Решение по делу № 2-2159/2019 от 20.05.2019

Дело № 2-2159/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 июля 2019 года гор. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Тесёлкиной С.М.

при секретаре Фёдоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коротеева Вячеслава Васильевича к отделению (территориальному, г. Псков) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании уведомления об исключении из подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» по Министерству обороны Российской Федерации незаконным и признании права состоять на учете с даты постановки на учёт с включением в реестр военнослужащих с даты принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Коротеев В.В. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к отделению (территориальному, г. Псков) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании уведомления № 60-40/2019/02 от 17 апреля 2019 года об исключении из подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» по Министерству обороны Российской Федерации незаконным и признании право истца состоять на учете в качестве участника указанной подпрограммы с даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях 05 июля 2013 года и с даты включения в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма 20 января 2002 года.

В обоснование иска указано, что уведомлением ФГКУ «Западрегионжильё» № 02-37/127 от 3 сентября 2013 года Коротеев В.В. был признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации.

Согласно уведомлению отделения (территориального, г. Псков) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, являющегося нижестоящим органом по отношению к ФГКУ «Западрегионжильё», № 60-40/2019/02 от 17 апреля 2019 года, Коротеев В.В. исключён из участников указанной подпрограммы со ссылками на пункты 16, 16.1 и 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» по Министерству обороны РФ.

Истец полагает указанные ссылки ответчика преждевременными и безосновательными, так как жилое помещение истцом отчуждено не было, заявление о выдаче государственного жилищного сертификата и обязательство по безвозмездной передаче занимаемого жилого помещения им не подавались и исключение из участников подпрограммы граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, Правилами не предусмотрено.

Кроме того, пункт 16.1 Правил постановлением Правительства РФ от 27.06.2018 № 742 признан утратившим силу.

Поскольку решение ответчика вынесено с превышением полномочий, в отсутствии законных оснований и предусмотренного содержания уведомления, Коротеев В.В. просит признать уведомление № 60-40/2019/02 от 17 апреля 2019 года об исключении его из подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» по Министерству обороны Российской Федерации незаконным и признать право истца состоять на учете в качестве участника указанной подпрограммы с даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях - 05 июля 2013 года и с даты включения в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма - 20 января 2002 года.

Истец Коротеев В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался судом надлежащим образом. Его представитель Цой В.А. требования с учетом их уточнения поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика отделения (территориального, г. Псков) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом.

Выслушав представителя истца Цоя В.А., исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Из материалов дела судом установлено, что с 07.03.1996 года Коротеев В.В. постоянно проживает и зарегистрирован в жилом помещении, состоящем из двух комнат, площадью 28,26 кв.м. в двухкомнатной квартире, общей площадью 54,12 кв.м., по адресу: Псковская область, Струго-Красненский район, м. Владимирский Лагерь, д. *** (л.д. 12).

Согласно справке Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №14 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по Западному военному округу» от 20.03.2019 № 58 Военный городок № 1 Владимирский Лагерь, в котором проживает истец, является закрытым в соответствии с Перечнем имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 года № 752-р (л.д. 11).

В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации обеспечение права каждого на жилище, является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека и статьей 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах органы государственной власти обязаны создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень, и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации частями 2 и 3 статьи 40, предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», установлены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Согласно п. 14 ст. 15 указанного Федерального закона порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы» (далее – Правила) (в редакции от 18.02.2013) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

Согласно уведомлению ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № 02-37/127 от 03 сентября 2013 года Коротеев В.В. признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы по Министерству обороны РФ на основании заявления (рапорта) от 05.07.2013 и представленных документов (л.д. 6).

Вместе с тем, уведомлением отделения (территориального, г. Псков) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № 60-40/2019/02 от 17 апреля 2019 года истец исключён из участников указанной подпрограммы (л.д. 5).

Непосредственным основанием к принятому решению послужило то обстоятельство, что размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, рассчитанный в соответствии с пунктами 16, 16.1, 16.2 Правил с учетом полученных из федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии сведений о приобретении Коротеевым В.В. по договору дарения от 12 февраля 2002 года права собственности на жилое помещение, общей площадью 31,50 кв.м по адресу: Воронежская область, ***, составляет менее 18 кв.м. (33-31,5=1,5 кв.м.)

Оценивая обстоятельства дела и доводы, изложенные в обоснование иска, суд учитывает, что подпунктом «а» пункта 19, пунктом 22 Правил (в редакции от 18.02.2013) установлено, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, подают заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе с приложением следующих документов: справка об общей продолжительности военной службы (службы); выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, основание в виде размера общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты, составляющего менее 18 кв.м. не является основание для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы, а, следовательно, и для исключения из неё.

Согласно пунктам 27, 44, 44(1) Правил (в редакции от 20.11.2018, действующей на момент принятия уведомления об исключении истца из участников подпрограммы) для включения в список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, гражданин – участник основного мероприятия, указанный в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом, в котором он состоит на учете в качестве претендующего на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка.

Для получения сертификата гражданин - участник основного мероприятия представляет в числе прочего обязательство о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность в случаях, указанных в абзаце четвертом пункта 16(2), пунктах 16(3) и 16(4) настоящих Правил, согласно которым право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику основного мероприятия только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику основного мероприятия возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.

Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что норматив общей площади жилого помещения применяется для расчета размера социальной выплаты после подачи участником подпрограммы заявления (рапорта) для включения его в список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году.

Вместе с тем, согласно пояснениям представителя истца Цой В.А. заявления (рапорта) для включения в список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в 2019 году и получения сертификата, Коротеев В.В. не подавал, в связи с чем применение норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты, по мнению суда, является преждевременным.

Кроме того, в соответствии с п. 16(2) Правил в случае совершения гражданином и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, на которую в результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером отчужденной общей площадью жилого помещения). Указанные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в целях учета действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.

Таким образом, приведенный в уведомлении об исключении истца из участников подпрограммы расчет размера социальной выплаты применяется в случаях совершения гражданином действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.

Однако сведений о том, что Коротеев В.В. совершил действия и гражданско-правовые сделки с принадлежащим ему с 11 марта 2002 года на праве собственности жилым домом № ***, общей площадью 31,51 кв.м по ул. *** Воронежской области (л.д. 18), которые привели к уменьшению его размера или к его отчуждению, уведомление № 60-40/2019/02 от 17.04.2019 и материалы дела не содержат, в связи с чем, применение отделением (территориальным, г. Псков) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации расчета размера социальной выплаты, является необоснованным.

При таких обстоятельствах суд полагает, что Коротеев В.В. обоснованно обратился в суд с иском о признании уведомления об исключении из подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» по Министерству обороны Российской Федерации незаконным и признании права состоять на учете с даты постановки на учёт с включением в реестр военнослужащих с даты принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и его требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Коротеева Вячеслава Васильевича к отделению (территориальному, г. Псков) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить.

Признать уведомление об исключении Коротеева Вячеслава Васильевича из подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» по Министерству обороны Российской Федерации от 17 апреля 2019 года незаконным.

Признать за Коротеевым Вячеславом Васильевичем право состоять на учете в качестве участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» по Министерству обороны Российской Федерации с даты постановки на учёт, то есть с 05 июля 2013 года с включением в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 20 января 2002 года.

Решение суда может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.М. Тесёлкина

2-2159/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Коротеев Вячеслав Васильевич
Ответчики
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России
Отделение (территориальное, г.Псков) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ
Другие
Цой Вячеслав Анатольевич
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Дело на сайте суда
pskovskygor.psk.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.04.2020Предварительное судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2019Дело оформлено
27.11.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее