Дело № 2-283/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2019 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Беспаловой Т.Е.,
при секретаре Конгуновой С.В., Чугунековой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тобосова <данные изъяты> к БУ РА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска» об оспаривании отказа и включении в список для обеспечения жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Тобосов А.Г. в лице представителя по доверенности Тадыевой Ю.М. обратился в суд с исковыми требованиями к БУ РА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска» о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ № о включении его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма, включении его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма по городу Горно-Алтайску Республики Алтай, мотивируя заявленные требования тем, что Тобосов А.Г.ДД.ММ.ГГГГ обратился в учреждение социальной поддержки населения с заявлением о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ им получен ответ об отказе. Тобосов АГ. Относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители умерли, когда он был несовершеннолетним. Поэтому он должен быть обеспечен жильем.
В судебном заседании истец и представитель истца поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика Климкина Ю.А., действующая на основании доверенности, возражала относительно удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве. В письменно отзыве указано на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований Тобосова А.Г., поскольку он обратился за включением в список после 23 лет, то есть отсутствуют предусмотренные законом основания для включения его в список лиц из числа детей сирот-детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, для обеспечения жилыми помещениями.
Третьи лица, министерство труда и социального развития Республики Алтай, администрация МО «Кош-Агачский район» не принимали участия в судебном заседании при надлежащем извещении.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства в материалах дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований на основании следующего:
В суде установлено, что родителями Тобосова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются: ФИО1 и ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении.
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается свидетельством о смерти.
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, что подтверждается свидетельством о смерти.
Тобосов А.Г. относится к лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, при этом он не состоит в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями для категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, о чем свидетельствуют справки БУ РА «Управление социальной поддержки населения <адрес>».
В ДД.ММ.ГГГГ Тобосов А.Г. окончил школу - МОУ «<данные изъяты>», что подтверждается аттестатом о среднем (полном) общем образовании.
На основании приказа о зачислении обучающихся № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> техникума Тобосов А.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался по специальности «<данные изъяты>», при этом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в академическом отпуске в связи с призывом на военную службу; в ДД.ММ.ГГГГ отчислен. Однако, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил обучение по очной форме в АПОУ «<данные изъяты>» по профессии «<данные изъяты>», по окончанию обучения выдан диплом, что подтверждается справкой и копией диплома.
Тобосов А.Г. на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сельской администрацией <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал право собственности на земельный участок площадью 500 кв.м по адресу: <адрес>, что подтверждается сведениями ЕГРН. При этом квартира № по <адрес> в собственность не оформлена, в квартире никто не проживает. Из пояснений истца следует, что он проживал с родителями по этому адресу.
Истец Тобосов А.Г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, однако, по указанному адресу не проживает, что следует из пояснений истца, данных в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГГГ представитель Тобосова А.Г.- Тадыева Ю.М., действующая на основании доверенности обратилась в БУ РА «Управление социальной поддержки населения г. Горно-Алтайска» о включении Тобосова А.Г.в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
ДД.ММ.ГГГГ БУ РА «правление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска» отказало в удовлетворении заявления, сославшись на то, что обращение за постановкой на учет последовало после 23 летнего возраста заявителя.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2013, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01.01.2013, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, право на обеспечение жилыми помещениями в настоящее время сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признанными в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилого помещения, однако не реализовавшими право на получение жилья до 01.01.2013, то есть до нового правового регулирования спорных правоотношений.
Таким образом, в приведенных изменениях норм права, вступивших в действие с 01.01.2013, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии факта постановки их на учет в качестве нуждающегося в жилье в органе местного самоуправления, и отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения. При этом вопрос о постановке на учет носит заявительный характер.
Порядок предоставления жилья определен Законом Республики Алтай от 26.03.2013 года N 12-РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай". Данный Закон распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года, но вступил в силу после дня его официального опубликования, то есть 29.03.2013 года.
Доказательств того, что истец Тобосов А.Г. до достижения возраста 23 лет обращался с заявлением о постановке его на учет по обеспечению жилым помещением, как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, либо состоял на таком учете, суду не представлено.
Истцом не представлено доказательств в подтверждение наличия объективных и уважительных причин, не позволивших ему своевременно обратиться в уполномоченный орган опеки и попечительства по месту жительства с соответствующим заявлением; каких-либо препятствий в осуществлении права истца на включение в список детей, оставшихся без попечения родителей, со стороны государственных органов не установлено. Отсутствуют доказательства уважительности причин пропуска истцом установленного законом срока для обращения с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением.
Суд отмечает, что правовой характер статуса лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Таким образом, отказ БУ РА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска» во постановке Тобосова А.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в список детей сирот-детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, для обеспечения жилым помещением является обоснованным и законным.
Поскольку до достижения 23 лет истец не обращался в уполномоченный орган с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не был постановлена до указанного возраста на учет нуждающихся в жилом помещении среди указанной категории лиц, оснований для включения его в список лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, у суда не имеется.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, то отсутствуют предусмотренные ст. 98 ГПК РФ основания для возложения на ответчика возмещения судебных расходов, понесенных истцом.
Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Тобосова <данные изъяты> к БУ РА «Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска» о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ № о включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма и включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма по городу Горно-Алтайску Республики Алтай.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья Т.Е. Беспалова
Решение в окончательной форме принято 29 апреля 2019 года