Решение по делу № 2а-779/2020 от 26.02.2020

Дело а-779/2020

УИД 26RS0010-01-2020-000864-77

Р Е Ш Е Н И Е

         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    

г.Георгиевск 26 мая 2020 года

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Курбановой Ю.В.,

при секретаре Палатовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной Налоговой Службы по г. Георгиевску Ставропольского края к Сергееву Александру Викторовичу о взыскании суммы задолженности по уплате налога на транспорт с физических лиц и пени,

У С Т А Н О В И Л:    

ИФНС России по г.Георгиевску Ставропольского края обратилась в суд с административным иском к Сергееву А.В. о взыскании суммы задолженности по уплате налога и пени в размере в размере 2 687,49 рублей, из которых: налог на транспорт с физических лиц – 2 625 рублей, пени по уплате налога на транспорт с физических лиц – 62,49 рублей.

В обоснование заявленных требований указали, что в соответствии со статьей 357 Налогового Кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законом Ставропольского края от 27.11.2002 года № 52-кз «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края в порядке ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации, получены сведения из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, согласно которым на административного ответчика зарегистрированы следующие транспортные средства: ... регистрационный знак , дата возникновения права собственности – 14 ноября 2014 года, дата прекращения владения – 22 июля 2017 года; ... регистрационный знак , дата возникновения права собственности – 28 сентября 2007 года; ... регистрационный знак , дата возникновения права собственности – 25 февраля 2017 года, дата прекращения владения – 22 августа 2019 года.

По данным объектам учета в соответствии со ст. 1 Закона Ставропольского края от 27.11.2002 года № 52-КЗ «О транспортном налоге» Сергееву А.В. исчислен налог, направлено налоговое уведомление.

За 2017 год по сроку уплаты 03 декабря 2018 года – 7 240 рублей.

Расчет налога по т/с ... мощностью 175 л.с., регистрационный знак за налоговый период 2017 года составил: 175 х 36 рублей / 12 месяцев х 7 месяцев (фактический период владения) = 3 675 рублей.

Расчет налога по т/с ..., мощностью 113 л.с., регистрационный знак за налоговый период 2017 года составил: 113 х 15 рублей / 12 месяцев х 12 месяцев (фактический период владения) = 1 695 рублей.

Расчет налога по т/с ..., мощностью 149 л.с., регистрационный знак за налоговый период 2017 года составил: 149,60 х 15 рублей / 12 месяцев х 10 месяцев (фактический период владения) = 1 870 рублей.

В установленные сроки налогоплательщик сумму налога Сергеев А.В. оплатил частично.

Неисполнение обязанности по уплате налогов послужило основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, пени № 37958 от 09 октября 2015 года, № 11941 от 04 февраля 2019 года.

От исполнения требований административный ответчик Сергеев А.В. в добровольном порядке уклонился.

Инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по уплате налогов и соответствующей пени. Судебный приказ отменен на основании определения мирового судьи от 07 октября 2019 года.

Задолженность по уплате налогов сложилась за период 2017 года.

Задолженность по уплате пени сложилась за период с 02 октября 2015 года по 09 октября 2015 года, с 04 декабря 2018 года по 03 февраля 2019 года.

Представитель административного истца Тимошенко С.А., извещенная о времени и месте рассмотрения административного дела в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть административное дело в ее отсутствие, заявленные исковые требования о задолженности по уплате налога и пени полностью поддержала, просила их удовлетворить. Кроме того, ходатайствовала о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу искового заявления о взыскании задолженности по налогам, ссылаясь на то, что срок пропущен по уважительной причине, поскольку налоговый орган рассчитывает на добросовестность налогоплательщика, выражаемую в исполнении им обязанности самостоятельно оплатить числящуюся за ним задолженность.

Административный ответчик Сергеев А.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, об уважительности причин своей неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, об отложении слушания дела перед судом не ходатайствовал. Своих возражений на заявленные требования административный ответчик не представил.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.

Исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с действующим законодательством, Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах устанавливается исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов.

В силу статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ устанавливает обязанность каждого налогоплательщика платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

В соответствии с пп.9 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимку по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Согласно ст.46 НК РФ, решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Как усматривается из материалов дела, в адрес Сергеева А.В. направлялось требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 37958 от 09 октября 2015 года, в котором налогоплательщику предложено уплатить имеющуюся задолженность по налогу на транспорт с физических лиц в размере 9 422 рубля и пени в размере 20,73 рублей со сроком добровольного исполнения до 10 декабря 2015 года.

Как следует из представленной Карточки «Расчёты с бюджетом» на Сергеева А.В. сумма налога в размере 9 422 рублей оплачена налогоплательщиком оплачена 09 ноября 2015 года.

Сумма задолженности по пени на налог на транспорт с физических лиц по данному требованию составила 20,73 рублей.

Кроме того, в адрес налогоплательщика направлялось требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 11941 от 04 февраля 2019 года, в котором налогоплательщику предложено уплатить имеющуюся задолженность по налогу на транспорт с физических лиц в размере 2 625 рублей и пени в размере 41,76 рублей со сроком добровольного исполнения до 01 апреля 2019 года

Сумма налога на транспорт с физических лиц в данном случае не превышает 3 000 рублей.

Таким образом, предельный срок обращения истца в суд с требованием о взыскании с Сергеева А.В. налога на транспорт с физических лиц за 2017 год и пени истекал 10 мая 2019 года.

В мировой суд ИФНС по г. Георгиевску СК обратилось обратилась только в августе 2019 года, то есть по истечении установленного ст. 48 НК РФ срока.

23 августа 2019 года мировым судьей судебного участка № 6 г. Георгиевска и Георгиевского района вынесен судебный приказ № 2А-864-07-424/19 о взыскании с Сергеева А.В. задолженности по налогам и пени в размере 2 687,49 рублей.

07 октября 2019 года указанный приказ отменен в связи с поступившим заявлением об отмене судебного приказа.

Административное исковое заявление ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края о взыскании с Сергеева А.В. налога на транспорт с физических лиц и пени поступило в Георгиевский городской суд Ставропольского края 26 февраля 2020 года.

Согласно материалам дела установленные законом сроки, для обращения налогового органа с заявлением о взыскании недоимки по налогам в судебном порядке, истекли. Исковое заявление предъявлено в суд за пределами срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, страховых взносов и пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налогов, страховых взносов, за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налоговых платежей является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

В силу ч.1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Представителем административного истца заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления, со ссылкой на то, что срок для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по уплате налога и пени пропущен по уважительной причине, поскольку налоговый орган рассчитывает на добросовестность налогоплательщика, выражаемую в исполнении им обязанности самостоятельно оплатить числящуюся за ним задолженность.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Кроме того, суд исходит из того, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты страховых взносов (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Поскольку в силу ст. 62 КАС РФ налоговая инспекция не предоставила каких-либо достаточных доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока на принудительное взыскание налога и пеней, которые объективно препятствовали своевременному обращению в суд с административным исковым заявлением в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд полагает необходимым отказать Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Георгиевску Ставропольского края в удовлетворении заявленных исковых требований без исследования фактических обстоятельств дела.

Согласно п.4 ч.1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В силу части 2 статьи 59 НК РФ налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица являются органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении ходатайства Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Георгиевску Ставропольского края о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по уплате налогов и пени с Сергеева Александра Викторовича, - отказать.

В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Георгиевску Ставропольского края к Сергееву Александру Викторовичу о взыскании задолженности по уплате налога на транспорт с физических лиц за 2017 год и пени в общем размере 2 687,49 рублей, из которых: налог на транспорт с физических лиц – 2 625 рублей, пени по уплате налога на транспорт с физических лиц – 62,49 рублей, - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.

(Мотивированное решение изготовлено 02 июня 2020 года)

Судья Ю.В.Курбанова

2а-779/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края
Ответчики
Сергеев Александр Викторович
Суд
Георгиевский городской суд Ставропольского края
Судья
Курбанова Юлия Викторовна
Дело на странице суда
georgievsky.stv.sudrf.ru
27.02.2020Регистрация административного искового заявления
27.02.2020Передача материалов судье
29.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.02.2020Предварительное судебное заседание
13.04.2020Предварительное судебное заседание
09.05.2020Судебное заседание
27.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее