дело № 2а-2195/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
именем Российской Федерации
г. Усть-Лабинск 19 декабря 2018 года
Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Слесаренко А.Д.,
с участием представителя административного истца администрации Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района Кузнецовой С.В.,
представителя административного ответчика УФССП по Краснодарскому краю Борзиловой Л.Е.,
представителя заинтересованного лица старшего помощника прокурора Усть-Лабинского района Вакаловой Е.В.,
при секретаре Сохиной Т.Ю.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению администрации Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района Рє судебному приставу-исполнителю Усть-Лабинского Р РћРЎРџ УФССП РїРѕ Краснодарскому краю Р¤РРћ1 Рё Управлению Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Краснодарскому краю (далее – УФССП РїРѕ Краснодарскому краю) РѕР± освобождении РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР°,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
Администрация Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района обратилась РІ районный СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє судебному приставу-исполнителю Усть-Лабинского Р РћРЎРџ УФССП РїРѕ Краснодарскому краю Ещенко Рћ.РЎ. Рё УФССП РїРѕ Краснодарскому краю РѕР± освобождении РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР°, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Ещенко Рћ.РЎ. РѕС‚ 18 октября 2018 Рі. в„–. Р’ обоснование РёСЃРєР° указано, что администрация является должником РїРѕ исполнительному производству, возбужденному 27.09.2018 Рі. судебным приставом-исполнителем Ещенко Рћ.РЎ. РІ соответствии СЃ исполнительным листом, выданным РЅР° основании решения Усть-Лабинского районного СЃСѓРґР° Краснодарского края РѕС‚ 26.07.2017 Рі., которым СЃСѓРґ обязал администрацию устранить допущенные нарушения путем принятия мер РїРѕ оформлению права муниципальной собственности РЅР° РґРѕСЂРѕРіРё местного значения, Р° именно: РґРѕСЂРѕРіР° РґРѕ РРљ-3, СѓР».Вокзальная, РґРѕСЂРѕРіР° РѕС‚ Р›РРЈ-8 РґРѕ СѓР».Кирпичной, СѓР».Дружбы, СѓР».Коммунальная, СѓР».Мостовая, тупик Мостовой, переулок без наименования, переулок Рє СѓР».Коммунальной, СѓР».Пионерская, пер.Пионерский, пер.Пролетарский, СѓР».Садовая, пер.Северный РїРѕСЃ. Двубратского, РґРѕСЂРѕРіР° Рє Р›РРЈ-8 РїРѕСЃ. Двубратского РІ течение 6 месяцев после вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу. Для исполнения решения СЃСѓРґР° РѕС‚ 26.07.2017 Рі. необходимо РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ провести кадастровые работы. Р’ этих целях администрацией еще РґРѕ возбуждения исполнительного производства РІРѕ исполнение требований Федерального закона РѕС‚ 05.04.2013 Рі. в„– 44-ФЗ СЃ РћРћРћ «Архитектурно-земельный центр» заключены муниципальные контракты в„– РѕС‚ 05.02.2018 Рі., в„– РѕС‚ 28.02.2018 Рі., в„– РѕС‚ 27.04.2018 Рі., РІ соответствии СЃ которыми РћРћРћ «Архитектурно-земельный центр» взяло РЅР° себя обязательства РїРѕ подготовке топографо-геодезических изысканий объектов транспортной инфраструктуры, подготовке проекта планировки Рё проекта межевания объектов транспортной инфраструктуры, подготовка технического плана объекта транспортной инфраструктуры Рё подготовке межевого плана. Однако, РћРћРћ «Архитектурно-земельный центр» РЅРµ исполнило СЃРІРѕРё обязательства РІ установленный муниципальными контрактами СЃСЂРѕРє (РґРѕ 17.09.2018 Рі.), РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем администрацией 01.10.2018 Рі., Р° также 12.12.2018 Рі. РІ адрес РћРћРћ «Архитектурно-земельный центр» направлены претензионные РїРёСЃСЊРјР° СЃ требованием Рѕ надлежащем исполнении контрактов. Рсполнение решения СЃСѓРґР° РІ полном объеме обусловлено необходимостью соблюдения установленного нормативными правовыми актами РїРѕСЂСЏРґРєР°. Администрацией были приняты РІСЃРµ меры для надлежащего исполнения обязательства, однако исполнить решение РІ установленный СЃСЂРѕРє РЅРµ представлялось возможным РІРІРёРґСѓ наличия обстоятельств, РЅРµ зависящих РѕС‚ воли администрации, то есть объективных причин. Поэтому РІ действиях администрации отсутствует РІРёРЅР° неисполнении РІ установленный СЃСЂРѕРє требований исполнительного документа.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Усть-Лабинского РОСП УФССП по Краснодарскому краю Ещенко О.С. будучи надлежаще извещенной о времени и месте судебного судебное заседания, не явилась. В адресованном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Поэтому суд на основании ч. 2 ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившегося административного ответчика судебного пристава-исполнителя Ещенко О.С.
В судебном заседании представитель административного истца администрации Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района Кузнецова С.В. поддержала административный иск в полном объеме и просила его удовлетворить. При этом пояснила, что до настоящего времени решение суда не исполнено ввиду указанных в административном исковом заявлении объективно непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника.
Представитель административного ответчика УФССП по Краснодарскому краю Борзилова Л.Е. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска. В обоснование возражений указала, что администрацией Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района не было представлено судебному приставу-исполнителю Ещенко О.С. к моменту вынесения ею постановления о взыскании исполнительского сбора доказательств того, что исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, было невозможным вследствие непреодолимой силы. Поэтому постановление судебного пристава-исполнителя от 18.10.2018 г. о взыскании с должника исполнительского сбора является законным. Считает, что администрацией не предприняты все зависящие от нее действия по исполнению в добровольном порядке требований исполнительного документа, поэтому оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора не имеется.
Представитель заинтересованного лица старший помощник прокурора Усть-Лабинского района Вакалова Е.В. просила отказать в удовлетворении административного иска. В обоснование возражений указала, что в установленный решением суда срок, а также в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, администрацией Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района не были предприняты исчерпывающие меры для исполнения судебного акта, поэтому оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора не имеется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
РР· материалов дела следует, что решением Усть-Лабинского районного СЃСѓРґР° Краснодарского края РѕС‚ 26.07.2017 Рі. РїРѕ административному делу в„– удовлетворен административный РёСЃРє РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Усть-Лабинского района РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє администрации Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района Рѕ признании незаконным бездействия Рё обязании совершить определенные действия. РЎСѓРґ обязал администрацию Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района устранить допущенные нарушения путем принятия мер РїРѕ оформлению права муниципальной собственности РЅР° РґРѕСЂРѕРіРё местного значения, Р° именно: РґРѕСЂРѕРіР° РґРѕ РРљ-3, СѓР».Вокзальная, РґРѕСЂРѕРіР° РѕС‚ Р›РРЈ-8 РґРѕ СѓР».Кирпичной, СѓР».Дружбы, СѓР».Коммунальная, СѓР».Мостовая, тупик Мостовой, переулок без наименования, переулок Рє СѓР».Коммунальной, СѓР».Пионерская, пер.Пионерский, пер.Пролетарский, СѓР».Садовая, пер.Северный РїРѕСЃ. Двубратского, РґРѕСЂРѕРіР° Рє Р›РРЈ-8 РїРѕСЃ. Двубратского РІ течение 6 месяцев после вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу.
Решение суда вступило в законную силу 11.08.2017 г.
Определением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 18.03.2018 г. решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 26.07.2017 г. отсрочено до 14.05.2018 г.
Во исполнение решения от 26.07.2017 г. судом был выдан исполнительный лист № ФС 029128746, на основании которого судебным приставом-исполнителем Усть-Лабинского РОСП УФССП по Краснодарскому краю Ещенко О.С. 27.09.2018 г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении администрации Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района. В указанном постановлении должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 5 дней со дня получения постановления.
Копия постановления администрацией Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района получена 10.10.2018 г., в добровольном порядке требования исполнительного документа должником не исполнены.
В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, судебным приставом-исполнителем Ещенко О.С. 18.10.2018 г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, которое получено администрацией 26.10.2018 г.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель вправе не выносить постановление о взыскании исполнительского сбора в единственном случае - в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы вне зависимости от вины должника и других уважительных причин в неисполнении обязательства.
Как установлено судом из материалов дела, администрацией Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района не было представлено судебному приставу-исполнителю Ещенко О.С. к моменту вынесения ею постановления о взыскании исполнительского сбора доказательств того, что исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, постановление о взыскании с должника исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем в строгом соответствии с требованиями частей 1-3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве и его законность сомнений у суда не вызывает.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ определении РѕС‚ 22.12.2015 Рі. в„– 2917-Рћ «Об отказе РІ принятии Рє рассмотрению жалобы гражданина Р. РЅР° нарушение его конституционных прав положениями части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указал, что РІ соответствии СЃ С‡. 7 СЃС‚. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» Рё Рї. 1 СЃС‚. 401 ГК Р Р¤ СЃСѓРґ вправе освободить должника РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ случае, если установит, что РїСЂРё той степени заботливости Рё осмотрительности, какая требовалась РѕС‚ должника РїРѕ характеру лежащей РЅР° нем обязанности Рё условиям оборота, должник РїСЂРёРЅСЏР» РІСЃРµ меры для надлежащего исполнения РІ установленный судебным приставом-исполнителем СЃСЂРѕРє требований исполнительного документа, то есть придет Рє выводу РѕР± отсутствии РІРёРЅС‹ должника РІ неисполнении требований исполнительного документа.
Как разъяснено РІ Рї. 75 Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 17.11.2015 Рі. в„– 50 «О применении судами законодательства РїСЂРё рассмотрении некоторых РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, возникающих РІ С…РѕРґРµ исполнительного производства» РїСЂРё применении положений Рї. 7 СЃС‚. 112 Закона РѕР± исполнительном производстве РѕР± освобождении должника РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР° судам следует исходить РёР· того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности РѕС‚ взыскания РјРѕРіСѓС‚ являться только обстоятельства непреодолимой силы (Рї. 3 СЃС‚. 401 ГК Р Р¤). Рные лица РјРѕРіСѓС‚ быть освобождены РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений Рї. 1 СЃС‚. 401 ГК Р Р¤, РѕРЅРё приняли РІСЃРµ меры для надлежащего исполнения содержащегося РІ исполнительном документе требования.
По смыслу приведенных норм с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснений данных судам Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае установления обстоятельств невиновности должника в неисполнении обязательства, то есть если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
Согласно решению Усть-Лабинского районного суда от 26.07.2017 г. на администрацию Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района возложена обязанность принять меры по оформлению права муниципальной собственности на дороги местного значения.
Оформление права муниципальной собственности на дороги местного значения предполагает подготовку документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Данные документы изготавливаются по результатам проведенных кадастровых работ.
Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами органы местного самоуправления сельских поселений не наделены полномочиями по проведению кадастровых работ.
Проведение таких работ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в целях исполнения решения Усть-Лабинского районного суда от 26.07.2017 г. задолго до возбуждения исполнительного производства, администрацией Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района во исполнение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, с ООО «Архитектурно-земельный центр» заключены муниципальные контракты № от 05.02.2018 г., № от 28.02.2018 г., № от 27.04.2018 г., в соответствии с которыми ООО «Архитектурно-земельный центр» взяло на себя обязательства по подготовке топографо-геодезических изысканий объектов транспортной инфраструктуры, подготовке проекта планировки и проекта межевания объектов транспортной инфраструктуры, подготовка технического плана объекта транспортной инфраструктуры и подготовке межевого плана.
Рсполнение работ, предусмотренных муниципальными контрактами, должно быть произведено исполнителем РћРћРћ «Архитектурно-земельный центр» РґРѕ 17.09.2018 Рі.
Однако, ООО «Архитектурно-земельный центр» не исполнило свои обязательства в установленный муниципальными контрактами срок, в связи с чем администрацией Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района 01.10.2018 г. в адрес ООО «Архитектурно-земельный центр» направлены претензионные письма с требованием о надлежащем исполнении контрактов.
Также администрацией Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района, уже в ходе рассмотрения настоящего дела в суде, 12.12.2018 г. повторно в адрес ООО «Архитектурно-земельный центр» направлены претензионные письма с требованием о надлежащем исполнении контрактов.
Таким образом, установленные в ходе рассмотрения данного дела обстоятельства свидетельствуют о том, что у должника в сложившемся положении отсутствовала объективная возможность своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе вследствие наличия неподконтрольных ему препятствий, как на дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, так и на момент рассмотрения настоящего дела судом, и при этом должник проявил в должной степени заботливость и осмотрительность, которые требовались от него в целях надлежащего исполнения лежащей на нем обязанности.
Суд приходит к выводу, что администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район в рамках возложенных на нее полномочий предприняты все необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта, которым на нее возложена обязанность по оформлению права муниципальной собственности на дороги местного значения, а нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективно непреодолимыми препятствиями, находящимися вне ее контроля, которые не позволили ей со дня получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства до дня вынесения постановления о взыскании с исполнительского сбора от 18.10.2018 г. исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.
Учитывая изложенные обстоятельства, поскольку в действиях должника отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований законодательства об исполнительном производстве, а решение суда не исполняется по объективным причинам, не зависящим от воли должника, суд приходит к выводу о том, что администрация муниципального образования Усть-Лабинский район подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
Административное исковое заявление администрации Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района к судебному приставу-исполнителю Усть-Лабинского РОСП УФССП по Краснодарскому краю Ещенко О.С. и УФССП по Краснодарскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию Двубратского сельского поселения Усть-Лабинского района (352310, Краснодарский край, Усть-Лабинский район, Рї. Двубратский, СѓР». Пионерская, 2, ОГРН 1052331330413, РРќРќ 2356044212) РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР°, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Усть-Лабинского Р РћРЎРџ УФССП РїРѕ Краснодарскому краю Ещенко Рћ.РЎ. РѕС‚ 18 октября 2018 Рі. в„– РїРѕ исполнительному производству в„–
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 24 декабря 2018 года.
Председательствующий подпись
копия верна: судья Слесаренко А.Д.