03RS0014-01-2020-002605-67
2а-1859/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 августа 2020 года город Октябрьский
Республика Башкортостан
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сайфуллина И.Ф.,
при секретаре Романовой А.В.,
с участием старшего помощника прокурора Филатовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Октябрьскому о продлении Фалеев А.В. срока административного надзора и установлении дополнительных административных ограничений,
У С Т А Н О В И Л :
отдел МВД России по г. Октябрьскому обратился в суд с названным административным иском, в обоснование указав, что решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 02.12.2019 в отношение Фалеев А.В. установлен административный надзор с соответствующими административными ограничениями.
17.12.2019 при постановке на учет в отделе МВД России по г. Октябрьскому поднадзорный ознакомился с установленными ограничениями своих прав и свобод, а также обязанностями, предусмотренными действующим законодательством.
Находясь под административным надзором и не сделав должных выводов для себя, Фалеев А.В., начиная с 22.01.2020, совершил одно административное правонарушение против порядка управления и одно, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность.
В силу того, что совершение поднадзорным правонарушений является основанием для продления срока административного надзора и установления дополнительных административных ограничений, отдел МВД России по г. Октябрьском, просит продлить установленный ранее срок административного надзора на 6 месяцев, то есть до 17.06.2022 и дополнить ранее установленные административные ограничения двумя дополнительными обязательными явками в месяц (всего до четырех раз в месяц) в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания либо фактического нахождения для регистрации, в дни, установленные этим органом, и запретом посещения мест проведения массовых, спортивных мероприятий и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Представитель отдела МВД России по г. Октябрьскому Гараев Л.Я. заявленные требования по изложенным в иске доводам поддержал, в дополнение указав, что Фалеев А.В. после направления иска в суд был вновь привлечен к административной ответственности в связи с несоблюдением установленных ему административных ограничений.
Фалеев А.В., не отрицая обстоятельств, оговоренных в иске, в том числе факта повторного привлечения к административной ответственности, предлагал не дополнять установленные ограничения ограничением в виде двух дополнительных явок, поскольку это существенно повлияет на возможность реализации им трудовых прав.
Старший помощник прокурора Филатова Т.Н., в своем заключении, учитывая установленные по делу обстоятельства, не усмотрела препятствий для продления Фалеев А.В. срока административного надзора и установлении дополнительных административных ограничений.
Выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности.
Основания, порядок установления, продления и прекращения административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) и Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Как следует из п. 2 ч. 3 ст. 3 названного Федерального закона административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Согласно п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. п. 1 и 2) ст. 3 названного Федерального закона на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости(п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Как следует из материалов дела, решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 02.12.2019 в отношении Фалеев А.В. установлен административный надзор сроком на два года со следующими ограничениями:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения в период времени с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут ежедневно, кроме случаев, связанных с трудовой деятельностью по трудовому договору;
- запретить пребывание в местах реализации и употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции в розлив (бары, рестораны, столовые, рюмочные, пивные, увеселительные и игорные заведения);
- запретить выезд за пределы административно-территориальных границ населенного пункта по месту жительства, пребывания или фактического нахождения без разрешения органов внутренних дел;
- обязать являться на регистрацию 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, установленные этим органом.
Указанные ограничения Фалеев А.В. установлены в силу того, что он, отбыв наказание и имея непогашенную судимость, в течение одного года, совершил два административных правонарушения.
17.12.2019 на основании вышеуказанного решения суда, в отношении ответчика заведено дело административного надзора (Заключение о заведении дела административного надзора на лицо, освобожденное из мест лишения свободы, в отношении которого установлены административные ограничения в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденное начальник отдела МВД России по г. Октябрьскому 17.12.2019).
В тот же день Фалеев А.В. ознакомлен с административными ограничениями своих прав и свобод, графиком прибытия поднадзорного на регистрацию, а также предупрежден о том, что административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (ст. 7 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в случаях, предусмотренных ст. 7 Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно ст. 7 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, административный надзор может быть продлен судом на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Изложенная правовая позиция подтверждена в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Из п. 13 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации также следует, что при рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административных правонарушений, предусмотренных п. 2 ч.3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности.
Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
Изучением материалов дела установлено, что Фалеев А.В., будучи лицом поднадзорным, в течение одного года совершил одно административное правонарушение против порядка управления и одно, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность:
- 23.01.2020 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений, установленных ему судом), за совершенное им 22.01.2020 правонарушение и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1 000 руб., который оплатил;
- 17.07.2020 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом), за совершенное им 16.07.2020 правонарушение и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 500 руб.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Фалеев А.В. назначенное ему наказание исполнил, штраф цплатил.
Фалеев А.В., как видно из материалов дела и им не оспаривается, названные постановления, не оспорил.
При таких обстоятельствах, учитывая обстоятельства совершения административного правонарушения их характер, отсутствие оснований, исключающих возможность продления срока административного надзора, суд, приходит к выводу о необходимости возможности Фалеев А.В. срока административного надзора на 6 (шесть) месяцев, то есть до 17.06.2022.
Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
При рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административных правонарушений, предусмотренных п. 2 ч.3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения. (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
По смыслу изложенного, дополнения ранее установленных административных ограничений могут быть установлены в случаях, предусмотренных ст. 7 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», то есть совершения поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 4 ст. 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» содержит перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах (п. 1); запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях (п. 2); запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток (п. 3); запрещение выезда за установленные судом пределы территории (п. 4); обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (п. 5). Данный перечень является исчерпывающим.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (части 1 и 3 ст. 4 Федерального закона от «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений (например, увеличение количества мест, запрещенных для посещения поднадзорному лицу).
Как указано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Кроме того, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации обращено внимание на то, что при установлении административного ограничения также должно учитываться: образ жизни, сведения о жизненных обстоятельствах, характеристики и характеризующие личность данные, обстоятельства совершения им преступления, правонарушения, поведение после отбытия наказания.
При таких обстоятельствах, когда Фалеев А.В., находясь под надзором, совершил в течение одного года одно административное правонарушение против порядка управления и одно, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность, суд, учитывая обстоятельства совершения административных правонарушений их характер, а также руководствуясь установленными Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» правилами и условиями дополнения имеющихся ограничений, приходит к выводу о необходимости дополнения ранее установленных Фалеев А.В. административных ограничений следующими: двумя дополнительными обязательными явками в месяц (всего до четырех раз в месяц) в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания либо фактического нахождения для регистрации, в дни, установленные этим органом, и запретом посещения мест проведения массовых, спортивных мероприятий и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Ссылки Фалеев А.В. на особые жизненные обстоятельства, предшествующие совершению правонарушений, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств наличия таких обстоятельств, суду не представлено, также как и доказательств того, что увеличение количества явок ухудшит его положение.
Продление срока административного надзора и установление указанных дополнительных административных ограничений в отношении Фалеев А.В. является необходимой, а учитывая характер совершенных им правонарушений, вынужденной, и, соответственно, обоснованной и достаточной мерой предупреждения совершения поднадзорным новых преступлений, других правонарушений или антиобщественного поведения, направленной на оказание на него индивидуального профилактического и воспитательного воздействия, защиты государственных и общественных интересов.
Руководствуясь ст.273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч.3 ст.4, 7 Федерального закона 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Октябрьскому о продлении Фалеев А.В. срока административного надзора и установлении дополнительных административных ограничений, удовлетворить.
Фалеев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, продлить установленный решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 02.12.2019 срок административного надзора на 6 (шесть) месяцев, то есть до 17.06.2022.
Фалеев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, дополнительно к установленным решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 02.12.2019 административным ограничениям установить ограничение в виде:
- двух дополнительных явок в месяц (всего до четырех раз в месяц) в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, установленные этим органом.
- запрета на посещение мест проведения массовых, спортивных и иных мероприятий, а также участия в названных мероприятиях.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья: И.Ф. Сайфуллин