Дело №
Судья ФИО10
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала 19 января 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе
председательствующего Биремовой А.А.,
судей Сатыбалова С.К., Ашурова А.И.,
при секретаре Гудаеве Р.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Бремовой Г.М. на решение Сулейман-Стальского районного РД от 31 октября 2016 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора <адрес>, удовлетворить.
Обязать Бремову Г. М. - собственника банкетного зала «Лейла», расположенного по адресу: сел. Касумкент С.<адрес> Республики Дагестан, устранить следующие нарушения пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и антитеррористической защищенности объекта:
-установить автоматическую пожарную сигнализацию (ПНР РФ №);
-установить противопожарный щит (ПНР РФ № п.482);
-установить голосовое оповещение людей о пожаре (НПБ 104-03);
-разработать и вывесит во всех помещениях инструкции о мерах пожарной безопасности (ППР РФ № п. 3);
-завести журнал произвольной формы по учету наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения (ППР РФ № п.478);
-оснастить здание банкетного зала системами контроля загазованности и обеспечения пожарной безопасности с автоматическим отключением подачи газа и выводом сигналов на диспетчерский пункт или в помещение с постоянным присутствием персонала работающее в автоматическом режиме (СП 62.13330.2011 п.7.2);
-установить раздельные контейнеры с крышками для сбора мусора и пищевых отходов;
-оборудовать складское помещение для хранения пищевых продуктов приборами для измерения температуры, и влажности воздуха;
-установить емкости в пищеблоке с растворами дезинфицирующих и моющих средств с указанием названия средства, его концентрации, назначения, даты приготовления;
-установить камеры видео наблюдения на объекте;
-разработать актуализированный паспорт антитеррористической защищенности объекта;
-разместить информационные листовки, по действиям при обнаружении подозрительных предметов.
Приостановить деятельность банкетного зала «Лейла» расположенного по адресу: <адрес> Республики Дагестан, до устранения выявленных нарушений».
заслушав доклад судьи Сатыбалова С.К., объяснения прокурора отдела Прокуратуры РД Гаджимагомедова М.Г. просившего решение суда оставить без изменения,
установила:
Прокурор <адрес> РД обратился в суд с иском к Бремовой Г. М. об обязании устранить нарушения закона о пожарной безопасности, о санитарно-эпидемиологического благополучия населения и о антитеррористической защищенности объекта.
Иск обоснован тем, что в ходе обследования здания банкетного зала «Лейла» расположенного по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности: здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03 п. 14); отсутствует противопожарный щит (ПНР РФ № п.482); здание не оборудовано системой голосового оповещение людей о пожаре (НПБ 104-03); не разработаны и не вывешены во всех помещениях инструкции о мерах пожарной безопасности (НИР РФ № п.3); отсутствует журнал произвольной формы по учету наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения (ПНР РФ № п.478); здание не оснащено системами контроля загазованности и обеспечения пожарной безопасности с автоматическим отключением подачи газа и выводом сигналов на диспетчерский пункт или в помещение с постоянным присутствием персонала работающее в автоматическом режиме (СП 62.13330.2011 п. 7.2); не разработан и не вывешен план эвакуации на случай пожара и ЧС (ПНР РФ № п. 7).
Кроме того, проверкой выявлены нарушения ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Также, антитеррористическая защищенность банкетного зала, «Лейла», не соответствует требованиям законодательства о противодействии терроризму.
Как установлено проверкой, банкетный зал «Лейла», в соответствии с п/п. «б» п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации N272 относится к местам массового пребывания людей 2 категории.
По результатам обследования указанного объекта установлено, что существующая организация контроля территории объекта не соответствует требованиям антитеррористической защищенности, предъявляемым к местам с массовым пребыванием людей.
Здание банкетного зала «Лейла» и прилегающая территория не оборудована камерами видео наблюдения, отсутствует паспорт антитеррористической защищенности объекта и т.д.
Недостатки антитеррористической защищенности банкетного зала «Лейла», создают условия для совершения актов терроризма.
Следовательно, вышеуказанные выявленные нарушения предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению, так как дальнейшая эксплуатация указанного объекта с нарушениями норм и правил пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения может повлечь за собой человеческие жертвы.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Бремова Г.М. просит отменить решение Сулейман-Стальского районного суда РД и принять новое решение.
В обоснование жалобы указано, что она исковые требования прокурора признает, однако считает, что ее права нарушены, поскольку ей не предоставили время для устранения, выявленных нарушений, кроме того, некоторые нарушения были устранены до вынесения судом решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от <дата> N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение.
В силу пункта 20 статьи 2 Федерального закона от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара;
На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от <дата> N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. №69-ФЗ, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999г. N52-03 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999г. N52-03 "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные
предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими
деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а
также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный
государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В статье 2 Федерального закона от <дата>г. № «О противодействии терроризму» установлены требования, направленные на обеспечение и защиту граждан, минимизацию последствий возможных актов терроризма.
Статьей 4 Федерального закона от <дата> №-Ф3 «О безопасности» одним из принципов деятельности по обеспечению деятельности государства, общественной безопасности, безопасности личности определен приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности (п.2).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» приоритет предупредительных мер является одним из основных принципов противодействия терроризму.
Противодействие терроризму согласно п. 4 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает, в том числе обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В соответствии с ч. 3.1 указанной статьи, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п.п. 14-16 Постановления Правительства Российской Федерации N 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», на каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности.
Паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> РД проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей.
В ходе проведенной проверки в банкетном зале «Лейла», расположенном по адресу: РД, <адрес> выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о противодействии терроризму.
Таким образом, вышеуказанные выявленные нарушения предполагают принятие безотлагательных мер по их устранению, так как дальнейшая эксплуатация указанного объекта с нарушениями норм и правил пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и о антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, может повлечь за собой человеческие жертвы, ввиду того, что жизнь и здоровье людей, работающих и посещающих указанные объекты, подвергаются опасности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сулейман-Стальского районного РД от 31 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи