УИД 63RS0030-01-2023-005131-83
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-4928/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 августа 2024 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу защитника администрации городского округа Тольятти Самарской области Протасовой О.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области - заместителя главного государственного инспектора городского округа Тольятти по пожарному надзору Гаврилова А.А. от 24 октября 2023 года № 278, решение судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 15 апреля 2024 года и решение судьи Самарского областного суда от 10 июня 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа Тольятти Самарской области,
установил:
постановлением заместителя начальника ОНД и ПР по г.о. Тольятти УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области - заместителя главного государственного инспектора г.о. Тольятти по пожарному надзору от 24 октября 2023 года № 278 администрация городского округа Тольятти Самарской области (далее - администрация г.о. Тольятти, администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 11 января 2024 года постановление должностного лица от 24 октября 2023 года оставлено без изменения, а жалоба администрации г.о. Тольятти - без удовлетворения.
Решением судьи Самарского областного суда от 29 февраля 2024 года решение судьи Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 11 января 2024 года отменено, дело направлено на рассмотрение по подсудности в Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области.
Решением судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 15 апреля 2024 года постановление должностного лица от 24 октября 2023 года оставлено без изменения, а жалоба администрации г.о. Тольятти Самарской области - без удовлетворения.
Решением судьи Самарского областного суда от 10 июня 2024 года, принятым по жалобе защитника администрации г.о. Тольятти Протасовой О.В., решение судьи районного суда от 15 апреля 2024 года оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации г.о. Тольятти Протасова О.В. выражает несогласие с состоявшимися постановлением должностного лица и судебными решениями, полагая, что судебными инстанциями не были надлежаще исследованы доводы заявителя, просит отменить принятые по делу акты.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу постановления должностного лица и судебных решений не имеется.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи.
Часть 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей
Правоотношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных требований пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в числе прочих: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Данные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя, в том числе, данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР в РФ), устанавливающие требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 70 ППР в РФ предусмотрено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ под противопожарным режимом понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности. Особый противопожарный режим представляет собой дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
В силу статьи 30 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Из материалов дела следует, что 5 августа 2023 года в 13 часов 32 минуты на центральный пункт пожарной связи службы пожаротушения 31 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Самарской области поступило сообщение о загорании сухой травянистой растительности по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Бориса Коваленко, напротив дома № 73. В результате загорания сухой травянистой растительности огонь распространился на лесные культуры и насаждения, расположенные в лесном квартале № 34 Васильевского участкового лесничества Тольяттинского лесничества.
По данному факту 7 августа 2023 года по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 261 Уголовного кодекса РФ, возбуждено уголовное дело, в ходе расследования которого выявлено несоблюдение администрацией г.о. Тольятти требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, установленного на территории Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 11 мая 2023 года № 383 «Об особом противопожарном режиме на территории Самарской области» и на территории городского округа Тольятти постановлением администрации г.о. Тольятти от 3 апреля 2023 года № 1160-п/1 «Об установлении особого противопожарного режима на территории городского округа Тольятти», нарушение администрацией г.о. Тольятти пункта 70 ППР в РФ, выразившееся в необеспечении очистки от сухой травянистой растительности территории, прилегающей к лесному кварталу № 34 Васильевского участкового лесничества Тольяттинского лесничества.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Должностным лицом и судьями нижестоящих судов установлено, что администрация г.о. Тольятти, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечена к административной ответственности.
Факт нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима подтвержден собранными по делу доказательствами, в том числе: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 23 августа 2023 года (т. 2, л.д. 63), протоколом об административном правонарушении от 5 октября 2023 года № 278 (т. 2, л.д. 41 - 44), актом № 25 о лесном пожаре от 7 августа 2023 года (т. 2, л.д. 70 - 71), постановлением от 7 августа 2023 года о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного частью 1 стать 261 УК РФ (т. 2, л.д. 74 - 75), протоколом осмотра места происшествия от 5 августа 2023 года с фототаблицей к нему (т. 2, л.д. 76 - 95), заключением эксперта № 192-4-1 от 29 августа 2023 года по материалам уголовного дела по факту лесного пожара, произошедшего 5 августа 2023 г. (т. 2, л.д. 116 - 133), иными картами - схемами и фотоматериалами (т. 1, л.д. 65 - 76), а также другими материалами дела.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного, всестороннего и объективного анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьями предыдущих судебных инстанций установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Представленные доказательства оценены должностным лицом и судьями по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их совокупности, а все доводы, заявленные защитником администрации г.о.Тольятти, получили мотивированную оценку.
Бездействие администрации г.о.Тольятти квалифицировано должностным лицом административного органа по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с чем обоснованно согласились судьи нижестоящих инстанций, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.
Несогласие заявителя с выводами, содержащимися в принятых по делу актах, оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных всеми инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судебными инстанциями в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городскому округу Тольятти управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области - заместителя главного государственного инспектора городского округа Тольятти по пожарному надзору Гаврилова А.А. от 24 октября 2023 года № 278, решение судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 15 апреля 2024 года и решение судьи Самарского областного суда от 10 июня 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа Тольятти Самарской области, оставить без изменения, а жалобу защитника администрации городского округа Тольятти Самарской области Протасовой О.В. оставить без удовлетворения.
Судья С.И. Шкуров