Решение по делу № 33-7368/2020 от 01.10.2020

судья Барсукова Н.Н.          дело №33-7368/2020 (2-243/2020)

22RS0066-01-2019-004633-48

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

3 ноября 2020 года                             г.Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего     Вишняковой С.Г.

судей                 Медведева А.А., Сафроновой М.В.

при секретаре             Богдан Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика товарищества собственников жилья «Строитель» на решение Железнодорожного рай    оного суда г.Барнаула Алтайского края от 24 июля 2020 года по делу

по иску администрации Железнодорожного района г.Барнаула к товариществу собственников жилья «Строитель», Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности выполнить ремонт фасада.

Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Обратившись в суд с названными исковыми требованиями, в их обоснование администрация Железнодорожного района г.Барнаула в обоснование своих требований указывала, что фасад здания, расположенного по пр.Строителей,22 в г.Барнауле находится в неудовлетворительном состоянии, имеет трещины и отслоение штукатурного слоя фасада. Услуги по содержанию общего имущества собственников указанного многоквартирного дома осуществляет ТСЖ «Строитель». Предписание администрации от 27.06.2019 года №956 о необходимости проведения ремонта в срок до 27.08.2019 года ответчиком не исполнено. В этой связи, ссылаясь на предоставленные Правилами благоустройства городского округа г.Барнаул полномочия по контролю за благоустройством, администрация района просила обязать ТСЖ «Строитель» в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу привести фасад здания по проспекту Строителей,22 в городе Барнауле в надлежащее состояние путем выполнения с сохранением цветового решения фасада здания работ по восстановлению штукатурного слоя фасада здания, заделки трещин, а так же взыскать с ответчика на случай неисполнения решения суда неустойку в размере 200000 руб. за первый месяц неисполнения и в дальнейшем по 50 000 руб. ежемесячно до момента фактического исполнения решения суда.

Судом к участию в деле качестве соответчика привлечена Некоммерческая организация «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

Решением Железнодорожного рай    оного суда г.Барнаула Алтайского края от 24 июля 2020 года исковые требования удовлетворены частично.

На ТСЖ «Строитель» возложена обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести главный и боковые фасады здания по проспекту Строителей,22 в г.Барнауле в надлежащее состояние путем выполнения работ по промывке поверхности стен фасадов и окраске за один раз, заделке трещин и выбоин, по затирке местами со шпатлевкой.

С ТСЖ «Строитель» в пользу администрации Железнодорожного района г.Барнаула на случай неисполнения решения суда взыскана неустойка в размере 10 000 руб. ежемесячно до момента фактического исполнения решения.

В удовлетворении иска в оставшейся части отказано.

С ТСЖ «Строитель» в пользу ООО «Строительный надзор и контроль» в возмещение расходов по экспертному исследованию взыскано 26 550 руб.

С ТСЖ «Строитель» взыскана государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городского округа г.Барнаула в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе ответчик ТСЖ «Строитель» просит отменить решение суда, принять по делу новое решение. Указывает в обоснование жалобы, что судом не дано оценки тому обстоятельству, что жилой дом по пр.Строителей 22 в г.Барнауле, является памятником культуры регионального значения, ввиду чего работы по его ремонту должны согласовываться с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края. Последнее никаких предписаний в отношении ремонта фасада здания не давало, представление же администрации района на этот счет, должно было быть направлено не ТСЖ, на названному Управлению. Суд не учел, что собственниками помещений многоквартирного дома принято решение оспариваемые работы по ремонту фасада провести в рамках капитального ремонта дома. Такие работы не подпадают под текущий ремонт, который в названном жилом доме не проводился длительное время.

В настоящем судебном заседании представитель ответчика на удовлетворении апелляционной жалобы настаивает.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст.167 ГПК РФ их неявки не препятствует рассмотрению дела.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включается, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома.

В силу пункта 4 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья должно обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности (часть 2.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13 августа 2006 г. (в редакции Постановления N 354 от 06 мая 2011 г.) текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).

В соответствии с п. 2.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 периодичность текущего ремонта установлена в пределах трех - пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий. Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (п. 3.2.9 Правил).

Судом установлено, что ТСЖ «Строитель» осуществляет управление многоквартирным жилым домом по проспекту Строителей,22 в г.Барнауле.Актом от 24.09.2019г. подтверждено ненадлежащее состояние фасада указанного здания, поскольку обнаружены две сквозные трещины, отпадение и вздутие штукатурного слоя, повреждение лакокрасочного покрытия на площади 55%, неудовлетворительное состояние кирпичного ограждения балконов.

Необходимость проведения текущего ремонта вышеуказанного жилого дома и перечень необходимых работ установлены заключением эксперта ООО Строительный надзор и контроль» №10 от 28.06.2020г. Согласно экспертному заключению существующее техническое состояние фасадов здания по проспекту Строителей,22 г.Барнауле оценивается как ограниченно работоспособное, так как имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкций здания возможно при контроле их состояния, продолжительности и условий эксплуатации.

В рамках текущего ремонта по главному и боковым фасадам необходимо выполнить работы по промывке стен фасадов и окраске за один раз, работы по заделке трещин и выбоин, работы по затирке местами со шпатлевкой.

Установив такие обстоятельства, районный суд пришел к выводу об удовлетворении иска, возложении на ответчика обязанности провести ремонт фасада здания.

С таким выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он отвечает установленным по делу обстоятельствам, сделан при правильном применении норм материального права.

Обязанность ответчика по надлежащему содержанию многоквартирного жилого дома прямо вытекает из вышеприведенных норм закона.

Что касается доводов ответчика о праве администрации района на предъявление требований к ТСЖ, судебная коллегия находит их необоснованными.

Общие требования к состоянию и облику зданий закреплены в п.2.2 Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных Решением Барнаульской городской Думы от 27.10.2017 N15.

Названными Правилами установлено, что текущий и капитальный ремонт, окраска фасадов зданий производятся лицами, владеющими ими на праве собственности, ином вещном праве, праве аренды, ином законном праве, или уполномоченными ими лицами. (п.2.2.4).

В соответствие с п.4.2.2 Правил контроль за выполнением Правил возлагается на администрацию города, администрации районов, сельские (поселковую) администрации и иные органы местного самоуправления в пределах их компетенции.

Контроль за выполнением Правил осуществляется в форме постоянного обследования территории города, фиксации нарушений Правил, установленных в ходе такого обследования, выдачи предписаний об устранении нарушений или составлении протоколов об административном правонарушении в порядке, установленном действующим законодательством (п.4.2.3).

Таким образом, в рамках осуществления полномочий по контролю за внешним обликом зданий, учитывая, что фасады спорного здания выходят на одну из центральных площадей города, администрация Железнодорожного района, на территории которого спорный многоквартирный дом расположен, обоснованно предъявила к ТСЖ требования о приведении внешнего вида здания в надлежащее состояние.

Ссылка ответчика на принятие собственниками решения о проведении капитального ремонта здания вывода суда о возложении на ТСЖ обязанности провести ремонт фасада здания не влияет. Представитель ответчика ссылался на то, что решение о капитальном ремонте собственниками принято еще в 2015г. То обстоятельство, что собственники, на которых лежит бремя содержания принадлежащего содержания МКД, до настоящего времени такой ремонт не осуществили, не может освобождать их от обязанности выполнять его текущий ремонт. Как выше указано эксперты все работы, которые суд обязал ответчика произвести по фасаду здания, отнесли к текущему ремонту.

Необходимо учитывать, что и проведение текущего ремонта здания является обязанностью ТСЖ, исходя из того, что такой способ управления принят в данном МКД.

Что касается ссылки ответчика на то, что здание по пр.Строителей 22 является объектом культурного наследия, судебная коллегия отмечает следующее.

Действительно из представленного в дело охранного обязательства следует, что названный дом является объектом охраны, памятником истории и культуры муниципального значения.

Однако данное обстоятельство обязанностей с собственников данного дома по его надлежащему содержанию, и в том числе по его текущему ремонту, не снимает.

В соответствие с п.11 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002г. N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в статье 56.1 настоящего Федерального закона.

Согласно абзацу первому п. 3 ст. 56.1 указанного Федерального закона охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

В соответствие с п.2.2.5. Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных Решением Барнаульской городской Думы от 27.10.2017г. N15 изменения фасадов зданий, не связанные с их реконструкцией, производятся по согласованию с комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, а в случае, если здание является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), - и с органом, уполномоченным в области государственной охраны объектов культурного наследия на территории Алтайского края. Порядок согласования определяется приказом комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула.

Изложенное позволяет признать, что статус названного многоквартирного дома как памятника памятником истории и культуры муниципального значения не освобождает ТСЖ от обязанностей по его текущему ремонту, а в случае, если для проведения ремонтных работ требуется согласование с органом, уполномоченным в области государственной охраны объектов культурного наследия на территории Алтайского края, получение разрешения на работы, обязанность пройти процедуру такого согласования возложена на ТСЖ.

Такому положению закона обжалуемое решение суда не противоречит, поскольку суд лишь возложил на ТСЖ обязанность провести работы по текущему ремонту фасадов здания. Это не ограничивает обязанностей и не ограничивает прав ТСЖ при необходимости получить соответствующее согласование с названным органом. При этом вышеприведенные положения Правил такое согласование предполагают лишь для случаев изменения фасадов зданий, тогда как в рассматриваемом случае речь о таком изменении не шла, а работы, которые ответчика обязал провести суд, напротив касаются сохранения фасада здания в существующим виде.

Судебная коллегия считает необходимым отметить, что ответчик, осуществляя управление многоквартирным домом, и имея установленную законодательством в области сохранения и использования объектов культурного наследия обязанность по его сохранению, не осуществил необходимые работы по сохранению объекта культурного наследия, что фактически привело к ненадлежащему техническому состоянию фасада указанного многоквартирного дома.

Ответчик в нарушение порядка использования и содержания объекта культурного наследия не обращался в уполномоченный орган за получением разрешительной документации на проведение работ по текущему ремонту для поддержания в надлежащем техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома - объекта культурного наследия, что привело к утрате фасадом надлежащего внешнего вида и состояния.

Учитывая изложенное, суд обоснованно возложил на ответчика обязанности такие работы по текущему ремонту провести.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Апелляционную жалобу ответчика товарищества собственников жилья «Строитель» на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула Алтайского края от 24 июля 2020 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-7368/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Железнодорожного района г. Барнаула
Ответчики
ТСЖ Строитель
Другие
Фонд кап. ремонта многоквартирных домов, региональный оператор АК
Министерство строительства и жкх АК
УГО объектов культурного наследия АК
Минасян Н. А.
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
08.10.2020Передача дела судье
03.11.2020Судебное заседание
13.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2020Передано в экспедицию
03.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее