Решение по делу № 2а-712/2022 от 01.03.2022

УИД: 47RS0003-01-2022-000441-60

Дело № 2а-712/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волхов Ленинградской области 02 июня 2022 года

Волховский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Назаровой Е.А.,

при секретаре Ильине И.В.

с участием помощника Волховского городского прокурора Ивановой Ю.А., представителей административного ответчика Цыганкова И.Н., Ненюковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Волховского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия в части отсутствия принятых мер по формированию земельных участков под многоквартирными домами, обязании устранения нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Волховский городской прокурор обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия в части отсутствия принятых мер по формированию земельных участков под многоквартирными домами, обязании устранения нарушений, указав в обоснование заявленных требований, что Волховской городской прокуратурой в сентябре 2021 года в ходе надзорных мероприятий в сфере исполнения законодательства об использовании муниципального имущества, землепользования, а также жилищного законодательства установлено, что на территории муниципального образования Новоладожское городское поселение до настоящего времени не сформированы земельные участки под многоквартирными домами, расположенными в г.Новая Ладога Волховского района Ленинградской области по адресам:

******,

******,

******,

******,

******,

******,

******,

******, у

******,

******,

******

Согласно п.4 ч.1 ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Ссылаясь на положения ст. 16 Закона № 189-ФЗ, п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, а также позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П, Волховский городской прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ, просит суд:

- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в части отсутствия принятых мер по формированию земельных участков под многоквартирными домами, расположенными по адресу: ****** и постановке их на кадастровый учет.

- обязать администрацию муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области принять меры по формированию земельных участков под многоквартирными домами, расположенными по адресу: ****** и постановить их на кадастровый учет в течении одного года после вступления решения суда в законную силу.

Протокольным определением от 31 марта 2022 г. в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Волховского муниципального района Ленинградской области.

Протокольным определением от 27 апреля 2022 г. в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Домоуправ».

В судебном заседании помощник Волховского городского прокурора Иванова Ю.А. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Представители администрация муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области после перерыва в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.

Заинтересованные лица ООО «Домоуправ» и администрация Волховского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание своих представителей не направили, о дне слушания извещались надлежащим образом.

Также в соответствии с ч. 7 ст. 96 КАС РФ сведения о судебном заседании размещены на официальном сайте Волховского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Поскольку лица, участвующие в деле, об отложении дела не просили и доказательств уважительной причины неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, в этой связи суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании ст. 150 КАС РФ.

Из отзыва и дополнения к отзыву, ранее представленных административным ответчиком, следует, что администрация муниципального образования Новоладожское городское поселение просит в иске отказать, т.к. обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в т.ч. с осуществлением всех необходимых действий для формирования и кадастрового учета земельных участков, возникает в момент реализации любым собственником помещений в многоквартирном доме своего права на обращение в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением. В администрацию муниципального образования Новоладожское городское поселение таких заявлений не поступало. Расходы на проведение работ по формированию 48 земельных участков под многоквартирными домами в проект бюджета муниципального образования Новоладожское городское поселение на 2022 год и плановый период 2023-2024 гг. не были заложены. Административный истец заявляет требования в интересах неопределенного круга лиц, однако круг лиц, являющихся собственниками помещений в МКД, определен и может быть установлен выписками из ЕГРН. Административный истец не указал в исковом заявлении площади земельных участков, а также описание границ земельных участков, которые должны быть отмежеваны и поставлен на учет административным ответчиком.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельные участки являются объектами земельных отношений.

В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Сведения о характеристиках земельного участка вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в процедуре государственного кадастрового учета, что следует из положений частей 2 и 7 ст. 1, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года, согласно которому в состав общего имущества (в числе прочего) включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Из п. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу п. 3 ст. 16 вышеуказанного закона, в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. (п. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

Пунктом 4.1. ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.

В соответствии с п. 4.2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" о начале действий по образованию земельного участка уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через пять рабочих дней после принятия соответствующего решения уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме, под которым образуется земельный участок, в том числе путем размещения или обеспечения размещения извещения, содержащего информацию о начале действий по образованию земельного участка, планируемых этапах и сроках осуществления соответствующих действий, на информационных щитах, расположенных по месту нахождения соответствующего многоквартирного дома, а также на официальном сайте соответствующего органа государственной власти либо на официальном сайте (при его наличии) соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Проверка соответствия положений ст. 36 ЖК РФ и Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Конституции РФ отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от 28.05.2010 № 12-п "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 федерального закона "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю., В.П. и Е.А.", из которого следует, Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (пп.5 п.1 ст. 1 ЗК РФ), указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (ч.ч. 1 и 2 ст. 36 ЖК РФ), а в ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 189-ФЗ) - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме (п. 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (п.п. 2.3, 4.2, 4.3 мотивировочной части).

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии со статьями 5.1 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Приказом Минстроя России от 07.03.2019 N 153/пр утверждены Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (далее по тексту – Методические рекомендации).

Согласно п. 3 Методических рекомендаций определение местоположения границ земельных участков, занятых многоквартирными домами, рекомендуется осуществлять в рамках подготовки проекта межевания территории.

Пунктом 11 Методических рекомендаций уполномоченным органам рекомендуется образовывать земельные участки под многоквартирными домами по собственной инициативе или в связи с поступлением заявления любого собственника помещения в многоквартирном доме об образовании земельного участка, занятого таким домом.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что обязанность административного ответчика образовать земельный участок под многоквартирным жилым домом относится к области публичных правоотношений и не зависит от наличия или отсутствия утвержденного проекта межевания территории, либо от наличия обращений со стороны граждан многоквартирного дома, в связи с чем административный ответчик не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для образования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

При этом суд отмечает, что образование и постановка на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом без решения собрания всех собственников не нарушает и не может нарушать права последних.

Как разъяснено в п. 2.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает, что - в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно Уставу муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, администрация муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области исполняет полномочия исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, в том числе полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования.

Из письма администрации Новоладожского городского поселения № ****** от 23.09.2021 г. следует, что земельные участки под многоквартирными домами, перечисленными в административном исковом заявлении, административным ответчиком не сформированы, на кадастровый учет не поставлены.

Доводы административного ответчика о том, что круг лиц определен только собственниками жилых помещений, судом отклоняется, поскольку образование и постановка на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами затрагивает также интересы смежных землепользователей.

Пункт 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 39 КАС РФ наделяют прокурора полномочиями на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Иные возражения административного ответчика сводятся к анализу правовых норм и не опровергают обстоятельства дела.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. ст. 60, 61, 70, 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку бездействие администрации муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в неисполнении административным ответчиком своей публичной обязанности по образованию земельных участков под МКД, нарушает как права граждан данных многоквартирных домов, так и права смежных землепользователей, препятствует надлежащей эксплуатации многоквартирных домов и земельных участков, на которых расположены данные дома, с элементами озеленения и благоустройства, иных, предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данных домов и расположенных на указанном земельном участке объектов.

На основании ч. 3 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает срок для исполнения решения суда. Срок, заявленный Волховским городским прокурором, суд находит разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по принятию мер для исполнения возложенной судом обязанности.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Волховского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области в части отсутствия принятых мер по формированию земельных участков под многоквартирными домами, расположенными по адресам: ****** и постановке их на кадастровый учет.

Обязать администрацию муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области принять меры по формированию земельных участков под многоквартирными домами, расположенными по адресам: ****** и поставить их на кадастровый учет в течение одного года после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено 17 июня 2022 года.

    

Судья - подпись Е.А.Назарова    

2а-712/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Волховский городской прокурор
Ответчики
Администрация МО Новоладожское городское поселение
Другие
Администрация Волховского муниципального района ЛО
ООО "Домоуправ"
Суд
Волховский городской суд Ленинградской области
Судья
Назарова Евгения Анатольевна
Дело на странице суда
volhovsky.lo.sudrf.ru
01.03.2022Регистрация административного искового заявления
01.03.2022Передача материалов судье
03.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
03.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.03.2022Предварительное судебное заседание
27.04.2022Судебное заседание
13.05.2022Судебное заседание
02.06.2022Судебное заседание
17.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее