Судья – Оплетина Е.С.
Дело № - 33-13677
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Выдриной Ю.Г., судей Смирновой М.А. и Новоселовой Д.В., при секретаре Нечаевой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 10 декабря 2018 года дело по апелляционной жалобе Санниковой Веры Олеговны на решение Ленинского районного суда г. Перми от 25 сентября 2018 года, которым постановлено –
исковые требования Санниковой Веры Олеговны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей С., Д1., Д2. к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми, администрации г. Перми о признании незаконным отказав в признании молодой семьи в составе четырех человек нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании молодой семьи в составе четырех человек нуждающейся в улучшении жилищных условий – оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Выдриной Ю.Г., объяснения истца Санниковой В.О., настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Санникова В.О., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних С1., Д1. и Д2., обратилась в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми и администрации г. Перми о признании незаконным отказа от 08.07.2018 года в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в составе четырех человек, признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Предъявленные требования мотивированы тем, что Санникова В.О. является матерью троих детей, в апреле 2018 года подала заявление с пакетом документов для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, чтобы вступить в программу «Обеспечение жильем молодых семей». 08.07.2018 года Управлением жилищных отношений администрации г. Перми принято решение об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Данное решение считает незаконным, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 «Об утверждении целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», программы реализуемой в Пермском крае с 01.01.2018 «Государственная социальная поддержка семей и детей» подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 №1322-п «Об утверждении программы «Семья и дети Пермского края», постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2018 №215-п «О реализации мероприятий подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» семья истца соответствует условиям программы. Вместе с тем, при отказе ответчиками была необоснованно принята в расчет площадь жилого помещения, 1/3 доли в котором Санникова В.О. подарила в 2016г., при этом ответчик также необоснованно учитывает состав семьи из 6 человек, тогда как состав её семьи составляет 4 человека, нуждаемость в улучшении жилищных условий возникла не в результате отчуждения 1/3 доли в праве, а в связи с рождением третьего ребенка в 2018г., что не может расцениваться как умышленное ухудшение жилищных условий.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец Санникова В.О., ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела судом дана неправильная оценка. В апелляционной жалобе приведены доводы, аналогичные изложенным в суде первой инстанции. Ссылаясь на положения статьи 31, 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, истец считает необоснованными выводы суда первой инстанции о том, что ею, Санниковой В.О., совершены действия, ухудшающие жилищные условий семьи. Вопреки выводам суда первой инстанции нуждаемость семьи в улучшении жилищных условий возникла не вследствие заключения ею, истцом, договора дарения 1/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: г. Пермь, ул. ****, от 26.10.2016 года, а лишь в 14.04.2018 года, т.е. после рождения третьего ребенка.
С учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении истца и ответчика о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы по правилам ст. ст. 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся представителей ответчиков Управления жилищных отношений Администрации г. Перми и Администрации г. Перми.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по изложенным доводам.
Спорные правоотношения сторон регулируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050.
В Пермском крае отношения, связанные с реализацией мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, до 01.01.2018 г. регулировались нормами подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 года № 1322-п (далее Подпрограмма).
С 01.01.2018 г. мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрируются в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2017 г. № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации».
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования (Приложение № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации») утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 в редакции от 30.12.2017 (далее Правила).
В соответствии с пунктом 6 указанных Правил участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пункту 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
В силу требований пункта 2 части 1 и части 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со статей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно подпунктом 6 части 3 статьи 5 Закона Пермской области от 30.11.2005 № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» к действиям, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, осуществляемым ими с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относятся: отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или доли участника долевой собственности на жилое помещение.
Из материалов дела судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства: Санникова В.О. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. ****, общей площадью 60,1 кв. м.
Санникова В.О. является матерью С1., ** года рождения, Д1., ** года рождения, Д2., ** года рождения (л.д. 13-17).
Брак между Санниковой В.О. и С. прекращен 19.02.2015 года на основании решения о расторжении брака мирового судьи судебного участка №137 Индустриального района г. Перми от 19.01.2015 (л.д. 12), согласно копии паспорта (л.д. 10).
Из справки о составе семьи паспортного стола Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Профи-Дом» от 20.04.2018 года, Санникова В.О. с 04.08.2015 зарегистрирована по адресу: г. Пермь, ул. **** с составом семьи: Д1. (дочь) с 07.07.2016, Д3. (брат мужа) с 15.03.2018Д2. (сын) с 17.04.2018, С1. (сын) с 04.08.2015, Ф. (двоюродный брат) с 15.03.2018, Д4. (гр. муж) с 18.07.2018 (временно) (л.д. 19).
Как следует из материалов учетного дела, 24.04.2018 года Санникова В.О. обратилась в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, указав в составе семьи себя и троих несовершеннолетних детей, а также что они занимают квартиру общей площадью 60,1 кв. м, расположенную по адресу: г. Пермь, ул. ****.
К заявлению были приложены копии паспорта заявителя, копии свидетельств о рождении несовершеннолетних детей и установлении отцовства, о семейном положении Санниковой В.О., о месте регистрации несовершеннолетних детей, а также свидетельства о праве собственности Санниковой В.О. на квартиру, расположенную по адресу: г. Пермь, ул. **** (площадью 60,1 кв. м), справки о составе семьи от 20.04.2018, сведения о дарении Санниковой В.О. 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: г. Пермь, ул. ****, общей площадью 61,8 кв.м., К., иные документы согласно расписке, имеющейся в материалах учетного дела.
08.06.2018 издано распоряжение № 677 начальником Управления жилищных отношений администрации г. Перми об отказе в признании молодой семьи Санниковой В.О. нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду того, что не истек срок, предусмотренной ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, о чем в адрес заявителя направлено уведомление от 14.06.2018.
После этого Санникова В.О. обратилась в Управление жилищных отношений за разъяснением причин отказа в признании нуждающейся в жилых помещениях, на которое 08.07.2018 дан ответ, что одним из основных условий участия молодой семьи в Подпрограмме является признание данной семьи нуждающейся в жилых помещениях, исчерпывающий перечень оснований установлен ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. На территории г. Перми таковыми являются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 12 кв.м. на одного члена семьи (решение Пермской городской Думы от 30.05.2006 №103 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма»). При наличии нескольких жилых помещений учитываются все площади помещений. Также учитываются действия и гражданско-правовые сделки, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению и которые были совершены молодой семьей за последние пять лет, предшествующих обращению за получением субсидии. До отчуждения права собственности на 1/3 долю в праве на квартиру по адресу: г. Пермь, ул. ****, обеспеченность каждого члена семьи жилой площадью составляла 13,41 кв.м. = ((60,1 + 20,36) : 6), после отчуждения доли в праве обеспеченность составила 10,01 кв. м = (60,1 : 6) (л.д. 24-25).
Судом первой инстанции также установлено, что Санникова В.О. являлась собственником 1/3 доли в праве на жилое помещение, расположенное по ул. ****, площадью 61,1 кв. м по правоустанавливающему документу (61,1 : 3 = 20,36 кв.м.), которую она подарила 24.10.2016 года К. на основании договора дарения, в настоящее время молодая семья занимает квартиру, расположенную по адресу: г. Пермь, ул. ****, общей площадью 60,1 кв. м, принадлежащую на праве собственности Санниковой В.О.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, правильно руководствуясь требованиями вышеуказанных правовых норм, обоснованно исходил из того, что 24.10.2016 года Санниковой В.О. отчуждена 1/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: г. Пермь, ул. ****, что впоследствии и явилось обстоятельством, повлекшим ухудшение жилищных условий семьи (обеспеченность каждого члена семьи жилой площадью составила 13,41 кв. м). Вышеуказанное обстоятельство в силу прямого указания закона относится к действиям, приведшим к ухудшению членом семьи истца жилищных условий, при том, что пятилетний срок, установленный положениями статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, на день обращения Санниковой В.О. с заявлением не истек.
Выводы суда являются верными, должным образом мотивированными, основанными на законе, соответствующими правильно установленным обстоятельствам дела.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, при условии сохранения у Санниковой В.О. права собственности на 1/3 долю в квартире, расположенной по адресу: г. Пермь, ул. ****, даже при рождении 14.04.2018 года третьего ребенка (Д2.) семья истца не являлась бы нуждающейся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения требований истца.
Доводы апелляционной жалобы истца аналогичны доводам в обоснование заявленных требований, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 25 сентября 2018 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Санниковой Веры Олеговны – без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи –