Копия
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Тарко-Сале 09 марта 2021 г.
Судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Слюсаренко А.В.,
рассмотрев жалобу начальника отдела охраны окружающей среды общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз» (далее – Общество) Фоминой Н.В. на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Востриковой Ю.А. от 16.11.2020 № 03/4-495/2020 по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении должностного лица Фоминой Натальи Вячеславовны,
сведения о привлечении к административной ответственности отсутствуют,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 16.11.2020 № 03/4-495/2020 начальник отдела охраны окружающей среды ООО «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз» Фомина Н.В. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, и подвергнута административному штрафу в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, начальник отдела охраны окружающей среды ООО «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз» Фомина Н.В. обратилась в Пуровский районный суд с жалобой, в которой просит признать незаконными обжалуемые постановления и объединить их в одно производство.
Решением от 09.03.2021 по жалобам на постановление по делу об административных правонарушениях, по постановлениям от 16.11.2020 № 03/4-487/2020, 16.11.2020 № 03/4-486/2020, 16.11.2020 № 03/4-488/2020, 16.11.2020 № 03/4-489/2020, 16.11.2020 № 03/4-490/2020, 16.11.2020 № 03/4-491/2020, 16.11.2020 № 03/4-492/2020, 16.11.2020 № 03/4-493/2020, 16.11.2020 № 03/4-494/2020 по делу об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ в отношении должностного лица Фоминой Н.В., объединены в одно производство и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Начальник отдела охраны окружающей среды ООО «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз» Фомина Н.В., своевременно извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия. Поддержала ходатайство об объединении дел об административном правонарушении в отношении неё.
Представитель надзорного органа, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении судебного заседания не заявлял.
Неявка указанных лиц является препятствием для рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении по существу.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ жалобы рассмотрены в отсутствие указанных лиц.
В соответствии со п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Проверив доводы жалоб, исследовав и оценив в совокупности материалы дел об административных правонарушениях, суд приходит к следующему.
Фомина Наталья Вячеславовна на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № состоит в должности начальника отдела охраны окружающей среды в ООО «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз».
Согласно п. 2.1, п. 3.1.5, п. 6.2.9 Должностной инструкции Фомина Н.В. осуществляет производственный контроль на всех лицензионных участках Обществ; обязана организовывать проведение инвентаризации источников загрязнения окружающей природной среды; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, выразившееся в осуществлении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Субъектом названного административного правонарушения является должностное лицо ООО «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз» - Фомина Н.В.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Из ч. 1 и ч. 2 ст. 34 указанного Закона, следует, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
Согласно ч. 1 ст. 39 Закона, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Исходя из преамбулы Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 указанного Закона в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются, в том числе предельно допустимые выбросы.
В силу ч. 1 ст. 14 того же Закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сброс допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды
Из материалов дел об административных правонарушениях, имеющихся в Северо-Уральском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора) установлено следующее.
На основании распоряжения Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора от 21.07.2020 № 64-р проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении ООО «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз». ООО «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз» не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
В ходе проведенной плановой документарной и выездной проверки в отношении ООО «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз» установлено, что согласно разрешительным документам объекта НВОС Добровольское нефтегазоконденсатное месторождение, Олимпийский лицензионный участок, код объекта: 7109189-000496-П, у Общества имелось разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 16.07.2015 № 87 на период действия с 16.07.2015 по 31.12.2019.
19 февраля 2020 г. Обществом было получено новое разрешение № 06/1-1 с периодом действия на срок с 19.02.2020 по 13.12.2024.
Проверкой установлено, что Общество в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ осуществляло свою деятельность в период с 01.01.2020 по 18.02.2020.
Действия должностного лица правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Таким образом, виновность должностного лица в совершении правонарушения подтверждается материалами дела, а именно: постановлением о возбуждении дел об административном правонарушении от 16.11.2020, протоколом об административных правонарушениях от 27.10.2020, уведомлением о проведении проверки от 20.10.2020, актом проверки от 27.08.2020, объяснением Фоминой Н.В. и иными материалами.
Доводы Фоминой Н.В. о том, что данное правонарушение не является длящимся, не соответствует действительности.
Так, срок предыдущего разрешения истекал 31 декабря 2019 г. Общество направило в адрес Управления заявление на заключения разрешения на новый срок за 5 дней до его окончания, то есть 25 декабря 2019 г. Полагает, что с 31 декабря 2019 г. Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора знало об отсутствии у Общества указанного разрешения, поскольку новое разрешение не выдавалось.
Данные доводы жалобы суд считает не состоятельными.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Наличие у Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора сведений об отсутствии у Общества разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не содержится доказательств факта осуществления Обществом таких выбросов в период с 01.01.2020 по 18.02.2020. Сведения о производстве выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в указанный период были получены в результате указанной выше проверки.
Должностное лицо привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», срок давности привлечения к административной ответственности за совершение этого правонарушения составляет 1 год.
Собранные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми, и достоверными, а в совокупности достаточными для установления обстоятельств, подтверждающих виновность должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, и оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений не имеется.
Таким образом, суд считает установленным, что должностное лицо осуществляло деятельность на объекте НВОС Добровольское нефтегазоконденсатное месторождение, Олимпийский лицензионный участок, код объекта: 7109189-000496-П в период с 01.01.2020 по 18.02.2020 в отсутствие разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Вместе с тем, суд не находит оснований для объединения дел об административных правонарушениях по ст. 8.1 КоАП РФ и по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, поскольку нарушение требований природоохранного законодательства являются самостоятельными событиями административных правонарушения и имеют разные событие и объективные стороны.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, вынесены в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Назначение административного наказания должностному лицу в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей не соответствует санкциям ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Вместе с тем, ст. 30.7 КоАП РФ не допускает ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Оснований для прекращения производства по делу с учетом характера допущенного нарушения, которое посягает на общественные отношения, объектом которых является охрана окружающей среды от негативных воздействий, создание и сохранение экологической безопасности населения и территорий, с учетом наступивших последствий (осуществление деятельности стационарных источников, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух без специального разрешения), суд не усматривает.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административных правонарушениях, не имеется.
Обжалованное постановление вынесено с соблюдением сроков давности.
Событие и состав административного правонарушения нашли свое подтверждение.
Сведений о повторном совершении правонарушения не представлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено, что подлежит учету при определении размера штрафа.
При наличии таких обстоятельств оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу начальника отдела охраны окружающей среды ООО «НОВАТЭК-Таркосаленефтегаз» Фоминой Н.В. на постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Востриковой Ю.А. от 16.11.2020 № 03/4-495/2020 по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Фоминой Натальи Вячеславовны - оставить без удовлетворения.
Постановление по делу об административном правонарушении 16.11.2020 № 03/4-495/2020 в отношении должностного лица Фоминой Натальи Вячеславовны, привлеченного к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.В. Слюсаренко
Копия верна: судья Слюсаренко А.В. ____