Судья Баязитова О.Ю. Дело № 2-282/2021
№ 33-2932/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Коуровой В.Е., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Русских Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 21 октября 2021 г. гражданское дело по иску Администрации Юргамышского района Курганской области к Сметаниной Светлане Владимировне о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности
по апелляционной жалобе Администрации Юргамышского района Курганской области на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 18 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи областного суда Коуровой В.Е. об обстоятельствах дела, пояснения ответчика Сметаниной С.В. и ее представителя Табакова М.В., судебная коллегия
установила:
Администрация Юргамышского района Курганской области (далее – Администрация Юргамышского района) обратились в суд с иском к СметанинойС.В. о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности.
В обоснование исковых требований указывала, что на основании заявления и свидетельства № от <...> о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Сметаниной С.В., как участнику государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территории Курганской области на 2014-2017 годы и на период 2020года», с учетом численного состава семьи (3 человека) была предоставлена социальная выплата на строительство индивидуального жилого дома в <адрес> в размере 737 000 руб. При этом в соответствии с условиями программы Сметанина С.В. была обязана отработать не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты по трудовому договору, заключенному с ГБУ «Юргамышская центральная районная больница». Однако данную обязанность Сметанина С.В. не исполнила, <...> уволилась по собственному желанию, после чего в течение 6 месяцев не трудоустроилась к иному работодателю и не организовала индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе либо в сфере социального обслуживания, денежные средства по требованию органа местного самоуправления не вернула.
На основании изложенного просила взыскать со Сметаниной С.В. в бюджет Юргамышского района вышеуказанную социальную выплату в размере 737000руб.
Решением Юргамышского районного суда Курганской области от 15сентября 2020 г. исковые требования Администрации Юргамышского района к Сметаниной С.В. о взыскании социальной выплаты удовлетворены. Со Сметаниной С.В. в бюджет Юргамышского района взыскана социальная выплата, полученная ею в качестве участника государственной целевой программы Курганской области на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности от <...> №, в размере 737000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от <...> решение Юргамышского районного суда Курганской области от <...> оставлено без изменения, апелляционная жалоба Сметаниной С.В. – без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от <...> решение Юргамышского районного суда Курганской области от <...> и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от <...> отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Юргамышский районный суд Курганской области.
При новом рассмотрении дела в судебное заседание суда первой инстанции представитель Администрации Юргамышского района не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Сметанина С.В. и ее представитель Табаков М.В. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признавали, ссылаясь на то, что обязательство отработать 5 лет по трудовому договору Сметанина С.В. не давала, при этом ее увольнение носило вынужденный характер, связанный с отсутствием надлежащих жилищных условий и низкой заработной платой по месту работы, притом что у нее на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей.
Представители третьих лиц Финансового управления Курганской области, Департамента агропромышленного комплекса Курганской области в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещались надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представители третьих лиц Министерства финансов Российской Федерации, ГБУ «Юргамышская центральная районная больница» в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Представитель третьего лица ООО «Кургантехстрой» в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещался надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.
Юргамышским районным судом Курганской области <...> постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований Администрации Юргамышского района Курганской области к Сметаниной С.В. о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности отказано.
В апелляционной жалобе Администрация Юргамышского района просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы вновь ссылается на те же доводы, которые были изложены в исковом заявлении. Кроме того, указывает, что Сметаниной С.В. не выполнено еще одно из условий государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Курганской области от <...> №, а именно оформление жилого помещения в общую собственность всех членов семьи в установленный срок - не позднее <...>, что является самостоятельным основанием для возврата социальной выплаты и удовлетворения заявленных требований.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу третье лицо Департамент агропромышленного комплекса Курганской области поддержал изложенные в ней доводы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик СметанинаС.В. и ее представитель по доверенности Табаков М.В. с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Иные участвующие в деле лица, извещенные своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, представитель ответчика Администрации Юргамышского района и представитель третьего лица Департамента агропромышленного комплекса Курганской области просили рассматривать жалобу без их участия, в связи с чем на основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. «ж», п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (ч. 2 ст. 1).
К основным целям государственной аграрной политики среди прочих отнесено обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (п. 2 ч. 2 ст. 5 указанного Федерального закона).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На момент возникновения спорных правоотношений по настоящему делу действовала федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598, целями которой являются: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. Действие федеральной целевой программы досрочно прекращено с <...> в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017г. № 1544.
Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 (приложение № 3 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (п. 1 Правил).
Согласно подп. «а» п. 2 названных Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов: предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение), приведенным в приложении № к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598.
Указанное Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (п. 1).
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (п. 2 Типового положения).
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подп. «а», «б», «г» названного пункта).
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.
Согласно подп. «а» п. 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности ряда условий. Одним из таких условий является работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности.
В соответствии с подп. «б» п. 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодой специалист при условии соблюдения в совокупности ряда условий.
При этом под молодым специалистом для целей получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности признается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование (абз. первый подп. «б» п. 33 Типового положения).
Молодой специалист имеет право на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере; признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 4 Типового положения; наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств в соответствии с подп. «в» п. 4 Типового положения (абзацы второй - пятый подп. «б» п. 33 Типового положения).
Под социальной сферой согласно п. 36 Типового положения понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области здравоохранения, в том числе ветеринарной деятельности, в сфере агропромышленного комплекса, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Абзацем первым п. 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
Существенными условиями трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подп. «а» п. 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подп. «а» данного пункта (подп. «б» п. 43 Типового положения).
Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного трехсторонним договором. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в трехстороннем договоре об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.
В целях реализации на территории Курганской области федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» постановлением Правительства Курганской области от <...> № утверждена государственная программа Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий Курганской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», в которой определены цели и задачи, аналогичные изложенным в федеральной целевой программе, вместе с Порядком предоставления и расходования субсидий из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Курганской области на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Сметанина С.В., <...> рождения, состоявшая в трудовых отношениях с ГБУ«Юргамышская центральная районная больница»: с <...> в должности санитарки в отделении скорой медицинской помощи, с <...> в должности заведующей ФАП – фельдшер в д. Шемелино Юргамышского района, была признана участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодой специалист».
<...> в целях реализации мероприятий по указанной программе между Сметаниной С.В. (получателем социальной выплаты), Администрацией Юргамышского района Курганской области (Администрацией) и ООО«Кургантехстрой» (подрядчиком) был заключен трехсторонний договор, в соответствии с которым подрядчик обязался в срок до <...> выполнить работы по строительству индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, стоимость которых составляет 1 404 000 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 382 000 руб., областного бюджета - 355 000 руб., собственных (заемных) средств получателя социальной выплаты Сметаниной С.В. - 667 000 руб.
При этом по условиям договора в обязанности Администрации входит осуществление контроля над объемами и качеством выполненных подрядчиком работ, контроль хода строительства объекта в установленные сроки, принятие результата работ.
<...> Сметаниной С.В. было выдано свидетельство № о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на строительство индивидуального жилого дома в <адрес> в размере 737000 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 382 000 руб., за счет средств областного бюджета - 355 000 руб., на состав семьи из 3-х человек, в том числе дочь Сметанину Э.А., сына Сметанина К.А.
После поступления <...>, <...>, <...> на открытый в АО «Россельхозбанк» на имя СметанинойС.В. счет денежных средств в размере 737000 руб., последние по ее распоряжению были перечислены банком на счет подрядчика.
Дополнительным соглашением сторон от <...> срок выполнения работ по строительству индивидуального жилого дома был продлен до <...>
<...> заключенный со Сметаниной С.В. трудовой договор был расторгнут на основании п. 3 ч. 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника).
При этом, как установлено судом, на момент ее увольнения и разрешение настоящего спора, строительство дома так и не было завершено. Согласно информационному письму ООО «Агентство независимой экспертизы и оценки» от <...> № средняя рыночная стоимость (наиболее вероятная стоимость) указанного объекта незавершенного строительством (индивидуального жилого дома), процент готовности 32,49 %, без учета стоимости земельного участка, на котором он расположен, по состоянию на <...> составляет 163 449 руб.
С <...> Сметанина С.В. принята на работу в ГБУ «Курганская больница скорой медицинской помощи», находящееся в г. Кургане, на должность фельдшера скорой медицинской помощи, с ней заключен трудовой договор.
<...> Администрацией Юргамышского района в адрес Сметаниной С.В. было направлено требование о возврате социальной выплаты в связи с тем, что ею не исполнена обязанность в соответствии с условиями программы по отработке не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты по трудовому договору, заключенному с ГБУ «Юргамышская центральная районная больница».
До настоящего времени требование Администрации Юргамышского района не исполнено.
Вместе с тем, как установлено судом из ответов ГБУ«Юргамышская центральная районная больница» от <...> №, Администрации Юргамышского района от <...> №, пояснений самой СметанинойС.В., при предоставлении социальной выплаты трехсторонний договор между указанными лицами об обеспечении жильем молодого специалиста с использованием на эти цели социальной выплаты, принятых обязательствах не заключался.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из незаключенности трехстороннего договора об обеспечении жильем молодого специалиста с использованием на эти цели социальной выплаты между Администрацией Юргамышского района, ГБУ «Юргамышская центральная районная больница» и Сметаниной С.В., к существенным условиям которого согласно п.42 Типового положения относятся обязательство молодого специалиста работать у работодателя по трудовому договору не менее 5лет со дня получения социальной выплаты и право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от молодого специалиста средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения молодым специалистом указанного обязательства. Таким образом, в отсутствие согласованной обязанности Сметаниной С.В. отработать определенный период времени у работодателя после получения социальной выплаты у органа местного самоуправления соответственно не возникло право истребовать в судебном порядке у нее денежные средства в размере предоставленной социальной выплаты по этому основанию.
Кроме того, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что Сметанина С.В. не может быть лишена права на социальную выплату, поскольку расторжение трудового договора было обусловлено уважительными причинами: отсутствием по месту работы надлежащих жилищных условий, неисполнение со стороны подрядчика обязательств по строительству жилого дома в том числе за счет указанной социальной выплаты в установленные сроки, контроль за исполнением которых в силу изложенного выше договора должен был осуществлять орган местного самоуправления, при этом низкий уровень дохода, не позволяющий снимать достойное жилье и одновременно содержать находящихся у нее на иждивении детей.
Судебная коллегия находит указанные выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Из приведенных выше положений нормативных правовых актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Названная выплата предоставляется с учетом членов молодой семьи, членов семьи молодого специалиста. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение пяти лет с момента предоставления такой выплаты. При предоставлении молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты уполномоченный орган, член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При несоблюдении названных условий уполномоченный орган вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего ее члена молодой семьи.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от14 января 2020 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой», принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2-П).
При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (ч. 1) и 46 (ч.1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г.№ 10-П, от 13 декабря 2016 г.№ 28-П, от 10 марта 2017 г.№ 6-П, от 11 февраля 2019 г. № 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020г. № 2-П).
Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. № 2-П).
Таким образом, исходя из целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильем молодых семей (молодых специалистов), проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путем предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости формального подхода в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, само по себе досрочное расторжение трудового договора по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) - получателя социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности - не может служить безусловным и достаточным основанием для истребования у него этой выплаты. При разрешении судом спора по требованию уполномоченного органа о взыскании с члена молодой семьи (молодого специалиста) денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности подлежат учету как обстоятельства и причины, послужившие основанием к досрочному прекращению трудовых отношений лицом, которому такая социальная выплата предоставлена, так и иные обстоятельства, имеющие значение для дела: приобретение молодой семьей (молодым специалистом) за счет средств социальной выплаты жилого помещения в сельской местности, проживание получателя социальной выплаты и членов его семьи в этом жилом помещении в сельской местности, работа одного из членов молодой семьи (молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности и иные обстоятельства.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при разрешении спора в полной мере применил приведенное выше правовое регулирование об условиях предоставления молодому специалисту социальной выплаты на строительство жилого помещения, с учетом всей совокупности обстоятельств, связанных с обеспечением ответчика жильем путем предоставления на эти цели социальной выплаты, и пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для ее возврата.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Сметаниной С.В. не выполнено еще одно из условий государственной программы Курганской области «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. № 474, а именно оформление жилого помещения в общую собственность всех членов семьи в установленный срок, что является самостоятельным основанием для возврата социальной выплаты, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку по указанному основанию истец не просил вернуть денежные средства, а в силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как следует из материалов дела, истцом основания иска в ходе рассмотрения дела не изменялись, истец просил взыскать денежные средства в счет возврата социальной выплаты в связи с досрочным расторжением трудового договора ее получателем. Соответственно иные основания для возврата указанной выплаты предметом исследования и оценки суда первой инстанции в силу указанной нормы не являлись.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции. При этом не содержат фактов, которые не были бы проверены судом при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 18 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Юргамышского района Курганской области – без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 октября 2021 г.