Дело № 2-2690/2021
УИД 92RS0003-01-2021-003980-39
Категория 2.113
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2021 года г. Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Фисюк О.И. при секретаре судебного заседания Зоткине И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гуменчука Василия Владимировича к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Гуменчук В.В. обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности на жилое помещение – комнату № по <адрес> городе Севастополе в порядке приватизации.
В обоснование исковых требований указал, что 17.08.2017 между ним и Департаментом капитального строительства города Севастополя заключен бессрочный договор социального найма № ДСН/17-1483 указанного жилого помещения, находящегося в государственной собственности города Севастополя. В порядке, установленном Административным регламентом предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)», истец обратился в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги по заключению соответствующего договора на занимаемую комнату. Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от 23.12.2020 № ОПР/20-565 в предоставлении государственной услуги было отказано по тем основаниям, что жилое помещение включено в реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития, заключение договора о передаче в собственность жилого помещения государственного жилищного фонда города Севастополя на жилое помещение в общежитии противоречит ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». С таким решением ответчика истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим его права.
В судебное заседание стороны, представители третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда", не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда. Представителем истца подано заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представителем ответчика поданы письменные возражения на иск, сводящиеся к доводам, изложенным в решении об отказе в предоставлении государственной услуги.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25 января 2016 года № 148-РДИ в Реестр собственности города Севастополя включены жилые помещения общежитий, в том числе общежития, расположенного по адресу: <адрес>, как имущество, находящееся в казне города.
В жилом помещении – комнате № проживает и состоит на регистрационном учете Гуменчук В.В.
17.08.2017 между Гуменчук В.В. и Департаментом капитального строительства города Севастополя заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, комната №, по условиям которого наймодатель передает нанимателю комнату в бессрочное владение и пользование для проживания в ней, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение.
Гуменчук В.В. обратился в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении с ним договора о передаче спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Решением Департамента капитального строительства города Севастополя от 23.12.2020 № ОПР/20-565 истцу отказано в предоставлении государственной услуги на основании подпунктов 1, 8, 11 пункта 20 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда города Севастополя (приватизация)», утвержденного приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от 27 сентября 2016 года № 128-а/2016, со ссылкой на то, что помещение включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития, в связи с чем заключение договора о его передаче в собственность граждан противоречит статье 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон от 04.07.1991 г. № 1541-I) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно ст. 2 Закона от 04.07.1991 г. № 1541-I граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из положений ст. 6 Закона от 04.07.1991 г. № 1541-I, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Статьей 7 Закона от 04.07.1991 г. № 1541-I предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Согласно части 1, части 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
На основании статьи 11 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на однократное участие в бесплатной приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Пунктом 2 части 1 статьи 92, статьей 94 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях, которые предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
По делу усматривается, что между сторонами возник спор о праве Гуменчука В.В. на приватизацию занимаемого им жилого помещения, разрешение которого во внесудебном порядке, с учетом позиции ответчика о том, что спорная комната является помещением общежития и относится к специализированному жилищному фонду, не подлежащему бесплатной передаче в собственность граждан, не представляется возможным.
Рассмотрение заявленного спора с учетом приведенных выше норм права обусловлено установлением по делу следующих юридически значимых обстоятельств: относится ли занимаемая истцом комната к числу жилых помещений, в отношении которых законом допускается их приватизация; имеет ли Гуменчук В.В. право на приватизацию занимаемого жилого помещения, а именно: пользуется ли он данным жилым помещением на условиях социального найма; реализовывал ли истец ранее в отношении иного жилого помещения право на участие в бесплатной приватизации, так как такое право представляется лишь однократно.
Принимая во внимание, что в силу требований статьи 49, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается заключение договора социального найма исключительно в отношении жилых помещений жилищного фонда социального использования, то сам факт предоставления истцу спорной комнаты в бессрочное владение и пользование по договору социального найма от 17.08.2017 № ДСН/17-1483 свидетельствует о том, что cпорное жилое помещение было исключено из специализированного жилищного фонда и поступило в жилищный фонд социального использования.
Договор социального найма с истцом не оспорен, не расторгнут и в установленном порядке незаконным не признан, ввиду чего государственная услуга по заключению с истцом договора о передаче в собственность жилого помещения государственного жилищного фонда города Севастополя могла быть оказана.
Проверяя обстоятельства того, было ли ранее Гуменчуком В.В. реализовано предоставляемое однократно право на приватизацию иного жилого помещения, судом установлено следующее.
Согласно справке Департамента капитального строительства города Севастополя от 04.08.2021 № СПР/21-83 Гуменчук В.В. в период регистрации в городе Севастополе с 20.07.1999 по 25.12.2012 по адресу: <адрес>, комн. 355 и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>, комн. 336 участия в приватизации жилых помещений по указанным адресам не принимал.
Согласно выписке из домовой книги квартиросъемщика от ДД.ММ.ГГГГ истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в указанной комнате №.
В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты), за истцом право собственности на жилые дома, жилые помещения не зарегистрировано.
В связи с изложенным, право на приватизацию жилого помещения истцом использовано не было.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Гуменчука Василия Владимировича к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Гуменчуком Василием Владимировичем право собственности на жилое помещение – комнату № по <адрес> в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 09.12.2021 г.
Судья –