Решение по делу № 2-514/2018 от 10.01.2018

Дело № 2-514/18

Мотивированное решение составлено 05.03.2018.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 февраля 2018 года                                                                                          г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе

председательствующего судьи Поповой Н.А.

при секретаре Скарединой А.С.

с участием прокурора Колпащикова С.С., представителя ответчика Авдокушиной К.В., представителя третьего лица Еременко Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности оборудовать железнодорожный переезд специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи,

УСТАНОВИЛ:

Свердловский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности оборудовать специальными техническим средствами, работающими в автоматическом режиме, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, железнодорожный переезд на 1581 км ПК9 перегона Дружинино - Екатеринбург.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на вышеуказанном железнодорожном переезде, в ходе которой установлено, что он эксплуатируются с нарушениями действующего законодательства – не оборудован специальными техническим средствами, работающими в автоматическом режиме, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, что является нарушением ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поэтому просит обязать ответчика устранить имеющиеся нарушения.

В судебном заседании прокурор Колпащиков С.С. заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Авдокушина К.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагая, что требования прокурора необоснованны, поскольку он не уполномочен на обращение в суд с подобными требованиями, так как не является компетентным органом в сфере регулирования дорожного движения. При обращении в суд им не указано, какие права и законные интересы граждан нарушаются, в чем выражается данное нарушение, не указано каким образом ответчик нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Установка средств фиксации на железнодорожных переездах в отсутствие регламентированной обязанности по передаче данных в органы государственного надзора является формальностью. В настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, определяющий порядок сбора хранения и передачи данных по фактам нарушений правил дорожного движения от владельца железнодорожного транспорта в органы ГИБДД, соответственно, не установлен механизм реализации нормативного положения закона, на которое ссылается прокурор. Довод прокурора о том, что отсутствие требуемых специальных технических средств создает угрозу устойчивому и безопасному функционированию транспортной инфраструктуры, уклонению лиц от административной ответственности, несостоятелен. Норма, на которую ссылается прокурор, является отсылочной, в то время как законодательство о железнодорожном транспорте не содержит требований об оборудовании железнодорожных переездов средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи. Более того, нормативно не урегулированы перечень разрешенных к установке специальных технических средств, порядок их установки на железнодорожном переезде, порядок передачи данных органам ГИБДД, что также указывает на неприменимость ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Разработанный и утвержденный Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические средства» разработан для оснащения автомобильных дорог. Площадка, на которой предполагается размещение средств фиксации, является собственностью владельца дороги. Основанием для контроля с использованием средств фиксации является решения органа управления Госавтоинспекции, которая и определяет место установки и режим работы средств фиксации. В отсутствие соответствующего решения прокуратура не вправе определять железнодорожные переезды, подлежащие оборудованию средствами фиксации. Средства, работающие в автоматическом режиме, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог, в целях обеспечения возможности фиксации нарушений правил дорожного движения должны находиться на определенном расстоянии от автоматической переездной сигнализации, то есть за пределами границ железнодорожных переездов, что также свидетельствует о том, что обязанность по их установке должна быть возложена на владельца дороги. Действующее законодательство содержит неопределенности и противоречия в субъектном составе лиц, в обязанности которых входит обязанность по установке специальных технических средств, в связи с чем на рассмотрении законодательных органов государственной власти находится законопроект о внесении изменений в ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий возложение установленной данной нормой обязанности на владельцев автомобильных дорог. Прокурор вмешивается в хозяйственную деятельность ОАО «Российские железные дороги», поскольку сумма затрат на установку одного комплекса составляет порядка 3000000 руб., в то время как в собственности ответчика находится 11000 железнодорожных переездов. ОАО «Российские железные дороги» является государственной компанией, инвестиционная программа которой утверждается после согласования с Правительством Российской Федерации, и указанная программа на 2015-2017 годы уже утверждена, одновременное выполнение программы и исполнение требований прокурора невозможно. Также указала на то, что установка средств фиксации на самом переезде создаст угрозу безопасности движения. Просила отказать в удовлетворении исковых требований Свердловского транспортного прокурора.

Представитель третьего лица ФКУ «Уралуправтодор» Еременко Т.Г. в судебном заседании полагала заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Уральское территориальное управление Федерального агентства Железнодорожного транспорта своего представителя в суд не направило, суду представило отзыв, в котором указало на обоснованность заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица ГКУ Свердловской области «Управление автомобильных дорог» в судебное заседание не явился, суду представил отзыв, в котором указал на обоснованность заявленных исковых требований.

Представители третьих лиц – Администрации Первоуральского городского округа, Управления ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области в судебное заседание не явились, не уведомив суд о причинах неявки.

С учетом мнения прокурора, представителей ответчика и третьего лица суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц (ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Заслушав прокурора, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно карточке № 8 формы ПУ-66, пояснениям сторон в собственности ОАО «Российские железные дороги» находится железнодорожный переезд, с месторасположением: 1581 км 9 ПК участка Юдино - Екатеринбург, который пересекает межмуниципальная автомобильная дорога, федеральная трасса – ст. Ильмовка.

    Указанный переезд является регулируемым, оборудован автоматической светофорной сигнализацией.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

    Указанной нормой на ОАО «Российские железные дороги», как на владельца железнодорожных путей возложена обязанность оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения.

    При этом данная обязанность не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия технической или какой-либо иной возможности оборудовать переезд вышеуказанными средствами, равно как и в зависимость от действий и требований органов ГИБДД, а также возможности передачи соответствующих данных, поэтому судом не приняты во внимание соответствующие доводы представителя ответчика.

    Представители ответчика в судебном заседании не оспаривали, что железнодорожный переезд не оборудован специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, поэтому суд полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования.

Суд также учитывает, что в соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.

Также согласно ч. 1 ст. 4 Федерального Закона Российской Федерации от 09 февраля 2007 года «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица – собственники объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (статья 1). Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 12).

Суд полагает, что вопросы создания технической возможности оборудования переезда специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, выбора конкретного места размещения вышеуказанных средств, в том числе по согласованию с уполномоченными органами, выполнения требований безопасности при размещении указанных средств должны разрешаться в порядке исполнения судебного акта.

Об этом же свидетельствуют положения ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой владельцы автомобильных дорог вправе как требовать от владельцев железнодорожных путей установки на железнодорожных переездах устройств, предназначенных для обеспечения безопасности дорожного движения, так обязаны и принимать по требованию владельцев железнодорожных путей меры в случаях, если дорожные сооружения угрожают безопасности движения железнодорожного транспорта.

С доводами представителя ответчика о том, что прокурор не уполномочен на обращение в суд с рассматриваемым иском, суд не соглашается, поскольку согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. При этом один из осуществляемых надзоров – это надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов; суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, суд полагает, что исковое заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 и ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

То, каким образом невыполнение требований об оборудовании железнодорожных переездов работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, нарушает права неопределенного округа лиц изложено в исковом заявлении и опровергает доводы представителя ответчика об обратном.

Доводы представителя ответчика о том, что в отсутствие в законодательстве о железнодорожном транспорте нормы о наличии у владельцев железнодорожных путей обязанности по оборудованию железнодорожных переездов средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, возложение подобной обязанности на ответчика невозможно, суд не принимает во внимание, полагая, что они основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку по смыслу 2 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодательством о железнодорожном транспорте должны определяться требования к порядку оборудования и содержания данных средств. ОАО «Российские железные дороги» должно руководствоваться в том числе Условиями эксплуатации железнодорожных переездов, утв. Приказом Минтранса России от 31.07.2015 № 237, которые устанавливают требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту железнодорожных переездов, участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов и на подходах к ним, в том числе то, что все обустройства железнодорожных переездов должны соответствовать требованиям ПТЭ и технических регламентов (п.15). Также установлено, что владельцы инфраструктуры или владельцы железнодорожных путей необщего пользования оборудуют железнодорожные переезды техническими средствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного подвижного состава, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержат участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожного переезда, в соответствии с требованиями настоящих Условий и технических регламентов, действующих в сфере дорожного хозяйства (п. 79).

    Отсутствие в подзаконных актах, которыми ОАО «Российские железные дороги» руководствуется в своей работе, конкретных требований к специальными техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, не является препятствием к возложению на ответчика указанной обязанности. При этом Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические средства» не содержит каких-либо ограничений относительно применения исключительно при оснащении автомобильных дорог.

Не соглашается суд и с доводами представителя ответчика о том, что прокурор не вправе предъявлять указанные в исках требования в отсутствие решения органа управления Госавтоинспекции об установке и режиме работы средств фиксации, полагая, что разрешение указанных вопросов относится к стадии исполнения судебного акта. При этом суд учитывает, что ОАО «Российские железные дороги» вправе обращаться в уполномоченные органы с заявлениями о принятии соответствующих решений в целях исполнения возложенной на него законом обязанности, равно как и требовать от иных органов, организаций выполнения мероприятий и обязанностей, корреспондирующих исполнению возложенной на ответчика ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанности.

Иные доводы представителя ответчика при наличии установленной законом обязанности по оборудованию железнодорожных переездов работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, суд не принимает во внимание, как не имеющие правового значения для правильного разрешения спора.

Определяя в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено ответчиком, суд полагает возможным установить для исполнения судебного решения срок – один год с момента вступления решения суда в законную силу, полагая, что в более короткий срок исполнение решения с учетом необходимости финансирования, получения различных согласований затруднительно.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать специальными техническим средствами, работающими в автоматическом режиме, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи железнодорожный переезд, расположенный на 1581 км 9 ПК участка Юдино - Екатеринбург.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.

Судья                                                        /подпись/                                      Н.А. Попова

2-514/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Свердловский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Другие
Управление ГИБДД МВД России по Свердловской области
Администрация Первоуральского городского округа
ГКУ СО "Управление автомобильных дорог"
Уральское Территориальное Управление Федерального агентства железнодорожного транспорта
Суд
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.svd.sudrf.ru
10.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.01.2018Передача материалов судье
15.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2018Судебное заседание
26.02.2018Судебное заседание
05.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее