Дело № 2-165/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2018 года с. Тарбагатай
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Зайцева Э.Е.,
при секретаре Фетисовой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Тарбагатайский район» о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность путем выделения средств на устройство системы видеонаблюдения по периметру и в здании образовательных учреждений, путем выделения средств на устройство канала передачи тревожных сообщений в МБОУ «Пестеревская ООШ», МБОУ «Надеинская НОШ», МБОУ «Куйтунская ООШ», МБОУ «Нижнежиримская ООШ», МБОУ «Барыкинская ООШ», МБОУ «Селенгинская СОШ», МБОУ «Вознесеновская НОШ», МБОУ «Верхнесаянтуйская НОШ»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с исками в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, просит возложить на Администрацию Муниципального образования «Тарбагатайский район» обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность путем выделения средств на устройство системы видеонаблюдения по периметру и в здании образовательных учреждений в срок до 01.09.2018 г.; возложить на Администрацию МО «Тарбагатайский район» обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность образовательных учреждений путем выделения средств на устройство канала передачи тревожных сообщений в срок до 01.09.2018 г.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности, противодействии терроризму и экстремизму в общеобразовательных организациях района. Установлено, что на территории района функционирует 13 общеобразовательных организаций, осуществляющих деятельность по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в которых выявлены нарушения, свидетельствующие о том, что организация охраны объектов образования требованиям антитеррористической защищенности не соответствует. Должным образом не соблюдаются предупредительно-охранные меры по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, которые в данном случае выражаются в непринятии мер к установлению системы видеонаблюдения и кнопки тревожной сигнализации. Проверка показала, что в 8 образовательных организациях района система видеонаблюдения по периметру и в здании отсутствует, в 13 организациях отсутствует кнопка тревожной сигнализации. Администрация МО «Тарбагатайский район», являющаяся собственником имущества образовательных учреждений района, а также субъектом антитеррористической деятельности, также несет обязанность по созданию безопасных условий обучающихся и антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Тарбагатайского района РБ Иванова О.А. исковые требования поддержала, просит установить срок до 01.09.2017 года.
Представитель ответчика глава МО «Тарбагатайский район» Максимов В.Л. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме.
Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика Администрации МО «Тарбагатайский район» на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Согласно ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействий терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из п. 8 ч. 1 ст. 41 вышеуказанного Закона следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального района.
В силу ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, противодействии терроризму и экстремизму в общеобразовательных организациях района.
Проведенной проверкой установлено, что в 8 общеобразовательных организациях района система видеонаблюдения по периметру и в здании отсутствует, в 13 организациях отсутствует кнопка тревожной сигнализации.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно пункту 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.
Администрация МО «Тарбагатайский район», являющаяся собственником имущества образовательных учреждений района, а также субъектом антитеррористической деятельности, также несет обязанность по созданию безопасных условий обучающихся и антитеррористической защищенности образовательных организаций. В силу того, что в образовательных учреждениях района до настоящего времени не принят комплекс мер по созданию безопасных условий обучения в образовательной организации, нарушаются права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, которые могут пострадать в результате совершения террористических актов.
В соответствии со ст.ст. 209-210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
На основании Устава МО «Тарбагатайский район», утвержденного решением Совета депутатов МО «Тарбагатайский район» № 326 от 21.03.2014, к вопросам местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Статьей 28 Устава предусмотрено, что Администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «Тарбагатайский район».
Исходя из анализа указанных выше законов следует, что в целях профилактики терроризма органы местного самоуправления обязаны обеспечить выполнение совокупности мероприятий, направленных на усиление безопасности и защиты объектов от преступного посягательства, в частности установить систему видеонаблюдения по периметру и в здании учреждения, канал передачи тревожных сообщений.
Между тем, здания МБОУ «Пестеревская ООШ», МБОУ «Надеинская НОШ», МБОУ «Куйтунская ООШ», МБОУ «Нижнежиримская ООШ», МБОУ «Барыкинская ООШ», МБОУ «Селенгинская СОШ», МБОУ «Вознесеновская НОШ», МБОУ «Верхнесаянтуйская НОШ» не отвечают указанным целям безопасности, так как не оборудованы системой видеонаблюдения, то есть в них не созданы условия для предупреждения и пресечения терроризма. Здания МБОУ «Пестеревская ООШ», МБОУ «Надеинская НОШ», МБОУ «Куйтунская ООШ», МБОУ «Нижнежиримская ООШ», МБОУ «Барыкинская ООШ», МБОУ «Селенгинская СОШ», МБОУ «Вознесеновская НОШ», МБОУ «Верхнесаянтуйская НОШ» не отвечают указанным целям безопасности, так как не оборудованы каналом передачи тревожных сообщений, то есть не созданы условия для предупреждения и пресечения терроризма.
Непринятие мер по антитеррористической защищённости зданий общеобразовательных учреждений района, являющихся объектом массового пребывания людей, влечёт нарушение прав граждан, находящихся в здании и помещении учреждения на защиту их жизни и здоровья при террористических актах и чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Согласно информации МКУ Управления образования МО «Тарбагатайский район» у общеобразовательных учреждений района собственных финансовых средств для установки системы видеонаблюдения и кнопки тревожной сигнализации не имеется, какие-либо внебюджетные доходы отсутствуют, денежные средства на эти цели не поступают.
Таким образом, администрация района, обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и, являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
В связи с изложенным суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно соответствует требованиям закона, не нарушает права третьих лиц.
Суд полагает, что заявленный прокурором срок исполнения решения суда до 01.09.2017 г. является разумным.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тарбагатайского района Республики Бурятия удовлетворить.
Возложить на Администрацию Муниципального образования «Тарбагатайский район» обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность в МБОУ «Пестеревская ООШ», МБОУ «Надеинская НОШ», МБОУ «Куйтунская ООШ», МБОУ «Нижнежиримская ООШ», МБОУ «Барыкинская ООШ», МБОУ «Селенгинская СОШ», МБОУ «Вознесеновская НОШ», МБОУ «Верхнесаянтуйская НОШ» путем выделения средств на устройство системы видеонаблюдения по периметру и в здании образовательных учреждений, в срок до 01.09.2017 г.
Возложить на Администрацию Муниципального образования «Тарбагатайский район» обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность зданий МБОУ «Пестеревская ООШ», МБОУ «Надеинская НОШ», МБОУ «Куйтунская ООШ», МБОУ «Нижнежиримская ООШ», МБОУ «Барыкинская ООШ», МБОУ «Селенгинская СОШ», МБОУ «Вознесеновская НОШ», МБОУ «Верхнесаянтуйская НОШ» путем выделения средств на устройство канала передачи тревожных сообщений в зданиях общеобразовательных учреждений в срок 01.09.2017 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Тарбагатайский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03.04.2018 г.
СОГЛАСОВАНО
Судья: Зайцев Э.Е.