Решение по делу № 33-2747/2023 от 20.06.2023

Судья Матвеева О.Н.

№ 33-2747-2023

УИД 51RS0001-01-2022-003529-17

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 8 ноября 2023 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

1 ноября 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Муравьевой Е.А.

судей

Лучника А.В.

Сазановой Н.Н.

при секретаре

Бойковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-242/2023 по иску Воронина Виктора Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о защите пенсионных прав, включении периодов в специальный стаж

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 31 января 2023 г.

Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А., объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области Измайловой Н.Р., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Воронин В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области о включении периодов работы в специальный стаж.

С 1 января 2023 г. ГУ – ОПФР по Мурманской области реорганизовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (далее – ОСФР по Мурманской области).

В обоснование заявленных требований указано, что на основании трудового договора № * от 5 августа 2019 г. истец осуществляет трудовую деятельность в АО «Северо-Западная Фосфорная Компания» в должности слесаря-ремонтника вентиляционной группы участка тепловых, водопроводных сетей и канализации отдела главного энергетика.

12 декабря 2021 г. истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 22 декабря 2021 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ по Списку № 1, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях».

Из подсчета стажа на соответствующих видах работ по Списку № 1 ответчиком исключен период работы истца с 5 августа 2019 г. по 14 ноября 2021 г. в АО «Северо-Западная Фосфорная Компания» в должности слесаря-ремонтника вентиляционной группы участка тепловых, водопроводных сетей и канализации отдела главного энергетика в связи с отсутствием документального подтверждения специального стажа.

Просил решение пенсионного органа от 22 декабря 2021 г. признать незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы в АО «Северо-Западная Фосфорная Компания» в должности слесаря-ремонтника вентиляционной группы участка тепловых, водопроводных сетей и канализации отдела главного энергетика с 5 августа 2019 г. по 14 ноября 2021 г.

Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены частично: на ОСФР России по Мурманской области возложена обязанность включить в стаж работы Воронина В.Н. с тяжелыми условиями труда период работы в АО «Северо-Западная Фосфорная Компания» в должности слесаря-ремонтника вентиляционной группы участка тепловых, водопроводных сетей и канализации отдела главного энергетика с 5 августа 2019 г. по 4 сентября 2019 г., с 6 сентября 2019 г. по 14 ноября 2021 г.

В апелляционной жалобе представитель ОСФР России по Мурманской области Измайлова Н.Р. просит решение суда отменить в части включения в специальный стаж работы истца периоды его работы с 5 августа 2019 г. по 4 сентября 2019 г., с 6 сентября 2019 г. по 14 ноября 2021 г.

В обоснование жалобы приводит довод о том, что в ходе оценки сведений персонифицированного учета, отраженных на лицевом счете истца, установлено, что работа в период с 5 августа 2019 г. по 14 ноября 2021 г. в вентиляционной группе участка тепловых, водопроводных сетей канализации отдела главного энергетика АО «Северо-Западная Фосфорная Компания» была ошибочно отражена работодателем с указанием кода особых условий труда *, что соответствует Списку № 1.

Вместе с тем правом на досрочное назначение пенсии по Списку № 1 пользуются рабочие, занятые на ремонте, профилактике и обслуживании технологического оборудования и электрооборудования (кроме контрольно-измерительных приборов и вентиляции), коммуникаций, дегазации производственной канализации и туннелей в химическом производстве. Рабочие, мастера и старшие мастера, механики энергетики цехов, занятые на ремонте, профилактике и обслуживании вентиляции химических производств, перечисленных в Списке № 1, пользуются правом на досрочное назначение пенсии в соответствии со Списком № 2, раздел Х «Химическое производство».

В связи с выявленной ошибкой в сведениях персонифицированного учета пенсионным органом было предложено АО «Северо-Западная Фосфорная Компания» привести лицевой счет в соответствии с действующим законодательством, начиная с 5 августа 2019 г. указать * (Список № 2). Корректировка сведений персонифицированного учета истца была работодателем произведена.

Учитывая приведенные обстоятельства, считает, что оснований для включения в специальный стаж истца спорных периодов по Списку № 1, у суда первой инстанции не имелось.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Воронин В.Н., представитель третьего лица АО «Северо-Западная Фосфорная Компания», извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обозрев выплатное дело Воронина В.Н., результаты судебной экспертизы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Порядок и условия досрочного назначения страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 30 названного Федерального закона периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 названной статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 названной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 названной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

По результатам специальной оценки условий труда устанавливают классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 30 указанного Закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения страховой пенсии, уменьшается на пять лет.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

Подпунктами «а», «б» пункта 1 данного Постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости применяются утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях - для лиц, работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах; Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях - для лиц, работавших на работах с тяжелыми условиями труда.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в соответствии с пунктом 4 которых в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Воронин В.Н., _ _ года рождения, зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 10 декабря 1999 г.

С 5 августа 2019 г. и по настоящее время истец осуществляет трудовую деятельность в АО «Северо-Западная Фосфорная Компания» по профессии слесаря-ремонтника вентиляционной группы участка тепловых, водопроводных сетей и канализации отдела главного энергетика.

В сферу деятельности АО «Северо-Западная Фосфорная Компания» входит добыча минерального сырья для химической промышленности и производства минеральных удобрений.

Согласно сведениям, представленным АО «Северо-Западная Фосфорная Компания», истец осуществляет трудовую деятельность на указанной должности постоянно в течение полного рабочего дня, что подтверждается представленными выписками из табелей учета рабочего времени, копиями журналов выдачи нарядов.

Согласно заключенному с истцом трудовому договору (пункты 4.4., 4.4.1) и карте специальной оценки труда № * слесаря-ремонтника вентиляционной группы участка тепловых, водопроводных сетей и канализации отдела главного энергетика, составленной Автономной некоммерческой организацией «Центр охраны труда» 19 февраля 2019 г., Воронин В.Н. имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по Списку № 1.

12 декабря 2021 г. Воронин В.Н. обратился в ОСФР России по Мурманской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 и пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением от 22 декабря 2021 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости ответчиком отказано в связи с отсутствием у истца необходимого стажа на соответствующих видах работ по Списку № 1, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как следует из решения об отказе в установлении пенсии, документально подтвержденный стаж истца по состоянию на 14 ноября 2021 г. составил: страховой стаж - 30 лет 03 месяца 16 дней (в льготном исчислении - 37 лет 06 месяцев 27 дней); стаж работы в районах Крайнего Севера - 28 лет 00 месяцев 08 дней; стаж работы по Списку № 1 - 04 года 05 месяцев 16 дней (при необходимом стаже 10 лет).

Из материалов пенсионного дела Воронина В.Н. следует, что в специальный стаж работы истца по Списку № 1 не учтен период его работы с 5 августа 2019 г. по 14 ноября 2021 г. в АО «Северо-Западная Фосфорная Компания» по профессии слесаря-ремонтника вентиляционной группы участка тепловых, водопроводных сетей и канализации отдела главного энергетика.

Разрешая спор, суд первой инстанции, пришёл к выводу о необоснованности отказа ОСФР по Мурманской области во включении Воронину В.Н. периодов работы с 5 августа 2019 г. по 4 сентября 2019 г., с 6 сентября 2019 г. по 14 ноября 2021 г. в АО «Северо-Западная Фосфорная Компания», в должности слесаря-ремонтника вентиляционной группы участка тепловых, водопроводных сетей и канализации отдела главного энергетика в специальный стаж по Списку № 1.

Суд посчитал, что работа истца в спорные периоды по профессии слесаря-ремонтника вентиляционной группы участка тепловых, водопроводных сетей и канализации отдела главного энергетика относится к тяжелым условиям труда по Списку № 1, раздел VIII «ХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО» подраздел «*» * п. 1 (Обогащение апатито-нефелиновых руд), код позиции списка *, в связи с чем пришел к выводу о включении спорных периодов работы истца в АО «СЗФК» в вышеуказанной должности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по Списку № 1.

При этом, руководствуясь пунктом 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, исключил из подсчета страхового стажа, специального стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера период нахождения Воронина В.Н. в отпуске без сохранения заработной платы с 5 сентября 2019 г. по 5 сентября 2019 г. Поскольку решение суда в части исключения периода с 5 сентября 2019 г. по 5 сентября 2019 г. лицами, участвующими в деле, не оспаривается, в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в указанной части решение суда не является предметом оценки суда апелляционной инстанции.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о включении спорных периодов работы истца в специальный стаж по Списку № 1, и полагает, что они основаны на неправильной оценке обстоятельств дела и неверном применении положений пенсионного законодательства, при этом доводы апелляционной жалобы ОСФР России по Мурманской области заслуживают внимания в силу следующего.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а после регистрации - подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указано, что работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Из приведенных нормативных положений следует, что право граждан на страховую пенсию по старости связано с наличием определенных условий, в числе которых: достижение гражданином пенсионного возраста, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30, соответствующий страховой стаж - суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. С наличием страхового стажа определенной продолжительности и уплаты страховых взносов по тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В частности, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются работники, выполняющие работы во вредных и тяжелых условиях труда, чьи профессии и должности, а также производства предусмотрены соответствующим списком производств, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию на льготных условиях в связи с особыми условиями труда. При этом для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости таким работникам, принимаются периоды, когда работники не менее 80 процентов рабочего времени выполняют работы в условиях труда, предусмотренных соответствующими списками.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) предоставляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, предоставляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Между тем судом первой инстанции не учтены вышеизложенные требования пенсионного законодательства, согласно которым для правильного разрешения спора необходимо было установить на только доказательства, подтверждающие факт работы истца в спорные периоды в особых условиях труда, но и то, предусмотрена ли профессия истца Списком № 1 производств, работ, профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах, определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленных для отдельных видов работ, для подтверждения согласно Положению о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденным приказом Министерства труда и социального обеспечения от 4 октября 1991 г. № 190 принимаются справки, иные документы, выдаваемые работодателем.

Документацией, подтверждающей фактические условия труда, являются также результаты специальной оценки условий труда, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», и Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. № 33н.

Удовлетворяя требования истца в части включения спорных периодов работы истца с 5 августа 2019 г. по 4 сентября 2019 г., с 6 сентября 2019 г. по 14 ноября 2021 г. в АО «Северо-Западная Фосфорная Компания», в должности слесаря-ремонтника вентиляционной группы участка тепловых, водопроводных сетей и канализации отдела главного энергетика, суд первой инстанции сослался на карту оценки условий труда (карта СОУТ № 96 от 19 февраля 2019 г.) и трудовой договор, заключенный с Ворониным В.Н. 5 августа 2019 г., согласно которым работа, выполняемая истцом является работой с вредными условиями труда (3 класс), подкласс условий труда 3.2, работнику предоставляются право на досрочное назначение трудовой пенсии по Постановлению Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 Список № 1, Раздел VIII, 1080А010 (пункты 4.4., 4.4.1 трудового договора).

Изучив материалы выплатного дела истца, суд указал, что в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица спорный период обозначен кодом 2110А030-17531, что относится к Списку № 2 раздела X «ХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО» подраздела А пункта 3 Постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, однако эти сведения были внесены после проведенной пенсионным органом проверки индивидуального (персонифицированного) учета, по результатам которой установлено, что фактические условия труда истца не соответствуют Списку № 1 (том 3 л.д. 70-73), однако, по мнению суда, оснований для изменения кода позиции пенсионного органа не имелось, поскольку доказательств недостоверности выводов комиссии по специальной оценке условий труда, которой должность истца отнесена к Списку № 1, материалы дела не содержат.

Судебная коллегия, исследовав материалы дела, в том числе документы, запрошенные по инициативе суда и приобщенные к делу в качестве новых и дополнительных доказательств в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, приходит к выводу, что судом в целом не была дана оценка доводам ответчика о том, что фактическая занятость истца на ремонте, профилактике и обслуживании вентиляции химических производств, перечисленных в Списке № 1, предусматривает за ним право на досрочное назначение пенсии в соответствии со Списком № 2, раздел Х «Химическое производство».

Проверяя доводы ответчика, судебная коллегия исходит из того, что Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» были утверждены Списки № 1 и № 2.

В указанном Списке № 1 1080А010-17541 перечислены рабочие предприятий химической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день на производстве (минеральных удобрений и обогащении апатито-нефелиновых руд), кроме рабочих, занятых на ремонте, профилактике и обслуживании вентиляции. При этом в Списке № 2 под кодом 2110А030-17531 значатся рабочие, занятые на ремонте, профилактике и обслуживании вентиляции химических производств, перечисленных в Списке № 1.

Согласно представленным по запросу суда апелляционной инстанции АО «Северо-Западная Фосфорная Компания» сведениям о служебных обязанностях слесаря-ремонтника вентиляционной группы участка тепловых, водопроводных сетей и канализации отдела главного энергетика, в служебные обязанности Воронина В.Н. с 5 августа 2019 г. входят работы по регулировке систем вентиляции и кондиционирования для поддержания заданной температуры и влажности воздуха в производственных цехах обогатительной фабрики, проведение технического обслуживания систем вентиляции и пылеудаления производственных цехов, ремонт вентиляционных систем, обслуживание приточно-вытяжных систем и пр. (том 3 л.д. 245).

Представленная в материалы дела карта специальной оценки труда № * слесаря-ремонтника вентиляционной группы участка тепловых, водопроводных сетей и канализации главного энергетика от 19 февраля 2019 г., на основании которой были включены в трудовой договор истца пункты, предусматривающие его право на досрочное назначение страховой пенсии по Списку № 1, действительно, содержит ссылку на Список № 1 в части занятости слесаря-ремонтника на химическом производстве, но без уточнения характера выполняемой им работы в составе вентиляционной группы участка тепловых, водопроводных сетей и канализации главного энергетика.

Кроме того, согласно представленным в материалах дела журналам выдачи нарядов за спорный период, объяснениям Воронина В.И. в суде первой инстанции, истец осуществлял работу слесаря-ремонтника в вентиляционной группе участка тепловых, водопроводных сетей и канализации отдела главного энергетика, то есть был занят на ремонте, профилактике, техническом обслуживании систем пылеудаления, воздуховодов и вентиляции.

С учетом возражений пенсионного органа относительно полноты и правильности проведенной Автономной некоммерческой организацией «Центр охраны труда» оценки условий труда истца, судебной коллегией в целях оценки правильности выводов специальной оценки по делу назначена экспертиза качества проведения специальной оценки условий труда, которая определением судебной коллегии по гражданским делам от 19 июля 2023 г. назначена эксперту Министерства труда и социального развития Мурманской области.

Согласно заключению государственной экспертизы условий труда № *, проведенной в целях оценки качества проведения Автономной некоммерческой организацией «Центр охраны труда» специальной оценки условий труда слесаря-ремонтника вентиляционной группы участка тепловых, водопроводных сетей и канализации главного энергетика (карта № *), установлено, что содержащиеся во ФГИС СОУТ сведения не соответствуют данным отчета; и, кроме того, в ходе анализа экспертом были выявлены следующие нарушения: не все средства измерения, использованные в ходе проведения СОУТ, зарегистрированы и внесены в Государственный реестр средств измерений, и имеют сведения о поверке; на дату проведения специальной оценки условий труда слесаря-ремонтника рабочее место слесаря-ремонтника было вакантно, и в нарушение пункта 15 утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33 «Об утверждении методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении СОУТ и инструкции по ее заполнению» исследования (испытания) и измерения экспертом общей вибрации, аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, шума, тяжести трудового процесса проводились в отсутствие работника, то есть не в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов.

С учетом выявленных нарушений эксперт сделал вывод о том, что подтвердить определение класса (подкласса) условий труда слесаря-ремонтника вентиляционной группы участка тепловых, водопроводных сетей и канализации главного энергетика Воронина В.Н. не представилось возможным.

При этом выводы государственного эксперта основаны в первую очередь на установленных им существенных нарушениях, допущенных Автономной некоммерческой организацией «Центр охраны труда» при проведении оценки условий труда, к которым относится отсутствие надлежащих замеров частоты воздействия вредных факторов и длительности такого воздействия на Воронина В.Н.

При таком положении судебный эксперт не смог удостовериться в том, что исследования (испытания) и измерения организацией, проводящей СОУТ, осуществлялись в штатных производственных процессах и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого конкретным работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источником вредных и (или) опасных факторов.

При этом экспертом были исследованы все имеющиеся документы, составленные в ходе оценки условий труда, представленные работодателем АО «Северо-Западная Фосфорная Компания».

Оснований ставить под сомнение полноту, правильность и объективность проведенной по делу экспертизы судебной коллегией не установлено.

Принимая во внимание заключение судебной экспертизы, проведённой экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, являющимся специалистом Министерства труда и социального развития Мурманской области, судебная коллегия полагает, что в настоящем деле на основании трудового договора и карты специальной оценки условий труда нельзя сделать вывод о том, что фактические условия труда Воронина В.Н. в спорный период являлись особо вредными или особо тяжелыми, то есть соответствовали Списку № 1.

Кроме того, согласно справке, выданной работодателем, а также сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица, Воронин В.Н. в период работы в АО «Северо-Западная Фосфорная Компания» с 5 августа 2019 г. по настоящее время, занят на работах во вредных условиях труда по Списку № 2 с кодом 2110А030-17531 (код в ИЛС проставлен 27-2).

Таким образом, доказательств того, что выполняемая истцом в спорные периоды трудовая функция осуществлялась в условиях, предусмотренных не Списком № 2, а Списком № 1, суду в настоящее время не представлено.

Истец, если полагает, что его права нарушены работодателем по отражению фактических данных о характере его работы и уплате страховых взносов в сведениях персонифицированного учета, вправе в судебном порядке разрешить спор с АО «Северо-Западная Фосфорная Компания».

С учетом установленных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу, что основания для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж по Списку № 1 отсутствуют.

В этой связи решение суда первой инстанции в той части, в которой исковые требования были удовлетворены, подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований истца о включении в специальный стаж в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» периодов работы истца с 5 августа 2019 г. по 4 сентября 2019 г., с 6 сентября 2019 г. по 14 ноября 2021 г. по профессии слесаря-ремонтника вентиляционной группы участка тепловых, водопроводных сетей и канализации отдела главного энергетика.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 31 января 2023 г. отменить в части включения в специальный стаж Воронина Виктора Николаевича, дающего право на досрочное назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях», периодов работы в акционерном обществе «Северо-Западная Фосфорная Компания» с 5 августа 2019 г. по 4 сентября 2019 г., с 6 сентября 2019 г. по 14 ноября 2021 г. по профессии слесаря-ремонтника вентиляционной группы участка тепловых, водопроводных сетей и канализации отдела главного энергетика.

Принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи:

33-2747/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Воронин Виктор Николаевич
Ответчики
Отделение пенсионного фонда РФ по Мурманской области
Другие
АО "Северо-Западная Фосфорная компания"
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Муравьева Елена Андреевна
Дело на странице суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
20.06.2023Передача дела судье
19.07.2023Судебное заседание
31.10.2023Производство по делу возобновлено
01.11.2023Судебное заседание
17.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2023Передано в экспедицию
01.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее