Решение по делу № 2-520/2023 от 16.06.2023

дело № 2-520/2023

УИД 10RS0008-01-2023-000819-87

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 ноября 2023 года                        г. Медвежьегорск

                                        Республика Карелия

Медвежьегорский районный суд в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова Вадима Александровича, Елизаровой Нины Олеговны, Тышкевича Романа Владимировича, Тышкевич Анастасии Константиновны, Андреева Константина Владимировича, Шилова Александра Олеговича, Шиловой Анастасии Леонидовны, Ковыршина Юрия Александровича, Айвазяна СамвелаАрменовича, Сивицкой Татьяны Сергеевны, Сивицкого Сергея Геннадьевича, Соборовой Елены Юрьевны, Соборова Александра Викторовича, Самохвал Татьяны Юрьевны, Самохвала Александра Александровича к Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район», КУ РК «Управтодор», ООО «Сток» об обязании провести работы по организации уличного освещения и центрального водопровода,

установил:

Истцы обратились с указанным иском по тем основаниям, что являются собственниками земельных участков и индивидуальных жилых домов, расположенных по <адрес>, неоднократно обращались в Администрацию Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» по вопросам организации наружного уличного освещения и прокладки центрального водопровода. В нарушение п. 4 и п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность по организации электро- и водоснабжения органом местного самоуправления не исполнена. Истцы просят суд обязать Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район» провести работы по организации уличного освещения и центрального водопровода по <адрес>

В ходе рассмотрения дела истцы Ковыршин Ю.А., Айвазян С.А., Андреев К.В. исковые требования изменили и просили в целях обеспечения водоснабжением обязать ООО «Сток» заключить договоры на подвоз воды к домовладениям по <адрес>

Определениями суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» и ООО «Сток», в качестве третьего лица – ООО «Прионежская сетевая компания».

В судебном заседании истцы Ковыршин Ю.А., Шилов А.О., Шилова А.Л., Самохвал Т.Ю., Соборов А.В. исковые требования в части возложения на Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район» обязанности по организации наружного уличного освещения поддержали, просили обязать Администрацию обеспечить наружное стационарное освещение улицы <адрес>. Об отказе от иных исковых требований не заявили. Дополнили, что отсутствие уличного освещения создает угрозу безопасности для собственников домовладений по <адрес> и членов их семей. Земельные участки предоставлялись для индивидуального жилищного строительства, домовладения расположены на территории городского поселения, поэтому обеспечение улицы <адрес> наружным освещением является обязанностью Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район».

Иные истцы в судебное заседание не явились, в силу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ суд считает их извещенными о времени и месте судебного заседания.

Представитель ответчика Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» Филина Е.В. в судебном заседании против иска возражала, полагая Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район» ненадлежащим ответчиком по заявленным истцами требованиям, указав, что улица <адрес> является участком автомобильной дороги «подъезд к <адрес>», переданной в оперативное управление КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия», соответственно, обязанность по освещению указанной автомобильной дороги несет указанное учреждение. Относительно требований об обеспечении домовладений центральным водоснабжением возражала по тем основаниям, что техническая возможность прокладки центрального водопровода отсутствует, подключение домовладений к имеющейся на <адрес> скважине приведет к падению давления в водопроводной сети и не позволит обеспечить водоснабжением потребителей.

Представитель ответчика ООО «Сток» по доверенности Данилина У.А. в судебном заседании против требований к ООО «Сток» возражала, обратив внимание на принцип свободы договора, отсутствие досудебных обращений граждан, проживающих по <адрес>, в ООО «Сток» по вопросу обеспечения водоснабжением, недоказанность истцами нарушения их прав и свобод действиями либо бездействием со стороны ООО «Сток».

Представитель ответчика КУ РК «Управтодор РК» Чумаков С.Г. в судебном заседании против исковых требований возражал, указав, что надлежащим ответчиком в силу ст. 14, ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» является Администрация МО «Медвежьегорский муниципальный район». Автомобильная дорога «Подъезд к <адрес>» проходит в г. Медвежьегорске, имеет границы земельного участка, размеры которого не позволяют установить опоры стационарного освещения. Расширению границ дороги препятствует то обстоятельство, что смежные с автомобильной дорогой земельные участки являются охранными зонами различных категорий. Земельные участки истцов находятся в стороне; земельный участок, занятый автомобильной дорогой, отделен от земельных участков истцов иными земельными участками. <адрес> и <адрес> являются частью городской территории и не передавались в оперативное управление КУ РК «Управтодор РК».

Представитель третьего лица АО «ПСК» не явился, извещен, в представленном отзыве указывает, что спорное правоотношение не затрагивает права и интересы АО «ПСК», находящиеся на <адрес> опоры не являются опорами освещения, были установлены силами АО «ПСК» в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, являются собственностью АО «ПСК». Заявок на подключение уличного освещения по ул. <адрес> в адрес АО «ПСК» не поступало.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2).

Из положений п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения относятся в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

Статьями 4, 8 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на органы местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности возложены полномочия по разработке и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также координации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В силу положений п. 1 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно п. 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры (п. 72 Правил).

Судом установлено, что решением Совета Медвежьегорского городского поселения от 28.12.2018 № 105 внесены изменения в Устав Медвежьегорского городского поселения. Согласно ч. 1 ст. 23 Устава Медвежьегорского городского поселения Администрация Медвежьегорского городского поселения не образуется, исполнение полномочий Администрации Медвежьегорского городского поселения в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» возлагается на Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район».

Решением Совета Медвежьегорского муниципального района от 12.04.2018 № 69 в Устав МО «Медвежьегорский муниципальный район» внесены изменения и дополнения. Согласно ч. 1.1 ст. 39 Устава МО «Медвежьегорский муниципальный район» на Администрацию муниципального района возлагается исполнение полномочий Администрации Медвежьегорского городского поселения.

Согласно сведениям ЕГРН, истец Федоров Вадим Александрович на основании договора купли-продажи от 25.07.2018 является собственником земельного участка с к.н. <данные изъяты> по адресу <адрес> предназначенного для ИЖС, отнесенного к землям населенных пунктов.

Истцы Тышкевич Роман Владимирович, Тышкевич Анастасия Константиновна являются долевыми собственниками земельного участка с к.н. <данные изъяты>, расположенного в г. Медвежьегорске, отнесенного к землям населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования для ИЖС. Территориальная зона – Ж-3. Зона застройки индивидуальными жилыми домами. Право собственности зарегистрировано 03.08.2020 на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений РК № 1302-м/20р от 19.06.2020 «О предоставлении земельного участка в собственности бесплатно».

Истец Андреев Константин Владимирович на основании договора купли-продажи земельного участка от 20.11.2017 является собственником земельного участка с к.н. <данные изъяты>, местоположение согласно сведениям ЕГРН <адрес>, отнесенного к землям населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования для индивидуального дома с приусадебным участком.

Истец Шилов Александр Олегович на основании договора купли-продажи от 13.01.2021 является собственником земельного участка с к.н. <данные изъяты> по адресу <адрес>, отнесенного к категории земель населенных пунктов и имеющего вид разрешенного использования – индивидуальные жилые дома с приусадебными участками, территориальная зона ж-3 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), для индивидуальной жилой застройки.

Истец Ковыршин Ю.А. является долевым собственником земельного участка с к.н. <данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес>, отнесенного к землям населенных пунктов и имеющего вид разрешенного использования для ИЖС.

Истец Айвазян С.А. на основании договора купли-продажи от 29.07.2019 является собственником земельного участка с к.н. <данные изъяты>, местоположение определено как <адрес>, отнесенного в категории земель населенных пунктов и имеющего вид разрешенного использования для индивидуального дома с приусадебным участком.

Истец Сивицкая Т.С. на основании постановления Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» от 15.11.2012 № 2331 является долевым собственником земельного участка с к.н. <данные изъяты> по адресу <адрес> с разрешенным использованием ИЖС.

Истцы Соборова Е.Ю. и Соборов А.В. на основании постановления Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» от 16.10.2012 № 2150 являются долевыми собственниками земельного участка с к.н. <данные изъяты> по адресу <адрес> с разрешенным использованием ИЖС.

Истцы Самохвал Т.Ю., Самохвал А.А. являются долевыми собственниками индивидуального жилого дома по адресу <адрес> право собственности зарегистрировано 17.01.2018. Постановлением Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» от 12.11.2013 № 1839 многодетной семье Самохвал Т.Ю. был предоставлен в общую долевую собственность бесплатно земельный участок по <адрес>, сформированный из состава земель населенных пунктов с к.н. <данные изъяты> с разрешенным использованием для ИЖС.

06.09.2022 Андреев К.В. и Шилов А.О. в числе иных собственников земельных участков, расположенных по <адрес>, обратились в Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район», КУ РК «Управление автомобильных дорог РК» с заявлением об организации уличного освещения на <адрес>. Истец Ковыршин Ю.А. 27.05.2021 посредством сайта «Госуслуги» направил обращение в Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район» и Главе Республики Карелия об организации уличного освещения на <адрес>.

Факт отсутствия наружного уличного освещения на <адрес>, как и центрального водоснабжения либо организации подвоза воды к домовладениям истцов ответчиками признается.

Поскольку принадлежащие истцам земельные участки расположены на территории Медвежьегорского городского поселения, отнесены к землям населенных пунктов и предназначены для индивидуального жилищного строительства, при формировании земельных участков орган местного самоуправления не обеспечил создание коммунальной инфраструктуры, суд приходит к выводу, что обязанность по организации в черте городского поселения наружного уличного освещения должна быть возложена в силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район». Длительное непринятие ответчиком мер по организации освещения на ул. Магистральной свидетельствует о нарушении социальных прав истцов и членов их семей, создании препятствий к использованию земельных участков в целях, в соответствии с которыми они были предоставлены в том числе многодетным семьям для улучшения их жилищных условий. Организация наружного уличного освещения является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений.

Оснований для возложения обязанности по организации освещения на КУ РК «Управтодор» суд не усматривает, соглашаясь с позицией представителя указанного ответчика.

Доводы представителя Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» об отсутствии в бюджете средств на проведение работ судом во внимание не принимаются, поскольку в силу положений подп. 1 п. 1 ст.14, подп. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета. В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Следовательно, органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, в силу отсутствия финансовой возможности. Поэтому отсутствие в бюджете денежных средств на организацию освещения улиц не освобождает орган местного самоуправления от решения вопросов местного значения, в частности, связанных с организацией освещения улиц.

Оснований для удовлетворения требований о возложении на Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район» обязанности по организации центрального водоснабжения суд с учетом фактических обстоятельств дела, установленных в ходе судебного разбирательства, не усматривает, поскольку основная часть домовладений по <адрес> оборудована индивидуальными скважинами, за счет которых собственниками самостоятельно решен вопрос об обеспечении водой. Кроме того, техническая возможность подключения объектов жилищного строительства по <адрес> к централизованной системе водоснабжения отсутствует из-за малого дебета артезианской скважины, расположенной на <адрес>.

В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Оснований для удовлетворения требований истцов Ковыршина Ю.А., Айвазяна С.А., Андреева К.В. к ООО «Сток» об обязании заключить договоры на подвоз воды к их домовладениям суд не усматривает, поскольку с данным требованием истцы к ответчику в досудебном порядке не обращались, из объяснений представителя ООО «Сток» в судебном заседании следует, что возможность организации подвоза воды имеется, истцам необходимо обратиться с соответствующим заявлением для заключения договора.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, принимая решение об обязании ответчика совершить определенные действия, если эти действия не могут быть совершены иными лицами, суд устанавливает конкретный срок исполнения решения.

Устанавливая срок совершения Администрацией действий по обеспечению наружного стационарного освещения улицы Магистральной, суд учитывает правовое положение Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район», принимает во внимание значимость заявленного искового требования, время, необходимое для его реального исполнения, руководствуется общеправовыми принципами разумности и справедливости.

На основании ст. 98 ГПК РФ с Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» в пользу Ковыршина Ю.А. подлежат взысканию расходы по государственной пошлине.

Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район» в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить наружное стационарное освещение <адрес> Республики Карелия.

В удовлетворении оставшейся части требований и в исковых требованиях к ООО «Сток» и КУ РК «Управтодор» отказать.

Взыскать с Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» в пользу Ковыршина Юрия Александровича возврат государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления в окончательной форме.

    Судья                                    Л.А. Ерохова

Решение в окончательной форме составлено 20 ноября 2023 года

2-520/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Елизарова Нина Олеговна
Соборова Елена Юрьевна
Андреев Константин Владимирович
Сивицкая Татьяна Сергеевна
Соборов Александр Викторович
Мартынова Анна Михайловна
Березин Андрей Иванович
Колесов Игорь Иванович
Березина Татьяна Федоровна
Айвазян Самвел Арменович
Мартынов Андрей Владимирович
Шилова Анастасия Леонидовна
Тышкевич Роман Владимирович
Тышкевич Анастасия Константиновна
Ковыршин Юрий Александрович
Шилов Александр Олегович
Степанова Александра Петровна
Колесова Алена Александровна
Сивицкий Сергей Геннадьевич
Федоров Вадим Александрович
Самохвал Татьяна Юрьевна
Самохвал Александр Александрович
Ответчики
КУ РК "Управление автомобильных дорог"
Администрация МО "Медвежьегорский муниципальный район"
ООО "Сток"
Другие
АО "Прионежская сетевая компания"
Суд
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
Дело на сайте суда
medvezhegorsky.kar.sudrf.ru
16.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2023Передача материалов судье
22.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2023Судебное заседание
09.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.10.2023Судебное заседание
13.11.2023Судебное заседание
20.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее