УИД 24RS0011-01-2023-000332-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дзержинское 15 января 2024 года
Дзержинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Бояркиной И.И.,
при секретаре – Высоцкой Ю.А.,
с участием представителя истца - пом. прокурора Дзержинского района Красноярского края Козарь В.А.,
представителя ответчика Администрации Дзержинского района – Пеплова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-17/2024 по исковому заявлению и.о. прокурора Дзержинского района действующего в интересах Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края к администрации Дзержинского района Красноярского края о взыскании ущерба, причиненного административным правонарушением,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Дзержинского района Красноярского края Ворсин И.В. действующий в интересах Российской Федерации обратился в Дзержинский районный суд с иском к администрации Дзержинского района Красноярского края о взыскании ущерба, причиненного административным правонарушением. В обосновании исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой Дзержинского района проверки исполнения законодательства о противопожарной безопасности в лесах установлено, что 17.04.2022 года на территории государственного лесного фонда в квартале № … выделе № … СПК «Д…» Дзержинского сельского участкового лесничества КГБУ «Дзержинское лесничество» возник лесной пожар № 2. Постановлением заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» от 20.05.2022 года № 491/55-2022 «О назначении административного наказания», которым юридическое лицо – администрация Дзержинского района признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ – нарушение правил пожарной безопасности в лесах и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей. Данное постановление вступило в законную силу – 06.09.2022 года. На тушение возникшего 17.04.2022 года лесного пожара № 2 КГКУ «Лесопожарный центр» будучи подведомственным, Министерству лесного хозяйства Красноярского края (в настоящее время Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края) затрачены денежные средства в размере 86 496, 60 рублей.
Просит взыскать с администрации Дзержинского района Красноярского края в пользу РФ в лице Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края имущественный ущерб в виде затрат на тушение лесного пожара № 2 возникшего 17.04.2022 года на территории государственного лесного фонда в квартале № …выделе № … СПК «Д…» Дзержинского сельского участкового лесничества КГБУ «Дзержинское лесничество» в размере 86 496, 60 рублей.
18.11.2023 года к участию в рассмотрении дела в качестве соистца было привлечено Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
В судебном заседании представитель истца - пом. прокурора Дзержинского района Красноярского края Козарь В.А. исковые требования поддержал в полном объёме, по изложенным в исковом заявлении основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Дзержинского района – Пеплов А.С. возражал против заявленных исковых требований, пояснил, что привлечение к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, не может однозначно свидетельствовать о том, что лесной пожар возник по вине администрации Дзержинского района Красноярского края, в постановлении о назначении административного наказания не указаны и не найдены доказательства неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности. То есть само по себе возникновение лесного пожара не означает, что отсутствует вина самого подведомственного учреждения, наделенного полномочиями по охране лесов от пожаров- КГАУ «Лесопожарный центр». В деле отсутствуют доказательства, однозначно свидетельствующие о вине администрации, причино - следственной связи между противоправными действиями администрации и наступившими неблагоприятными последствиями не доказана, в связи с чем, считает, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований. Кроме того спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, возложение на органы местного самоуправления всей полноты ответственности за его содержание является не правомерным. В связи, с чем просят в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание представитель Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, представители третьих лиц: КГКУ «Лесопожарный центр», КГКУ «Лесная охрана», КГБУ «Дзержинское лесничество» не явились, о дате и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, материалы административного дела № 491/55-2022, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 75 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В силу п. 1 ст. 77 вышеуказанного закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 года N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» также разъяснено, что непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 (ред. от 23.06.2015 года) «О судебном решении», в силу части 4 статьи 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом. Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
На основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, по аналогии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно положениям ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с п. 20 Приказа Рослесхоза от 03 апреля 1998 года N 53 «Об утверждении Инструкции по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами» расходы на тушение лесного пожара включают:
- заработную плату (с начислениями) занятых тушением пожара рабочих лесхоза, баз авиационной охраны лесов (мехотрядов, авиаотделений), привлеченных на тушение пожара работников из других организаций и предприятий, иных категорий населения;
- стоимость услуг машин, тракторов, других механизмов, в том числе собственных, использованных при тушении лесного пожара, рассчитанная исходя из отработанных смен, а также налета часов воздушных судов (самолетов, вертолетов) на доставке людей, средств пожаротушения и других грузов, используемых при тушении лесного пожара;
- стоимость израсходованных при тушении пожара материалов, средств тушения и другого имущества, используемого при тушении пожара;
- расходы на питание работников, занятых на тушении лесного пожара, почтово-телеграфные и другие расходы на тушение лесного пожара, предусмотренные действующим законодательством.
Как установлено в судебном заседании, постановлением заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» Ю… от 20.05.2022 года № 491/55-2022 «О назначении административного наказания», администрация Дзержинского района Красноярского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей. Действия администрации Дзержинского района в виде отсутствия отчистки от сухой травяной растительности и отсутствие противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 метра или иного противопожарного барьера послужило беспрепятственному распространению огня на территорию государственного лесного фонда, расположенного в квартале № …, выделе № …СПК «Д…» Дзержинского участкового лесничества КГБУ «Дзержинское лесничество». Постановление вынесено на основании протокола от 17.05.2022 года № 03/2022/ЛП старшего государственного инспектора по охране леса КГКУ «Лесная охрана» Г… по факту лесного пожара № 2 произошедшего 17.04.2022 года на территории государственного лесного фонда в квартале № …, выделе № …СПК «Д…», Дзержинского сельского участкового лесничества.
Решением Дзержинского районного суда от 16.08.2022 года постановление № 491/55-2022 от 20.05.2022 года заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении Администрации Дзержинского района Красноярского края - оставлено без изменения, а жалоба администрации Дзержинского района Красноярского края - без удовлетворения.
Согласно акту о лесном пожаре от 22.04.2022 № 2, составленным руководителем КГБУ «Дзержинское лесничество» М…, в присутствии участкового лесничего Е…. установлено, что 17.04.2022 года в 09 часов 10 минуты был обнаружен лесной пожар в квартале …, выделе …, СПК «Д…», Дзержинского сельского участкового лесничества в 2, км от д. Н…. Площадь лесного пожара на момент его ликвидации составила 652,4 Га. Причиной лесного пожара послужил переход огня с земель иных категорий. Стоимость работ по тушению пожара составила 86 496, 60 рублей. К акту приложена схема пожара.
Из расчета ущерба причиненного лесным пожаром в квартале … выделе …; квартале … выделе … Дзержинского сельского СПК «Д…» участкового лесничества; квартале … выделе …; квартале 83 выделе … Ш… участкового лесничества; квартале … выделе …; квартале … выделе …; квартале … выделе …; квартале … выделе …; квартале … выделе … Дзержинского сельского (СПК «Ш…») участкового лесничества КГБУ «Дзержинское лесничество» следует, что ущерб лесному хозяйству не нанесен, так как лесной пожар был низовой, беглый средней интенсивности.
Согласно справке о затратах на тушение лесного пожара по акту № 2 от 22.04.2022 года, сумма затрат на тушение лесного пожара составляет 86 496, 60 рублей, из которых оплата труда 51 086, 68 рублей, налоги и обязательные платежи 15 186, 57 рублей, материальные расходы 5 483 рубля, текущие расходы 324, 25 рубля, нормативные затраты на общехозяйственные нужды 14 416, 10 рублей. При этом вышеуказанные суммы затрат подтверждены бухгалтерскими справками – расчетами КГАУ «Лесопожарный центр».
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются также исследованными в судебном заседании материалом № 491/55-2022 делу об административном правонарушении в отношении юридического лица администрации Дзержинского района предусмотренном ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Доказательств, опровергающих размер ущерба, предъявленного ко взысканию, ответчиком в материалы дела не представлено.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд находит требования и.о. прокурора Дзержинского района действующего в интересах Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края к администрации Дзержинского района Красноярского края о взыскании ущерба, причиненного административным правонарушением подлежащими удовлетворению. При этом суд учитывает, что указанные истцом затраты соответствуют положениям п. 20 Приказа Рослесхоза от 03 апреля 1998 года N 53, доказательств чрезмерности данных затрат суду не представлено, расчет истца ответчиком не оспорен. При этом суд находит иные доводы ответчика основанными на неверном толковании норм материального права.
Правилами ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, ответчик не подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 2 795 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Дзержинского района Ворсина И.В., Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края к администрации Дзержинского района Красноярского края о взыскании ущерба, причиненного административным правонарушением – удовлетворить.
Взыскать с администрации Дзержинского района Красноярского края в пользу РФ в лице Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края имущественный ущерб в виде затрат на тушение лесного пожара № 2 возникшего 17.04.2022 года на территории государственного лесного фонда в квартале № … выделе № … СПК «Д…» Дзержинского сельского участкового лесничества КГБУ «Дзержинское лесничество» в размере 86 496, 60 рублей.
Взыскать с администрации Дзержинского района Красноярского края государственную пошлину в размере 2 795 рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Дзержинский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.И. Бояркина
Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 07.02.2024 г.