответчиков, районный суд отказал как в удовлетворении первоначального, так и встречного иска.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
В ст. 21 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» закреплено, что гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В силу п. 17 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся также к вопросам местного значения муниципального, городского округа в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 3 ст. 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п. 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены права органов местного самоуправления сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, среди которых отсутствует право на организацию ритуальных услуг.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона Липецкой области от 2 октября 2014 г. № 322-03 «О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой области» помимо вопросов местного значения, отнесенных Федеральным законом к вопросам местного значения сельских поселений, за сельскими поселениями области закрепляются вопросы местного значения, в частности, содержание мест захоронения.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 8 Устава Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, принятого решением Совета депутатов Липецкого муниципального района Липецкой области от 29 июня 2015 г. № 103, к вопросам местного значения района относятся содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.
24 августа 2021 г. Советом депутатов сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации принято решение № 68 «Об утверждении Порядка содержания общественных кладбищ, расположенных на территории сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации», которым утвержден порядок содержания общественных кладбищ, расположенных на территории сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.
Согласно ст. 4 указанного Порядка размер участка одиночного захоронения был установлен следующий: длина – 2,5 м, ширина – 1,5 м, площадь – 3,75 кв.м; размеры семейного (родового) захоронения: длина – 2,5 м, ширина – 3 м, площадь – 7,5 кв.м. Ширина разрыва между участками для захоронения должна быть не менее 0,5 м.
13 июня 2023 г. прокурором Липецкого района на имя председателя Совета депутатов сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области принесен протест, согласно которому при проведении мониторинга муниципальных нормативных правовых актов на предмет соответствия требованиям действующего федерального законодательства было установлено, что Порядком предусмотрены не только вопросы содержания общественного кладбища сельского поселения, но и вопросы организации ритуальных услуг.
По результатам рассмотрения указанного выше протеста прокуратуры 4 октября 2023 г. Советом депутатов сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации принято решение № 184 «О принятии Положения о содержании общественных кладбищ на территории сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района», которым решение от 24 августа 2021 г. № 68 признано утратившим силу.
Решением Липецкого областного суда от 28 марта 2024 г. по административному делу № 3а-15/2024 по иску Сергеевой В.В. к Совету депутатов сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, администрации сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, вступившим в законную силу 14 мая 2024 г., признаны недействующими со дня принятия ст.ст. 1, 3, 4, 5 Порядка содержания общественных кладбищ, расположенных на территории сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, являющегося приложением к решению Совета депутатов сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 24 августа 2021 г. № 68.
Удовлетворяя административный иск Сергеевой В.В., областной суд пришел к выводу, что при принятии оспариваемого Порядка Совет депутатов сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области вышел за пределы предоставленных ему полномочий, разрешив не только вопросы содержания общественного кладбища сельского поселения, но и отнесенные к вопросам местного значения муниципального района вопросы организации ритуальных услуг, в связи с чем ст.ст. 1, 3, 4, 5 Порядка в части разрешения вопросов организации ритуальных услуг не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу – ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона Липецкой области от 2 октября 2014 г. № 322-03 «О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой области», ст.ст. 11, 37 Устава сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, п. 22 ч. 2 ст. 8 Устава Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.
Принятое решением Советом депутатов сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации от 4 октября 2023 г. № 184 Положение о содержании общественных кладбищ на территории сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района содержит правила содержания мест погребения на общественных кладбищах сельского поселения, не устанавливает размеры участков для погребения, ширину разрывов между ними, размеры и форму ограды захоронений, как не предусматривают данные нормативы действующие и ранее действовавшие нормативные правовые акты Липецкого муниципального района Липецкой области, принятые по вопросам организации ритуальных услуг. Ранее действовавшие Положения о содержании общественных кладбищ на территории сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района, на нормы которых ссылаются истцы в апелляционной жалобе, также не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку они утратили силу в связи с принятием последующих Положений, а ст.ст. 1, 3, 4, 5 Порядка содержания общественных кладбищ, расположенных на территории сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 24 августа 2021 г. № 68, признаны недействующими со дня принятия в связи с выходом органа местного самоуправления за пределы предоставленных ему полномочий.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу положений ст. 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные ст.ст. 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Как разъяснено в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу ст.ст. 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Поскольку при установленных обстоятельствах судом первой инстанции был сделан верный вывод о недоказанности факта нарушения ответчиками прав и законных интересов истцов, оснований для признания обоснованными доводов апелляционной жалобы не имеется, решение является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
С учетом представленных в дело доказательств районный суд пришел к верному выводу, что кладбище в с. Сенцово представляет собой хаотично расположенные захоронения, с момента создания кладбища на нем выполнялись захоронения без определенных размеров и площадей мест захоронения и оград; на кладбище отсутствуют выделенные сектора, отсутствует план кладбища и захоронений, не имеется установленных общественных проходов. Доказательств выделения сельсоветом под захоронение родственников сторон участков определенных, фиксированных размеров (с установлением каких-либо границ) не имеется. При этом суд первой инстанции установил, что ни одной из сторон не представлены бесспорные доказательства того, что другая сторона чинит препятствия в возможности прохождения к местам захоронений и уходу за могилами родственников. Данные выводы суда ничем не опровергнуты.
Ссылка апеллянтов на указание в п. 3.7 Положения о содержании общественных кладбищ на территории сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района, принятого решением Совета депутатов сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 4 октября 2023 г. № 184, что на территории кладбища не допускается: … установка ограды за пределами выделенного земельного участка под захоронение, не может повлечь отмену решения суда первой инстанции и удовлетворение иска, так как установлено и никем не оспаривалось, что пределы участков под захоронение родственников сторон никем не устанавливались. Доказательств выделения земельных участков определенных размеров под захоронения родственников сторон не имеется. Положение об организации ритуальных услуг на территории Липецкого муниципального района, утвержденное постановлением и.о. главы администрации Липецкого муниципального района Липецкой области от 8 апреля 2019 г. № 120, также не содержит нормативов захоронений.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Липецка от 28 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Фомина Виктора Ивановича, Климовой Татьяны Ивановны, Аникеевой Любови Николаевны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 31 июля 2024 г.