Решение по делу № 2-762/2024 от 26.09.2024

Дело (УИД) 58RS0012-01-2024-001495-58

Производство № 2-762/2024

Решение

именем Российской Федерации

18 ноября 2024 года                                       г. Каменка

Каменский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Лавровой С.А.,

при секретаре Макеевой Е.Н.,

с участием представителя истца - помощника Каменского межрайонного прокурора Смолинской Л.В., представителя ГБУЗ «Каменская ЦРБ» Азеевой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменского межрайонного прокурора в интересах Попова Ю.Н. к ГБУЗ «Каменская ЦРБ», Министерству здравоохранения Пензенской областио возложении обязанности организовать обеспечение лекарственным препаратом в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача, о возложении обязанности производить своевременную выписку льготных рецептов в соответствии с имеющейся потребностью,

установил:

Каменский межрайонный прокурор Пензенской области обратился в суд с указанным иском, указав, что на основании решения о проведении проверки № 260 от 06.09.2024 в ГБУЗ «Каменская ЦРБ» о соблюдении требований законодательства о здравоохранении. Установлено, что Попов Юрий Николаевич., (дата) года рождения, зарегистрированный по адресу: (адрес), член семьи погибшего участника, ветерана боевых действий состоит на учете в ГБУЗ «Каменская ЦРБ» с диагнозом: ишемическая болезнь сердца, стенокардия 2 ф.к. ПИКС (1997 г.) и атеросклеротический кардиосклероз. Состояние после АКШ, пластики аневризмы ЛЖ.ХСН 2а, 2-3. Сопутствующие диагнозы: Гипертоническая болезнь 3 ст. 4 риск. Креатинин крови 93 мкмоль/л, расчетная СКФ 76,14 мл/мин/1,73 м2. НТГ. Остеохандроз поясничного отдела позвоночника. Состояние после операции на позвоночник. Левосторонняя люмбоишиалгия. Коксартроз слева, в силу положений действующего законодательства имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов. Установлено, что Попов Ю.Н. 31.01.2023, 24.04.2023, 01.04.2024 обращался на прием к врачу-терапевту, который назначил прием следующих лекарственных препаратов: ацетилсалициловая кислота, аторвастатин, метопролол, амлодипин, эплеренон, лизиноприл, омепрозол, торасемид.

В нарушение норм законодательства о здравоохранении врачом ГБУЗ «Каменская ЦРБ» льготные рецепты на вышеуказанные лекарства не выписаны. За 2023 год и истекший период 2024 года Попов Ю.Н. не обеспечивался лекарственными препаратами ГБУЗ «Каменская ЦРБ», при наличии осмотров.

Таким образом, ГБУЗ «Каменская ЦРБ» допущены нарушения прав Попова Ю.Н. на бесплатное лекарственное обеспечение

Каменский межрайонный прокурор просит суд: с учетом уточнения Обязать Министерство здравоохранения Пензенской области организовать обеспечение Попова Юрия Николаевича, (дата) года рождения, зарегистрированного по адресу: (адрес) лекарственным препаратами, в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача.

Обязать ГБУЗ «Каменская ЦРБ» производить своевременную выписку льготных рецептов Попову Юрию Николаевичу, (дата) года рождения, зарегистрированной по адресу: (адрес) на лекарственные препараты, в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача.

В судебном заседании представитель истца – помощник Каменского межрайонного прокурора Смолинская Л.В. заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила суд удовлетворить.

В судебное заседание Попов Ю.Н. не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ГБУЗ «Каменская ЦРБ» Азеева Э.Р., действующая на основании доверенности в суде пояснила, что признает исковые требования при условии организации Министерством здравоохранения Пензенской области обеспечение Попова Ю.Н. лекарственными препаратами.

Представитель Министерства здравоохранения Пензенской области в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым предусмотрено, что соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи относятся к основным принципами охраны здоровья (ст. 4).

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях (ст. 8).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Закона № 323-ФЗ).

Статьей 29 Закона № 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Закона № 323-ФЗ).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Закона № 323-ФЗ).

Пунктом 2 Приказа Минздрава России от 20.12.2012 № 1181н «Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2013 № 28882) предусмотрено, что назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется лечащим врачом медицинской организации; фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в установленном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 43 Закона № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Пунктом 3 статьи 6.1. Закона № 178-ФЗ предусмотрено, что право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Закона № 5-ФЗ.

Исходя из положений пунктов 1, 1.1, 2 части 1 статьи 6.1 Закона № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Из п. 5 ст. 10 Закона № 323-ФЗ следует, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

При этом, как следует из статьи 11 Закона № 323-ФЗ отказ в предоставлении медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий и взимание платы за ее оказание не допускаются.

С 01 января 2008 года Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов.

Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов РФ.

Указанные расходы включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфицирующими средствами.

П.14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов РФ передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Согласно пункта 15 статьи 37 Закона № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

На основании п. 1, 2 ч. 3 ст. 80 Закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий не подлежат оплате за счет личных средств граждан.

Из материалов дела следует, что на основании решения Каменского межрайонного прокурора № 260 от 06.09.2024 в ГБУЗ «Каменская ЦРБ» проведена проверка о соблюдении требований законодательства о здравоохранении. Установлено, что Попов Юрий Николаевич., (дата) года рождения, зарегистрированный по адресу: (адрес), член семьи погибшего участника, ветерана боевых действий состоит на учете в ГБУЗ «Каменская ЦРБ» с диагнозом: ишемическая болезнь сердца, стенокардия 2 ф.к. ПИКС (1997 г.) и атеросклеротический кардиосклероз. Состояние после АКШ, пластики аневризмы ЛЖ.ХСН 2а, 2-3. Сопутствующие диагнозы: Гипертоническая болезнь 3 ст. 4 риск. Креатинин крови 93 мкмоль/л, расчетная СКФ 76,14 мл/мин/1,73 м2. НТГ. Остеохандроз поясничного отдела позвоночника. Состояние после операции на позвоночник. Левосторонняя люмбоишиалгия. Коксартроз слева, в силу положений действующего законодательства имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов. Установлено, что Попов Ю.Н. 31.01.2023, 24.04.2023, 01.04.2024 обращался на прием к врачу-терапевту, который назначил прием следующих лекарственных препаратов: ацетилсалициловая кислота, аторвастатин, метопролол, амлодипин, эплеренон, лизиноприл, омепрозол, торасемид.

В нарушение норм законодательства о здравоохранении врачем ГБУЗ «Каменская ЦРБ» льготные рецепты на вышеуказанные лекарства не выписаны. За 2023 год и истекший период 2024 года Попов Ю.Н. не обеспечивался лекарственными препаратами ГБУЗ «Каменская ЦРБ», при наличии осмотров.

С учетом указанных требований закона, суд приходит к выводу о том, что бездействие ответчика ГБУЗ «Каменская ЦРБ» выразившееся в не обеспечении Попова Ю.Н. полагающимися ему лекарствами, существенно нарушает личные неимущественные права истца с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья истца.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым иск удовлетворить.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Каменского межрайонного прокурора в интересах Попова Юрия Николаевича к ГБУЗ «Каменская ЦРБ», Министерству здравоохранения Пензенской области о возложении обязанности организовать обеспечение лекарственным препаратом в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача, о возложении обязанности производить своевременную выписку льготных рецептов в соответствии с имеющейся потребностью.

Обязать Министерство здравоохранения Пензенской области организовать обеспечение Попову Юрию Николаевичу, (дата) года рождения, зарегистрированному по адресу: (адрес) лекарственными препаратами, в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача.

Обязать ГБУЗ «Каменская ЦРБ» производить своевременную выписку льготных рецептов Попову Юрию Николаевичу, (дата) года рождения, зарегистрированному по адресу: (адрес) на лекарственные препараты, в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача.

    Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Каменский городской суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                     С.А.Лаврова

Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2024 года.

2-762/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Каменский межрайонный прокурор Пензенской области
Ответчики
ГБУЗ "Каменская ЦРБ"
Министерство здравоохранения Пензенской области
Другие
Министерство финансов Пензенской области
Попов Юрий Николаевич
Суд
Каменский городской суд Пензенской области
Судья
Лаврова С.А.
Дело на странице суда
kamensky.pnz.sudrf.ru
26.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2024Передача материалов судье
01.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2024Подготовка дела (собеседование)
21.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2024Судебное заседание
18.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее