УИД 91RS0№-40
Дело № 2-571/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 8 августа 2023 года.
Мотивированное решение изготовлено 8 августа 2023 года.
8 августа 2023 года Черноморский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи - Ильичевой Н.П.
при секретаре - Кирильчук Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Черноморское, Черноморского района, Республики Крым гражданское дело, по исковому заявлению Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым к Михно Людмиле Васильевне, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю, о понуждении иностранного гражданина произвести отчуждение земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Председатель Черноморского сельского совета – глава администрации Черноморского сельского поселения Шатыренко А.В. обратился в суд с иском к Михно Л.В. о понуждении иностранного гражданина произвести отчуждение земельного участка.
Свои требования, мотивируя тем, что в Администрацию Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым 14.02.2023 поступили сведения из Госкомрегистра о зарегистрированных правах на земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Черноморское сельское поселение, которыми не могут обладать на праве собственности иностранные физические и юридические лица, лица без гражданства в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 № 26. Согласно Выписке из ЕГРН от 24.03.2023, гражданка Михно Л.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1344+/-13 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и гражданкой иностранного государства – Украины, которая по представленным материалам с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации не обращалась. В связи с тем, что Муниципальное образование Черноморский район, согласно пп. 44.11 Перечня приграничных территорий является приграничной территорией, на которой иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками, просит произвести отчуждение земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1344+/-13 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве частной собственности гражданке Михно Людмиле Васильевне, путем реализации с публичных торгов, установив начальную стоимость объекта недвижимости, с последующей выплатой бывшему собственнику вырученной суммы, за вычетом понесенных расходов, связанных с организацией торгов.
Определением суда от 06.06.2023 ответчику Михно Л.В., место жительства которой не установлено, назначен адвокат.
Определением суда от 17.07.2023 к участию в деле привлечено Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебное заседание представитель истца Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым не явился, извещен надлежаще, подал заявление о рассмотрении дела без участия истца, на исковых требованиях настаивает по основаниям указанным в иске
В судебное заседание ответчик Михно Л.В. не явилась, проживает на территории Украины.
В судебное заседание представитель Михно Л.В. – адвокат Моисейченко В.А. не явился, извещен надлежаще, подал в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, возражал против удовлетворения исковых требований, в связи с тем, что ему неизвестна позиция его доверителя.
В судебное заседание представитель Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю не явился, извещен надлежаще, заявлений в суд не подавал.
Суд считает возможным рассматривать дело без сторон.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до установления Президентом Российской Федерации указанного в п. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
Согласно ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В силу ст. 44 Земельного Кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201 в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» внесены изменения: а) дополнить разделом следующего содержания: «Республика Крым 44.1. Муниципальное образование Бахчисарайский район Республики Крым; 44.2. Муниципальное образование Джанкойский район Республики Крым; 44.3. Муниципальное образование Кировский район Республики Крым; 44.4. Муниципальное образование Красноперекопский район Республики Крым; 44.5. Муниципальное образование Ленинский район Республики Крым; 44.6. Муниципальное образование Нижнегорский район Республики Крым; 44.7. Муниципальное образование Раздольненский район Республики Крым; 44.8. Муниципальное образование Сакский район Республики Крым; 44.9. Муниципальное образование Симферопольский район Республики Крым; 44.10. Муниципальное образование Советский район Республики Крым; 44.11. Муниципальное образование Черноморский район Республики Крым….».
Согласно информации, предоставленной Госкомрегистром от ДД.ММ.ГГГГ №, в ЕГРН имеются сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: Россия, <адрес>, за Михно Людмилой Васильевной на основании Государственного акта на право собственности на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация права № от ДД.ММ.ГГГГ; жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, за Михно № на основании Свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество серии ЯЯЯ № от ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация права № от 11.09.2017.
Согласно Выписке из ЕГРН от 24.03.2023 правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, является Михно Людмила Васильевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес> серия №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> (л.д. 7-8).
Согласно Выписке из ЕГРН от 19.07.2023 правообладателем жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, является Михно Людмила Васильевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, <адрес>, выдан ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> (л.д. 72-75).
Согласно информации, предоставленной МВД по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, сведений о приобретении гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке, о документировании паспортом гражданина Российской Федерации в отношении Михно Людмилы Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имеется (л.д. 5).
Если в собственности лица оказалось имущество, которое в соответствии с законодательством РФ не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года (в данном случае с момента вступления в силу Указа Президента РФ № 201) в срок до 20.03.2021.
На основании вышеизложенного, иностранные граждане, обладающие земельными участками в пределах соответствующих приграничных территорий на праве собственности, в срок до 20.03.2021 не лишены были права на их отчуждение в рамках правового поля по своему усмотрению.
Как установлено выше, согласно пп. 44.11 Перечня приграничных территорий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 № 26, муниципальное образование Черноморский район Республики Крым является приграничной территорий, на которой иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками; на основании изложенного, спорный земельный участок, принадлежащий Михно Л.В., должен быть отчужден в установленном Российским законодательством порядке.
Порядок отчуждения такого имущества определен в ст. 238 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
Поскольку муниципальное образование Черноморский район Республики Крым включено в перечень приграничных территорий Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201, вступившим в силу 20.03.2020, то срок, установленный в п. 1 ст. 238 ГК РФ, исчисляется, начиная с 20.03.2020.
В соответствии с п. 2 ст. 238 ГК РФ, в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 12.11.2019 № 2970-0 указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующе» территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч.1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена определенная процедура принудительного прекращения права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности у иностранных граждан. Собственник обязан самостоятельно продать такое имущество в течение установленного законом срока, а в случае его бездействия, имущество подлежит принудительной продаже по решению суда.
Судом установлено, что Михно Л.В. имела достаточно времени самостоятельного прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, который не может находиться у нее в собственности, как у гражданина иностранного государства; однако согласно предоставленным доказательствам, которые были исследованы судом, со стороны Михно Л.В. необходимые действия не были предприняты, а именно: отчуждение земельного участка в предусмотренный законом срок не произведено, также у суда отсутствуют доказательства получения Михно Л.В. гражданства Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 449.1 ГК РФ, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом (п.2 ст. 449.1 ГК РФ).
Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст.448 ГК РФ.
На основании вышеприведенных норм права, суд полагает возможным определить начальную продажную стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.
Совокупность установленных по делу обстоятельств, указывает на то, что нахождение в собственности ответчика спорного земельного участка, нарушает принципы землепользования, регламентированные в Российской Федерации. Спорный земельный участок расположен на территории муниципального образования – Черноморский район Республики Крым.
Судом установлено, что на земельном участке, который подлежит отчуждению, находится жилой дом площадью 205,2 кв.м., количество этажей -2, с кадастровым номером №, кадастровой стоимостью 1619078,30 рублей, правообладателем которого является гражданка Украины Михно Людмила Васильевна, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 19.07.2023 (л.д. 72-75).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2019 года № 2970-О «По запросу Геленджикского городского суда Краснодарского края о проверке конституционности пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 15 и пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 238 и статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации», принудительная продажа земельного участка с одновременным сохранением за иностранным гражданином права собственности на находящиеся на нем здания, сооружения предполагает сохранение прав владения и пользования земельным участком, на котором расположена данная недвижимость, на основании статьи 271 ГК Российской Федерации. Этим обусловлена затруднительность принудительной продажи земельного участка, принадлежащего иностранному гражданину, в частную собственность другим лицам, которые в случае приобретения участка фактически будут лишены возможности его использовать, сохраняя за собой лишь право - в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации - на получение платы с иностранного гражданина, являющегося собственником здания, сооружения. Однако объективные затруднения, связанные с реализацией такого рода земельных участков, не могут служить оправданием для лишения иностранных граждан права собственности в отношении зданий, сооружений, которое признается российским законодателем и, значит, гарантируется Российской Федерацией. С другой стороны, статья 238 ГК Российской Федерации - предусматривая принудительное отчуждение имущества, оказавшегося по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица, которому в силу закона не может принадлежать, - в пункте 2 закрепляет в качестве возможного варианта прекращения права собственности передачу имущества в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику его стоимости, определенной судом. Избираемый вариант принудительного отчуждения имущества во всяком случае должен быть наиболее разумным, справедливым и оптимальным, в минимальной степени ограничивающим права собственников, в том числе должен учитывать особенности данного имущества, наличие заинтересованности в его приобретении как у частных лиц, так и у публично-правовых образований.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, действующий во взаимосвязи с другими положениями данного Кодекса и с нормами гражданского законодательства, не предполагает возложения на иностранного гражданина обязанности продать в принудительном порядке принадлежащее ему здание, сооружение, расположенное на земельном участке в пределах приграничной территории. Предусмотренный же пунктом 3 статьи 15 данного Кодекса и адресованный иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам запрет обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, входящих в перечень, установленный Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, не может толковаться расширительно и распространяться на объекты, которые в данном законоположении не указаны.
Таким образом, нахождение жилого дома, принадлежащего Михно Л.В., на земельном участке, подлежащем отчуждению, не препятствует продаже земельного участка с торгов, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме с указанием кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером №.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление, Администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым к Михно Людмиле Васильевне, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым и г. Севастополю, о понуждении иностранного гражданина произвести отчуждение земельного участка, удовлетворить.
Произвести отчуждение земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью 1344 +/-13 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве частной собственности гражданке Украины - Михно Людмиле Васильевне, паспорт серии КН №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, на котором расположен жилой дом площадью 205,2 кв.м., количество этажей -2, с кадастровым номером №, кадастровой стоимостью 1619078,30 рублей, путём реализации с публичных торгов (принудительно продать), установив начальную стоимость объекта недвижимости, с последующей выплатой Михно Людмиле Васильевне вырученной суммы, за вычетом понесённых расходов, связанных с организацией торгов.
Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определите равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Черноморский районный суд, в течение одного месяца, со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Н.П. Ильичева