Дело №2-418/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 января 2016 года г. Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска
в составе председательствующего судьи Масловой С.А.,
при секретаре судебных заседаний Белоус Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя межрайонного прокурора Приморской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к министерству культуры Архангельской области о возложении обязанности организовать историко-культурную экспертизу для решения вопроса о воссоздании либо исключении из реестра объектов культурного наследия,
установил:
заместитель межрайонного прокурора Приморской межрайонной прокуратуры обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском к министерству культуры Архангельской области, сославшись на то, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о государственной собственности при учете, содержании объектов культурного наследия, выявлены нарушения требований об охране объектов культурного наследия. В связи с чем просил обязать последнее организовать историко-культурную экспертизу для решения вопроса о восстановлении либо исключении из реестра объекта культурного наследия: <адрес>, а также разработать проекты охраны объекта культурного наследия: неолитическая стоянка «<адрес>», которая расположена <адрес> в срок до 1 января 2017 года.
В ходе рассмотрения дела заместитель межрайонного прокурора Приморской межрайонной прокуратуры заявленные требования уточнил, просив обязать ответчика организовать историко-культурную экспертизу для решения вопроса о воссоздании либо исключении из реестра следующего объекта культурного наследия: <адрес>, в оставшейся части требования оставив без изменения.
Старший помощник межрайонного прокурора Приморской межрайонной прокуратуры Климичнин Т.А. в судебном заседании требования поддержал по изложенным в иске основаниям с учетом уточнения.
Представитель ответчика министерства культуры Архангельской области Матвеева В.В., в судебном заседании с иском не согласилась, предоставила в материалы дела письменный отзыв на исковое заявление в котором указала на несогласие с заявленным истцом сроком выполнения работ до 1 января 2017 года, а также на необходимость произведения анализа финансовых затрат и возможностей министерства по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, в связи с чем просив определить срок исполнения решения суда до 31 июня 2018 года.
Представитель третьего лица Управления Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному Федеральному округу, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, предоставил в материалы дела письменный отзыв на исковое заявление, в котором с требованиями согласился, указав на необходимость произведения анализа финансовых затрат и возможностей министерства по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия в целях установления реального срока исполнения решения суда, просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
Третьи лица Администрация МО «Летнее-Золотицкое», Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, возражений по иску не предоставили.
Выслушав объяснения старшего помощника межрайонного прокурора, объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Заместитель межрайонного прокурора Приморской межрайонной прокуратуры правомерно обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно граждан, в том числе проживающих на территории субъекта, в целях обеспечения охраны объектов культурного наследия, что согласуется с положениями федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», предусматривающих основные цели данного закона, направленного на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры а также гарантий соблюдения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации а равно и права каждого на доступ к объектам культурного наследия.
В силу части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно преамбуле федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 4 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подразделяются, в том числе, на объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации и объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
В силу положения ст.9.1 указанного федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), включая согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и установления требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения.
Исходя из положений ст.ст.9.2, 9.3 указанного федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится в том числе и государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится в том числе и государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Согласно ст.33 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, помимо прочего, проведение историко-культурной экспертизы и разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со ст.34 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положениями ст. 28, ст. 30 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ предусмотрено, что в целях обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра проводится государственная историко-культурная экспертиза, объектами которой являются, в том числе документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра.
На основании п.3 ст.31 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов экспертизы, указанных в ст. 30 настоящего Федерального закона, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.23 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации: в отношении объекта культурного наследия федерального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы; в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления).
Таким образом, исключение объекта культурного наследия, а также его элементов из Реестра возможно только в соответствии с установленной Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ процедурой.
Кроме того, в силу п. 2 ст. 23 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.
Утрата историко-культурного значения может быть установлена только по результатам государственной историко-культурной экспертизы, которая в силу ст.28 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ проводится, в том числе в целях обоснования исключения объекта культурного наследия из реестра.
В силу п.2 ст.47 федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета принимается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, основанному на заключении историко-культурной экспертизы и согласованному с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, определенным законом данного субъекта Российской Федерации, с учетом общественного мнения, а также в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения с учетом мнения религиозных организаций.
Согласно пп. «д» п. 2, п. 11 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года №569, для обоснования принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра экспертиза проводится в обязательном порядке экспертной комиссией.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Постановлением администрации Архангельской области от 13 августа 1998 года №207 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Архангельской области», принятого во исполнение решения исполнительного комитета Архангельской области областного Совета народных депутатов от 22 декабря 1990 года № 137 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры» церковь <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения.
Объект культурного наследия <адрес>, находится в неудовлетворительном состоянии, оставшиеся объекты культурного наследия - утрачены.
Также на учете состоит следующий объект, отнесенный Постановлением администрации Архангельской области от 20 августа 1971 года №519 к объектам культурного наследия федерального значения, а именно неолитическая стоянка, которая расположена <адрес>.
Сведения об указанных объектах отсутствуют в реестре федеральной собственности.
До настоящего времени проект зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения не разработан, границы зон охраны указанных объектов не определены.
Изложенные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей сторон, а также сведениями, содержащимися в письменных материалах настоящего гражданского дела, и ответчиком, третьими лицами не оспаривались и по правилам ст.ст.12, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, на основании установленных данных, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из положений пункта 4 части 1 статьи 9.2 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения.
Аналогичная норма содержится и в части 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации. (ст. 34 указанного федерального закона).
В п. 7 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года №972 указано, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
При этом разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Пунктом 11части 1 статьи 5 закона Архангельской области от 15 февраля 2010 года №132-10-ОЗ «О регулировании отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Архангельской области» к полномочиям Правительства Архангельской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Архангельской области относятся: утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границ единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия) (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особых режимов использования земель в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном настоящим законом.
В силу п.п.4, 6, 7 ст.6 закона Архангельской области от 15 февраля 2010 года № 132-10-ОЗ к полномочиям регионального органа охраны объектов культурного наследия относятся: организация проведения государственной историко-культурной экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти Архангельской области или органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования Архангельской области, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ; осуществление регионального государственного надзора в сфере охраны объектов культурного наследия; согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ, проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, решений федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области о предоставлении земель и об изменении их правового режима.
В соответствии с пунктами 2 и 5 части 4 статьи 7 закона Архангельской области от 15 февраля 2010 года №132-10-ОЗ в связи с осуществлением полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области осуществляет проведение историко-культурной экспертизы (за исключением организации и проведения историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия), а также осуществляет разработку в случаях и порядке, установленных Федеральным законом 73-ФЗ, проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения.
В соответствии со ст. 1 Положения о Министерстве культуры Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 27 марта 2012 года №118-пп, Министерство культуры Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере культуры, в том числе в сфере государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) на территории Архангельской области.
Как следует из ч.ч.2, 5, 14 п.11 вышеуказанного Положения, в связи с осуществлением полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения министерство культуры Архангельской области осуществляет следующие полномочия: проведение историко-культурной экспертизы, за исключением государственной историко-культурной экспертизы, необходимой для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия, а также разработку в случаях и порядке, установленных Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, а также иные мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения, включенных в реестр, проведение которых отнесено Федеральным законом к полномочиям федерального органа охраны объектов культурного наследия, за исключением мероприятий, предусмотренных абзацами вторым - пятым подпункта 1 пункта 10 настоящего Положения.
Кроме итого, в силу действия п. 8 Положения, министерство осуществляет следующие полномочия в сфере своего ведения в том числе: в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения подготовка обращения Правительства Архангельской области в федеральный орган охраны объектов культурного наследия: с предложением об исключении объекта культурного наследия регионального значения из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр); осуществление регионального государственного надзора в сфере охраны объектов культурного наследия; согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, решений исполнительных органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области о предоставлении земель и об изменении их правового режима; осуществление в случаях и порядке, установленных Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия регионального значения, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ.
Таким образом, с учетом компетенции органов исполнительной власти Архангельской области, министерство культуры Архангельской области наделено полномочиями по проведению историко-культурной экспертизы и организации разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия региональногозначения.
Как установлено материалами дела, <адрес>, расположенная в <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения.
Поскольку до настоящего времени проект зоны охраны указанного объекта культурного наследия регионального значения не разработан, а необходимость разработки проекта зоны охраны объектов культурного наследия обусловлена целями сохранности таких объектов в его исторической среде на сопряженной с ним территории, установления зоны его охраны, который определяется таким проектом, а также учитывая что данный объект находится в неудовлетворительном состоянии, установленные нарушения приводят к нарушению прав и законных интересов граждан Российской Федерации в сфере сохранения и охраны объектов культурного наследия, в целях обеспечения их защиты суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о возложении обязанности разработать проект зон охраны культурного наследия подлежит удовлетворению.
В части требований об организации историко-культурной экспертизы для решения вопроса о воссоздании либо исключении из реестра объектов культурного наследия, которые являются объектами культурного наследия федерального значения, а проведение историко-культурной экспертизы обусловлено мотивами принятия решения о воссоздании либо исключении из реестра таковых, так как принятие указанных решений возможно только на основании заключения историко-культурной экспертизы, суд признает исковые требования в данной части обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом характера и объема работ, которые необходимо выполнить ответчику, специфику и длительность организации их выполнения, а также то обстоятельство, что финансирование министерства осуществляется за счет средств областного бюджета, принимая во внимание мнение сторон, суд считает необходимым определить срок исполнения решения суда в части возложения обязанности разработать проекты зон охраны объектов культурного наследия - до 31 декабря 2017 года, а в части возложения обязанности организовать историко-культурную экспертизу в срок до 31 июня 2018 года.
При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск заместителя межрайонного прокурора Приморской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к министерству культуры Архангельской области о понуждении разработать проект зоны охраны объекта культурного наследия удовлетворить.
Обязать министерство культуры Архангельской области разработать проекты зон охраны объекта культурного наследия: неолитическая стоянка, которая расположена к <адрес> в срок до 31 декабря 2017 года.
Обязать министерство культуры Архангельской области организовать историко-культурную экспертизу для решения вопроса о воссоздании либо исключении из реестра объекта культурного наследия: <адрес>, расположенная в <адрес> в срок до 31 июня 2018 года.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 января 2016 года.
Председательствующий С.А. Маслова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>