Дело № 2-113/2017
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации25 апреля 2017 года с. Бураево
Балтачевский межрайонный суд РБ в составе:
председательствующего судьи – Ситник И.А.,
при секретаре Мусиной Н.А.,
с участием истицы Султановой Р.Р. и ее представителя Нуртдиновой Е.Б. (ордер от ДД.ММ.ГГГГ №),
представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Бураевском районе РБ-ФИО5 (доверенность от 05.12.2016г. №),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Султановой Р. Р. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Бураевском районе РБ о включении периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии,
установил:
Султанова Р.Р. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Бураевском районе РБ о включении периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, указывая на то, что ответчик отказал в назначении ей льготной пенсии по возрасту в связи с отсутствием 25 летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, при этом в стаж
-период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитан только в календарном исчислении (4 месяца 27 дней), хотя данный период должен засчитываться в льготном исчислении 1 год как 1 год и 3 месяца (всего 5 месяцев), то есть к стажу необходимо добавить 1 месяц 6 дней.
Также не засчитаны:
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего 1 месяц 1 день, что в льготном исчислении составляет 1 месяц 10 дней),
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 19 дней).
Просит признать незаконным решение УПФ РФ в Бураевском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 мес. 15 дней и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ответчика включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости:
период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 27 дней) засчитать в льготном исчислении 1 год как 1 год и 3 месяца (всего 5 месяцев), то есть к стажу необходимо добавить 1 месяц 6 дней;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего 1 месяц 1 день, что в льготном исчислении составляет 1 месяц 10 дней);
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 19 дней).
назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФ РФ в Бураевском районе РБ -ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица Султанова Р.Р. и ее представитель Нуртдинова Е.Б. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика - ГУ УПФ в Бураевском районе РБ Самигуллина З.Ф. исковые требования не признала, так как льготное исчисление применяется только к периодам работы, периоды отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. В период нахождения Султановой Р.Р. в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком выплата заработной платы не производилась, факт работы не имел места, в связи, с чем данный период подлежит зачету в специальный стаж без применения льготы, т.е. в календарном порядке. В специальный стаж Султановой Р.Р. не включены периоды прохождения курсов повышения квалификации, т.к. согласно п. 4 Правил №516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Султанова Р.Р. находилась на курсах с отрывом от производства, лечебную деятельность не осуществляла и поэтому отсутствует факт работы, ввиду чего периоды нахождения на курсах повышения квалификации не включаются в подсчет специального стажа работы. Просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения истицы, ее представителя, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
С 01.01.2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (статья 36).
В соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 действовавшего до 01.01.2015 г. Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, утверждались Правительством Российской Федерации. Аналогичное правовое регулирование предусмотрено ч. 2 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно п. п. 2 и 3 п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются периоды, указанные в статье 11 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.
В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 разъяснено, что согласно пункту 5 указанных Правил в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Статьей 165 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривалось, что женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью пятьдесят шесть календарных дней до родов и пятьдесят шесть календарных дней после родов с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. В случае ненормальных родов или рождения двух и более детей отпуск после родов предоставляется продолжительностью семьдесят календарных дней.
Руководствуясь нормами статьи 165 КЗоТ РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, а также пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 года, нужно сделать вывод о том, что, поскольку отпуска по беременности и родам рассматриваются законодателем, как периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, которые включаются в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, то, следовательно, они подлежат зачету в специальный стаж в том же порядке, что и время работы до ухода в отпуск.
Согласно письму Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 04.11.2002 N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067, отпуск по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Данные разъяснения обязательны для исполнения всеми структурными подразделениями Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Периоды временной нетрудоспособности должны быть включены в специальный стаж истца в льготном исчислении, так как в указанные периоды она получала пособие по государственному социальному страхованию, что свидетельствует о сохранении в данный период трудовых отношений по занимаемой должности, следовательно, сохранение всех гарантий, в том числе, включение данных периодов в стаж для досрочного назначения пенсии в том же порядке, как и периодов работы.
Из материалов дела следует, что Султанова Р.Р. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Бураевском районе РБ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности.
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Бураевском районе РБ от 15.03.2017г. № в назначении досрочной страховой пенсии истцу было отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
В специальный стаж истца ответчиком период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитаны только в календарном исчислении, не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ГБУЗ РБ Бураевская ЦРБ следует, что истица работала с 20.11.1990г. в должности медицинской сестры терапевтического кабинета Бураевской ЦРБ, с 22.11 2000г. И по настоящее время работает в должности медицинской сестры участковой кабинета врача-терапевта участкового поликлиники.
Из материалов дела следует, что истица находилась в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В этой связи период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам подлежал зачету в специальный стаж в льготном исчислении.
Таким образом, исковые требования истца о включении в специальный стаж истца в льготном исчислении периода отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются правомерными и обоснованными.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Суд считает исковые требования в части включения в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежащими удовлетворению.
Поскольку в эти периоды истец продолжала работать и за ней сохранялась средняя заработная плата на период ее обучения, с которой работодатель осуществлял отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на повышение квалификации она направлялась работодателем на основании соответствующих приказов, по окончании курсов ей вручены соответствующие документы государственного образца о краткосрочном повышении квалификации, необходимой для аттестации по должности, что связано с особенностями осуществления трудовой деятельности. При этом, учитывая, что периоду нахождения на курсах повышения квалификации предшествовал период работы Султановой Р.Р., исчисляемый в льготном порядке.
Также периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 19 дней) должны включаться в специальный стаж в том же порядке, как работа, в период которой истец направлялась на эти курсы.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400 "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Султановой Р. Р. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Бураевском районе РБ о включении периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии удовлетворить.
Признать решение УПФ РФ в Бураевском районе РБ от ДД.ММ.ГГГГ № в части в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении 1 мес. 15 дней и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать УПФ РФ в Бураевском районе РБ для назначения досрочной трудовой пенсии по старости Султановой Р. Р.
- период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 27 дней) засчитать в льготном исчислении 1 год как 1 год и 3 месяца;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитать в льготном исчислении 1 год как 1 год и 3 месяца;
- включить в стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 19 дней).
назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в УПФ РФ в Бураевском районе РБ -ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ через Балтаевский межрайонный суд РБ в течение одного календарного месяца со дня составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись
Копия верна: И.А.Ситник