Дело №
25RS0№-46
РЕШЕНИЕ
Ифио
10 октября 2024 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Рыбаковой В.А.,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению фио к фио, фио, фио, фио о признании права собственности за пережившим супругом,
УСТАНОВИЛ:
фио обратилась с исковым заявлением к фио, фио, фио, фио о признании права собственности за пережившим супругом, указав, что она и фио состояли в браке с ДД.ММ.ГГГГ.
В период брака на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ за счет общих средств супругами приобретена квартира, расположенная по адресу: Владивосток, Некрасовская, <адрес>. Квартира приобреталась на имя фио
ДД.ММ.ГГГГ брак расторгнут на основании решения мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Раздел имущества не производился.
ДД.ММ.ГГГГ фио умер. Наследниками, принявшими наследство являются: фио, фио, фио, фио
В настоящий момент квартира зарегистрирована за фио записью о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ во исполнение решения Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о реституции, в связи с признанием недействительным договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между фио (продавец) и фио (покупатель).
Квартира вошла в состав наследственной массы фио, что подтверждается решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. За каждым из ответчиков признана ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру. Истец не являлся участником данного спора, не привлекался к участию в деле.
На основании изложенного, фио просит суд произвести раздел прав на квартиру, расположенную по адресу: Владивосток, Некрасовская, <адрес>, кадастровый № следующим образом: признать за фио – ? доли в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: Владивосток, Некрасовская, <адрес>; признать за фио, фио, фио, фио по 1/8 доли в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: Владивосток, Некрасовская, <адрес>;
В судебном заседании представитель истца фио на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика фио по доверенности фио в судебном заседании исковые требования не оспаривал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика фио по доверенности фио в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, заявила о пропуске срока исковой давности.
Истец, ответчики, а также привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования фио, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, о времени и месте проведения слушания по делу уведомлялись надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, в силу положений стаей 113-117, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при указанных обстоятельствах, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся истца, ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте судебного заседания.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, собранные и истребованные судом письменные доказательства в соответствии с требованиями статей 56,67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 1150 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 данного кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными названным кодексом.
Как установлено в пункте 1 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество (пункт 2 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 36 Семейного кодекса Российской Федерации), а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное (пункт 1 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 33, 34 Семейного кодекса Российской Федерации).
Положениями статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что совместная собственность супругов возникает в силу прямого указания закона.
Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное (пункт 1 статьи 33 Семейного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Вместе с тем имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью (пункт 1 статьи 36 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество (пункт 2 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 36 Семейного кодекса Российской Федерации), а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное (пункт 1 статьи 256 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 33, 34 Семейного кодекса Российской Федерации). При этом переживший супруг вправе подать заявление об отсутствии его доли в имуществе, приобретенном во время брака. В этом случае все это имущество входит в состав наследства.
Из указанной нормы следует, что после смерти одного из супругов (бывших супругов) в его наследственную массу входит имущество, составляющее его долю в общем имуществе, а остальная часть общего имущества поступает в единоличную собственность пережившего супруга. Тем самым общая совместная собственность на такое имущество прекращается, а принадлежащая умершему доля в имуществе переходит к его наследникам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что фио и фио состояли в браке с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о заключении брака I-BC № от ДД.ММ.ГГГГ.
В период брака на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ за счет общих средств супругами приобретена квартира, расположенная по адресу: Владивосток, Некрасовская, <адрес>. Квартира приобретена на имя фио
ДД.ММ.ГГГГ брак расторгнут на основании решения мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Раздел имущества не производился.
ДД.ММ.ГГГГ фио, умер. После смерти фио открыто наследственное дело №.
Согласно материалам наследственного дела, с заявлением о принятии наследства обратились: сын фио, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын фио, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь фио, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в лице законного представителя фио, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь фио, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением, по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а так же в случаях предусмотренных ГК РФ.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № удовлетворены исковые требования фио к фио, фио, о признании договора от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи квартиры недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки, приведении сторон в первоначальное состояние путем передачи в собственность фио квартиры.
На основании данного решения по заявлению фио внесена запись в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № о государственной регистрации права фио на квартиру.
Квартира вошла в состав наследственной массы фио, что подтверждается решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. За каждым из ответчиков признана ? доля в праве общей долевой собственности на квартиру.
Истец не являлся участником данного спора и не был привлечен к участию в деле.
Пунктом 7 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.
В силу статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака», течение трехлетнего срока исковой давности для требований о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, брак которых расторгнут (пункт 7 статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации), следует исчислять не со времени прекращения брака (дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - дня вступления в законную силу решения), а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, срок исковой давности по требованиям о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, исчисляется с момента, когда бывшему супругу стало известно о нарушении своего права на общее имущество, а не с момента возникновения иных обстоятельств (регистрация права собственности на имущество за одним из супругов в период брака, прекращение брака, неиспользование спорного имущества и т.п.).
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.) не влияет на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Судами установлено, что спорная квартира приобретена сторонами в период брака, в связи с чем в силу статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации является совместной собственностью супругов.
Из материалов дела следует, что после расторжения в 2011 году брака между бывшими супругами фио отсутствовал спор относительно данной квартиры.
Факт того, что фио после расторжения брака длительное время не проживала в квартире, не была в ней зарегистрирована, не несла бремя ее содержания, не свидетельствует о том, что она не пользовалась квартирой как собственник, отказалась от своих прав на нее, утратила какой-либо интерес к ней.
Поскольку судом не было установлено наличие письменного соглашения или судебного акта о разделе имущества бывших супругов, фио оставалась владеющим собственником спорной квартиры, и в отношении нее до смерти фио сохранялся режим совместной собственности супругов.
Законодательством не предусмотрена возможность признания права единоличной собственности супруга, на которого эта собственность оформлена, в случае, если второй супруг не предъявил своих прав в отношении этого имущества (раздел в силу бездействия).
Если после расторжения брака бывшие супруги продолжают сообща пользоваться общим имуществом, то срок исковой давности следует исчислять с того дня, когда одним из супругов будет совершено действие, препятствующее другому супругу осуществлять свои права в отношении спорного имущества.
Суд учитывает, что нарушение прав истца произошло ДД.ММ.ГГГГ, когда спорная квартира была продана сестре истца фио
При этом суд полагает необходимым отметить, что из пояснений представителей сторон не отрицается, что брак между фио и фио расторгнут формально и супруги продолжали жить совместно.
Решением Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-1236/2023 отказано в удовлетворении административного иска фио к Управлению Росреестра по <адрес>, заинтересованные лица фио, фио, фио, фио, фио, о признании незаконным действий по внесению в ЕГРН сведений о праве собственности фио на квартиру, возложении обязанности погасить указную запись и восстановить запись о праве собственности на квартиру фио Судом установлено, что оспариваемые регистрационные действия осуществлены административным ответчиком по заявлению надлежащего лица - фио, стороны по гражданскому делу, к которому был приложен документ-основание для регистрации права – решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3).
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 указанной статьи).
Статьей 10 названного кодекса установлено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (пункт 1).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2 статьи 10).
В пункте 3 данной статьи указано, что в случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 этой же статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены данным кодексом.
Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков (пункт 4 статьи 10 ГК РФ).
Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Судом учитывается, что истец и ответчики знали том, что указанная квартира является наследственным имуществом, однако в целях избежания обращения взыскания на нее с заявлением о включении ее в состав наследственного имущества не обращались.
Истец не могла не знать о наличии спора о включении спорной квартиры в состав наследственного имущества, поскольку является законным представителем фио, которая участвовала в том деле в качестве ответчика.
Кроме того, в указанном деле участвовал фио, которому была выдана доверенность <адрес>8 от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец, зная о наличии спора, не была лишена возможности вступить в дело как соответчик и заявить свои права на спорное имущество путем подачи встречного иска.
Заявленные истцом требования фактически направлены на преодоление вступившего в законную силу судебного акта путем вынесения другого судебного акта, что противоречит положениям статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд учитывает, что супружеская доля пережившего супруга на имущество, совместно нажитое с наследодателем, может входить в наследственную массу лишь в том случае, когда переживший супруг заявит об отсутствии его доли в имуществе, приобретенном в период брака.
Суду какого-либо заявления фио об отсутствии ее доли в имуществе, приобретенном в период брака, не представлено.
Учитывая, что судом установлен пропуск срока исковой давности, а также злоупотребление правом со стороны истца, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования фио к фио, фио, фио, фио о признании права собственности за пережившим супругом оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья В.А. Рыбакова
мотивированное решение изготовлено: 21.10.2024