Решение по делу № 33-3502/2024 от 22.08.2024

УИД 48RS0003-01-2024-001915-10

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Исаев М.А., №2-1579/2024

Докладчик Наставшева О.А. №33-3502/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 сентября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

Председательствующего Нагайцевой Л.А.,

судей Наставшевой О.А., Рябых Т.В.,

при ведении протокола секретарем Шарковой М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика Управления здравоохранения Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 17 июня 2024 года, которым постановлено:

«Обязать Управление здравоохранения Липецкой области () обеспечить Загрядского Максима Андреевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (), лекарственным препаратом «Албутрепенонаког альфа» по жизненным показаниям в необходимом объёме в соответствии с протоколом врачебной комиссии ГУЗ «Елецкая городская больница №2» от 06.05.2024 года до отмены препарата по медицинским показаниям.

Решение суда подлежит немедленному исполнению».

Заслушав доклад судьи Наставшевой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Загрядский М.А. обратился в суд с иском к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом. В обоснование исковых требований указывал, что он является инвалидом 2 группы, с диагнозом: <данные изъяты> В марте 2024 года он был госпитализирован в ФГБУ «РНИИ гематологии и трансфузиологии ФМБА» с целью лечения суставов и определения тактики лечения. В результате обследования ему было рекомендовано заменить действующую терапию на терапию препаратом «Албутрепенонаког альфа» по 4000 ME 1 раз в неделю внутривенно струйно в связи с тяжелым течением заболевания и отсутствием венозного доступа. 6 мая 2024 года ГУЗ «Елецкая городская больница № 2» проведена врачебная комиссия, назначившая терапию препаратом «Албутрепенонаког альфа» по 4000 ME 1 раз в неделю внутривенно струйно. Заявка на обеспечение направлена в Управление здравоохранения Липецкой области. В мае 2024 года он лично направил обращение в Управление здравоохранения ФИО2 <адрес> с просьбой организовать лекарственное обеспечение препаратом «Албутрепенонаког альфа». В ответе на обращение от 24 мая 2024 года Управление здравоохранения отказало ему в обеспечении лекарственным препаратом со ссылкой на то, что закупка такого препарата Управлением здравоохранения за счет средств бюджета осуществляться не должна и не осуществляется, так как препарат не входит в перечень ЖНВЛП. Полагал отказ Управления здравоохранения Липецкой области незаконным, нарушающим его права как инвалида второй группы. Просил суд обязать ответчика Управление здравоохранения Липецкой области обеспечить его бесплатно необходимым медикаментозным лечением <данные изъяты> препаратом «Албутрепенонаког альфа», назначенным врачебной комиссией ГУ «Елецкая городская больница № 2» от 6 мая 2024 года, до момента отмены препарата лечащим врачом, обратить решение суда к немедленному исполнению.

Определением судьи Правобережного районного суда города Липецка от 5 июня 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Истец Загрядский М.А., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца Загрядского М.А по доверенности Ахмадуллин Ф.Р. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил суд иск удовлетворить. Объяснял, что ранее назначенное лечение неэффективно, в связи с чем врачом было рекомендовано рассмотреть переход на применение препарата «Албутрепенонаког альфа». Данный препарат истцу жизненно необходим, поскольку его состояние здоровья ухудшается.

Представитель ответчика Управления здравоохранения Липецкой области по доверенности Маргиев Р.Б. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Суд первой инстанции постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе ответчик Управление здравоохранения Липецкой области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам по делу, неверной оценке доказательств. Просило отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Загрядский М.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

В судебное заседание истец Загрядский М.А., представитель ответчика Управления здравоохранения Липецкой области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства здравоохранения Российской Федерации не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав представителя истца Загрядского М.А. по доверенности Ахмадуллина Ф.Р., возражавшего против доводов жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения, материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему:

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу части 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1 и 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно пункту 21 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, относится организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющие право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2023 года .

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Аналогичные положения содержались в программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за предыдущие годы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1).

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению неработающих инвалидов II группы всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.

Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Липецкой области (утв. Постановлением Правительства Липецкой области от 30.12.2022 г. № 380) предусмотрено обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета Липецкой области лекарственными препаратами бесплатно отдельных категорий граждан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Указанной Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлено, что назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи и (или) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Загрядский М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является неработающим инвалидом II группы, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой об инвалидности серии от ДД.ММ.ГГГГ. Причина инвалидности – инвалид с детства.

Загрядский М.А. страдает заболеваниями: <данные изъяты>

Из представленных суду медицинских документов истца следует, что Загрядский М.А. был госпитализирован в ФГБУ «РНИИ гематологии и трансфузиологии ФМБА» с целью лечения суставов и определения тактики лечения.

На основании представленных данных пациенту установлен диагноз основной: <данные изъяты>

В результате обследования ФГБУ «РНИИ гематологии и трансфузиологии ФМБА» было рекомендовано заменить действующую терапию на терапию препаратом «Албутрепенонаког альфа» по 4000 ME 1 раз в неделю внутривенно струйно в связи с тяжелым течением заболевания и отсутствием венозного доступа, что подтверждается выписным эпикризом от 14 апреля 2024 года.

Согласно выписке из протокола заседания врачебной комиссии ГУЗ «Елецкая городская больница № 2» по назначению лекарственных препаратов от 6 мая 2024 года, Загрядскому М.А. в связи с тяжелым течением заболевания, отсутствием венозного доступа рекомендовано обеспечение препаратами пролонгированного действия из расчета: «Альбутрепенонаког альфа» по 4000 ME 1 раз в неделю внутривенно струйно.

С данной выпиской из протокола Загрядский М.А. обратился в Управление здравоохранения Липецкой области, просил обеспечить его указанным лекарственным препаратом.

24 мая 2024 года Управлением здравоохранения Липецкой области было рассмотрено обращение Загрядского М.А., ему было отказано.

Лекарственный препарат «Альбутрепенонаког альфа» (торговое наименование «Идельвион») не входит в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (приложение № 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р).

Согласно пункта 1.1 Положения об Управлении здравоохранения Липецкой области, утвержденного распоряжением Администрации Липецкой области от 4 сентября 2008 года № 369-р, Управление здравоохранения Липецкой области является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области.

В соответствии с пунктами 2.17, 2.18 Положения об Управлении здравоохранения Липецкой области, на Управление возложены функции:

- по организации оказания населению Липецкой области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях.

- по обеспечению граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Основами охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

На Управление здравоохранения Липецкой области возложена обязанность по обеспечению реализации мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимым заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами, осуществления функции уполномоченного органа в части переданных полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (п. 2.20, 2.29 Положения).

Районный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об обоснованности исковых требований истца к Управлению здравоохранения Липецкой области, поскольку применение препарата «Альбутрепенонаког альфа» (торговое наименований «Идельвион») назначено ему по жизненным показаниям, в целях исключения осложнений, в связи с тяжелым течением заболевания решением врачебной комиссии.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку они основаны на исследованных в полном соответствии с правилами ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации доказательствах.

Районным судом верно определен круг юридически значимых обстоятельств, представленные доказательства тщательно проанализированы, им дана подробная оценка в тексте судебного акта, выводы суда подробно изложены в оспариваемом решении, мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу.

Доводы апелляционной жалобы Управления здравоохранения Липецкой области по существу повторяют позицию при разбирательстве дела в суде первой инстанций, являлись предметом всесторонней проверки, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием.

Оснований для переоценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

Выводы суда о том, что Загрядский М.А. имеет право на получение лекарственного препарата «Альбутрепенонаког альфа» (торговое наименований «Идельвион»), основаны на приведенных выше нормах права, на положениях Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2023 года № 2353, Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Загрядский М.А. является неработающим инвалидом 2 группы.

Учитывая приведенные выше нормы права, установленные обстоятельства по делу, районный суд пришел к правильному выводу о возложении обязанности на Управление здравоохранения Липецкой области. Довод Управления здравоохранения Липецкой области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятелен.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены либо изменения обжалуемого решения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указания на обстоятельства и факты, которые влияли бы на законность судебного решения.

Решение суда является законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, соответствует имеющимся в деле доказательствам, которым дана правильная правовая оценка, требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 17 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления здравоохранения Липецкой области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 30 сентября 2024 года.

УИД 48RS0003-01-2024-001915-10 ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Исаев М.А., №2-1579/2024

Докладчик Наставшева О.А. №33-3502/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 сентября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

Председательствующего Нагайцевой Л.А.,

судей Наставшевой О.А., Рябых Т.В.,

при ведении протокола секретарем Шарковой М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика Управления здравоохранения Липецкой области на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 17 июня 2024 года, которым постановлено:

«Обязать Управление здравоохранения Липецкой области () обеспечить Загрядского Максима Андреевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (), лекарственным препаратом «Албутрепенонаког альфа» по жизненным показаниям в необходимом объёме в соответствии с протоколом врачебной комиссии ГУЗ «Елецкая городская больница №2» от 06.05.2024 года до отмены препарата по медицинским показаниям.

Решение суда подлежит немедленному исполнению».

Заслушав доклад судьи Наставшевой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Загрядский М.А. обратился в суд с иском к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом. В обоснование исковых требований указывал, что он является инвалидом 2 группы, с диагнозом: <данные изъяты> В марте 2024 года он был госпитализирован в ФГБУ «РНИИ гематологии и трансфузиологии ФМБА» с целью лечения суставов и определения тактики лечения. В результате обследования ему было рекомендовано заменить действующую терапию на терапию препаратом «Албутрепенонаког альфа» по 4000 ME 1 раз в неделю внутривенно струйно в связи с тяжелым течением заболевания и отсутствием венозного доступа. 6 мая 2024 года ГУЗ «Елецкая городская больница № 2» проведена врачебная комиссия, назначившая терапию препаратом «Албутрепенонаког альфа» по 4000 ME 1 раз в неделю внутривенно струйно. Заявка на обеспечение направлена в Управление здравоохранения Липецкой области. В мае 2024 года он лично направил обращение в Управление здравоохранения ФИО2 <адрес> с просьбой организовать лекарственное обеспечение препаратом «Албутрепенонаког альфа». В ответе на обращение от 24 мая 2024 года Управление здравоохранения отказало ему в обеспечении лекарственным препаратом со ссылкой на то, что закупка такого препарата Управлением здравоохранения за счет средств бюджета осуществляться не должна и не осуществляется, так как препарат не входит в перечень ЖНВЛП. Полагал отказ Управления здравоохранения Липецкой области незаконным, нарушающим его права как инвалида второй группы. Просил суд обязать ответчика Управление здравоохранения Липецкой области обеспечить его бесплатно необходимым медикаментозным лечением <данные изъяты> препаратом «Албутрепенонаког альфа», назначенным врачебной комиссией ГУ «Елецкая городская больница № 2» от 6 мая 2024 года, до момента отмены препарата лечащим врачом, обратить решение суда к немедленному исполнению.

Определением судьи Правобережного районного суда города Липецка от 5 июня 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Истец Загрядский М.А., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца Загрядского М.А по доверенности Ахмадуллин Ф.Р. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил суд иск удовлетворить. Объяснял, что ранее назначенное лечение неэффективно, в связи с чем врачом было рекомендовано рассмотреть переход на применение препарата «Албутрепенонаког альфа». Данный препарат истцу жизненно необходим, поскольку его состояние здоровья ухудшается.

Представитель ответчика Управления здравоохранения Липецкой области по доверенности Маргиев Р.Б. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Суд первой инстанции постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе ответчик Управление здравоохранения Липецкой области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам по делу, неверной оценке доказательств. Просило отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Загрядский М.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

В судебное заседание истец Загрядский М.А., представитель ответчика Управления здравоохранения Липецкой области, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства здравоохранения Российской Федерации не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав представителя истца Загрядского М.А. по доверенности Ахмадуллина Ф.Р., возражавшего против доводов жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения, материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему:

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу части 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1 и 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно пункту 21 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, относится организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющие право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2023 года .

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Аналогичные положения содержались в программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за предыдущие годы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1).

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению неработающих инвалидов II группы всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.

Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Липецкой области (утв. Постановлением Правительства Липецкой области от 30.12.2022 г. № 380) предусмотрено обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета Липецкой области лекарственными препаратами бесплатно отдельных категорий граждан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Указанной Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлено, что назначение и применение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи и (или) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Загрядский М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является неработающим инвалидом II группы, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой об инвалидности серии от ДД.ММ.ГГГГ. Причина инвалидности – инвалид с детства.

Загрядский М.А. страдает заболеваниями: <данные изъяты>

Из представленных суду медицинских документов истца следует, что Загрядский М.А. был госпитализирован в ФГБУ «РНИИ гематологии и трансфузиологии ФМБА» с целью лечения суставов и определения тактики лечения.

На основании представленных данных пациенту установлен диагноз основной: <данные изъяты>

В результате обследования ФГБУ «РНИИ гематологии и трансфузиологии ФМБА» было рекомендовано заменить действующую терапию на терапию препаратом «Албутрепенонаког альфа» по 4000 ME 1 раз в неделю внутривенно струйно в связи с тяжелым течением заболевания и отсутствием венозного доступа, что подтверждается выписным эпикризом от 14 апреля 2024 года.

Согласно выписке из протокола заседания врачебной комиссии ГУЗ «Елецкая городская больница № 2» по назначению лекарственных препаратов от 6 мая 2024 года, Загрядскому М.А. в связи с тяжелым течением заболевания, отсутствием венозного доступа рекомендовано обеспечение препаратами пролонгированного действия из расчета: «Альбутрепенонаког альфа» по 4000 ME 1 раз в неделю внутривенно струйно.

С данной выпиской из протокола Загрядский М.А. обратился в Управление здравоохранения Липецкой области, просил обеспечить его указанным лекарственным препаратом.

24 мая 2024 года Управлением здравоохранения Липецкой области было рассмотрено обращение Загрядского М.А., ему было отказано.

Лекарственный препарат «Альбутрепенонаког альфа» (торговое наименование «Идельвион») не входит в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (приложение № 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р).

Согласно пункта 1.1 Положения об Управлении здравоохранения Липецкой области, утвержденного распоряжением Администрации Липецкой области от 4 сентября 2008 года № 369-р, Управление здравоохранения Липецкой области является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области.

В соответствии с пунктами 2.17, 2.18 Положения об Управлении здравоохранения Липецкой области, на Управление возложены функции:

- по организации оказания населению Липецкой области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях.

- по обеспечению граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Основами охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

На Управление здравоохранения Липецкой области возложена обязанность по обеспечению реализации мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимым заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами, осуществления функции уполномоченного органа в части переданных полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (п. 2.20, 2.29 Положения).

Районный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об обоснованности исковых требований истца к Управлению здравоохранения Липецкой области, поскольку применение препарата «Альбутрепенонаког альфа» (торговое наименований «Идельвион») назначено ему по жизненным показаниям, в целях исключения осложнений, в связи с тяжелым течением заболевания решением врачебной комиссии.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку они основаны на исследованных в полном соответствии с правилами ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации доказательствах.

Районным судом верно определен круг юридически значимых обстоятельств, представленные доказательства тщательно проанализированы, им дана подробная оценка в тексте судебного акта, выводы суда подробно изложены в оспариваемом решении, мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу.

Доводы апелляционной жалобы Управления здравоохранения Липецкой области по существу повторяют позицию при разбирательстве дела в суде первой инстанций, являлись предметом всесторонней проверки, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием.

Оснований для переоценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

Выводы суда о том, что Загрядский М.А. имеет право на получение лекарственного препарата «Альбутрепенонаког альфа» (торговое наименований «Идельвион»), основаны на приведенных выше нормах права, на положениях Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2023 года № 2353, Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Загрядский М.А. является неработающим инвалидом 2 группы.

Учитывая приведенные выше нормы права, установленные обстоятельства по делу, районный суд пришел к правильному выводу о возложении обязанности на Управление здравоохранения Липецкой области. Довод Управления здравоохранения Липецкой области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятелен.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены либо изменения обжалуемого решения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указания на обстоятельства и факты, которые влияли бы на законность судебного решения.

Решение суда является законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, соответствует имеющимся в деле доказательствам, которым дана правильная правовая оценка, требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 17 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления здравоохранения Липецкой области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 30 сентября 2024 года.

33-3502/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Загрядский Максим Андреевич
Ответчики
Управление здравоохранения Липецкой области
Другие
Министерство здравоохранения РФ
Ахмадуллин Фарит Равилевич
Суд
Липецкий областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
23.09.2024Судебное заседание
30.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2024Передано в экспедицию
23.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее