Дело № 5-975/16
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
27 мая 2016 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Паншин Д.А. (адрес суда: г. Сыктывкар, ул. Пушкина, 20),
рассмотрев дело об административном правонарушении о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Качественный ритейл», ИНН ..., ОГРН ..., дата государственной регистрации в качестве юридического лица – ** ** **, место нахождения: ..., к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... (далее – Управление Роспотребнадзора по ...) в суд представлен административный материал о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Качественный ритейл» (далее – ООО «Качественный ритейл») к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, в связи с совершением административного правонарушения, выразившегося в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений.
В соответствии со ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В суде защитник ООО «Качественный ритейл» с вменяемым правонарушением согласился.
** ** ** по итогам рассмотрения обращения жильца многоквартирного жилого дома по адресу: ... (поступившего в Управление Роспотребнадзора по ... ** ** **, вх. №...), в том числе, о нарушениях, допускаемых при загрузке и выгрузке товаров в продовольственный магазин ... расположенного в указанном доме, должностным лицом Управление Роспотребнадзора по ... было вынесено определение о возбуждении в отношении ООО «Качественный ритейл» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования был в том числе произведен осмотр помещений магазина.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события состава административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно протоколу об административном правонарушении №... от ** ** ** было установлено, что ** ** ** в ** ** ** минут при проведении осмотра магазина ... ООО «Качественный ритейл», расположенного в доме по адресу ..., и прилегающей территории были выявлены нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений, а именно:
- загрузка продукции (пищевых продуктов и продовольственного сырья) в указанный магазин организована со стороны двора жилого дома, где расположены окна и вход в квартиры. Рядом с входом в магазин, который используется для загрузки товаров, находится вход в подъезд жилого дома, Над входом магазин расположены окна жилых помещений (застекленные лоджии).
Указанное согласно протоколу об административном правонарушении является нарушением требований статей 15, 24 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999), п. 3.7 СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 (далее – СанПиН 2.1.2.2645-10), п.п. 2.4, 5.2 СанПин 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.09.2001 № 23 (далее – СП 2.3.6.1066-01).
В силу положений ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 5 ст. 15 указанного Закона граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Положениями ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ предусмотрено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии со ст. 3 указанного Закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, установлены СанПиН 2.1.2.2645-10
Указанные санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 1.4).
Согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории.
Загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей.
Загрузочные помещения допускается не устраивать при площади встроенных общественных помещений до 150 кв.м.
Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее – организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда в Российской Федерации определяются СП 2.3.6.1066-01, которые распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 2.4 СП 2.3.6.1066-01 предусмотрено, что загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.
В силу п. 5.2 СП 2.3.6.1066-01 в организациях торговли все помещения должны располагаться с учетом поточности, отсутствия встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей.
Неисполнение, ненадлежащее исполнение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и зданий, в том числе в части условий проживания в жилых зданиях и помещениях, юридическими лицами квалифицируется по ст. 6.4 КоАП РФ.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Встроенные нежилые помещения общей площадью ... кв.м по адресу: ..., занимаемее магазином ... принадлежат ООО «Качественный ритейл» на праве аренды в соответствии с договором аренды от ** ** **.
Защитником ООО «Качественный ритейл» указано, что загрузка продовольственных товаров в магазин осуществляется через вход, используемый также для прохода посетителей и персонала. Вход в помещение является единственным. Над входом расположены окна жилых помещений. Устранить выявленные нарушения пока не представляется возможным. Каких-либо переговоров с собственником помещения о возможности оборудования иного входа в помещение к настоящему времени не велось, при этом защитнику не известно имеется ли такая возможность.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что в действиях ООО «Качественный ритейл» усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 6.4 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае ООО «Качественный ритейл» знало о необходимости соблюдения санитарных требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений, поскольку указанные нормы и требования были опубликованы в установленном порядке, однако, допустило их нарушение, начав осуществлять деятельность в помещении, не соответствующим санитарно-эпидемиологическим правилам, регулирующих деятельность продовольственных магазинов.
Факт совершения ООО «Качественный ритейл» административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не опровергнут.
Поскольку санитарно-эпидемиологические требования направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, правонарушение, в результате которого создается угроза санитарно-эпидемиологического благополучия большого числа лиц (в рассматриваемом случае жильцов многоквартирного дома), не может быть признано малозначительным.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу, а также обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом установленных судом обстоятельств совершенного правонарушения, суд считает необходимым назначить ООО «Качественный ритейл» административное наказание в виде административного приостановления деятельности объекта – магазина ... ООО «Качественный ритейл» по адресу: ... на срок ... суток. Данное наказание суд находит соразмерным совершенному правонарушению и отвечающим целям административного наказания, предусмотренным ст. 3.1 КоАП РФ
Согласно ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Согласно протоколу о временном запрете деятельности №... от ** ** ** время фактического прекращения деятельности магазина ООО «Качественный ритейл» по адресу: ... –** ** ** минут ** ** **.
Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «Качественный ритейл» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности магазина ... ООО «Качественный ритейл» по адресу: ... на срок ... суток.
Срок административного приостановления деятельности исчислять с ** ** ** минут ** ** **.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судья Д.А. Паншин