Судья Манаков В.В. Дело № 33а-1881/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июня 2019 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Ивановой О.А.,
судей: Туникене М.В., Штейнле А.Л.,
при секретаре Трищенкове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Азаренковой Анны Александровны на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 11 марта 2019 г., которым постановлено:
«Административное исковое заявление Азаренковой Анны Александровны о признании решения Конкурсной комиссии по отбору кандидатов на должность Главы города Смоленска № 8 от 19.02.2019 незаконным оставить без удовлетворения»,
установила:
Азаренкова А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании решения Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы города Смоленска № 8 от 19.02.2019 незаконным, указав, что данным решением ей отказано в допуске к участию во втором этапе конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города Смоленска. Полагает, что данное решение является незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы.
В судебном заседании административный истец – Азаренкова А.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы города Смоленска Матвеева Е.А. требования не признала.
Представитель административного ответчика Смоленского городского Совета в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ленинским районным судом г. Смоленска 11.03.2019 постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась Азаренкова А.А. по доводам апелляционной жалобы.
В силу ч. 2 ст. 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы, представления в апелляционном порядке.
Суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившегося представителя Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы города Смоленска, в отношении которой имеются сведения о надлежащим извещении о времени и месте рассмотрения данного дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения административного истца Азаренковой А.А., возражения представителя административного ответчика – Смоленского городского Совета Артамонова Р.А., проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Частью 2 статьи 36 Закона № 131-ФЗ установлено, что глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования: 1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
В соответствии с положениями ч. 2.1 ст. 36 Закона № 131-ФЗ порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.
Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.
Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.
Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Решением Смоленского городского Совета от 28.08.2015 № 1500 утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города Смоленска и избрания Главы города Смоленска.
Пунктом 3.1 названного положения предусмотрено, что гражданин лично представляет в конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность Главы города Смоленска (далее - конкурсная комиссия) следующие документы:
1) личное заявление;
2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № 667-р;
3) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации (паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);
4) документы об образовании (при наличии);
5) копию трудовой книжки (при наличии трудовой книжки), заверенную нотариально или кадровой службой (уполномоченным на то должностным лицом) по месту работы (службы) с проставлением подписи заверившего лица и печати организации (при ее наличии);
6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации (при наличии);
8) документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);
9) сведения о своих доходах и расходах, доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за календарный год, предшествующий году подачи документов на участие в конкурсе, а также сведения о своем имуществе и обязательствах имущественного характера, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов на участие в конкурсе, по форме, установленной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации";
10) медицинскую справку по форме № 086/у, утвержденную Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 № 834н;
11) справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по форме, утвержденной Приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121;
12) справку налогового органа по месту проживания (регистрации) о том, что гражданин является (не является) индивидуальным предпринимателем;
13) письменное согласие на обработку персональных данных;
14) 1 цветную фотографию размером 3 x 4.
Из материалов дела следует, что 06.02.2019 Азаренковой А.А. в конкурсную комиссию по отбору кандидат на должность Главы города Смоленска (далее по тексту – Комиссия) подано заявление о рассмотрении ее кандидатуры на соответствующую должность с приложением документов согласно составленной секретарем Комиссии описи.
Согласно выписке из заключения рабочей группы Комиссии от 18.02.2019 документы и сведения, представленные кандидатом Азаренковой А.А., не соответствуют требованиям, установленным п. 3.1 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города Смоленска и избрания Главы города Смоленска (утв. Решением Смоленского городского Совета от 28.08.2015 № 1500) (далее по тексту – Положение), а именно: кандидатом Азаренковой А.А. не представлена медицинская справка по форме № 086/у, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 № 834н; сведения об имуществе, принадлежащем Азаренковой А.А. на праве собственности, о вкладах, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера представлены кандидатом по состоянию на 06.02.2019, а не на 01.01.2019.
Помимо этого, документы и сведения, представленные Азаренковой А.А. в конкурсную комиссию по отбору кандидатур на должность Главы города Смоленска, имеют следующие недостатки: в пункте 11 анкеты не указана организационно-правовая форма организации «Лаваш» (в соответствии с записью в трудовой книжке), а также не указана работа в Производственном кооперативе «Лаваш» в должности специалиста отдела кадров; в пункте 13 анкеты не указаны сведения об отце; в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Азаренковой А.А. при указании, куда она представляется, неверно указано «В конкурсную комиссию по отбору кандидатур на пост Главы города Смоленска; не указано, на замещение какой должности претендует гражданин; сведения о доходах в строке «Итого за отчетный период» указано «<данные изъяты>.», при этом доход по основному месту работы указан «<данные изъяты>.»; остальные разделы справки не заполнены (стоят прочерки), при этом Азаренкова А.А. имеет регистрацию по месту жительства: г. Смоленск, ул. Исаковского, д. 22, кв.19, однако сведения о данном объекте недвижимости не отражены ни в разделе 3, ни в разделе 6.
19.02.2019 проведено заседание Комиссии, по результатам которого, с учетом вышеназванного заключения рабочей группы, принято решение № 8 о недопущении Азаренковой А.А. ко второму этапу конкурса в связи с несоответствием документов и сведений, представленных в конкурсную комиссию, требованиям п. 3.1 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города Смоленска и избрания Главы г. Смоленска.
Отказывая Азаренковой А.А. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что решение конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность Главы г. Смоленска № 8 от 19.02.2019 является законным и обоснованным, поскольку представленные Азаренковой А.А. в Комиссию документы и сведения в них содержащиеся не соответствуют требованиям Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города Смоленска и избрания Главы города Смоленска.
Учитывая изложенное, выводы суда представляются правильными; они сделаны с учетом положений ч.ч. 9 и 11 ст. 226 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (ст. 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам ст. 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; необходимая совокупность обстоятельств, поименованная в п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения требований отсутствует; материалами дела подтверждается, что оспариваемое постановление не противоречит закону.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы, изложенные административным истцом при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда, и потому не могут служить основанием к отмене решения.
Вместе с тем, судебная коллегия признает засуживающим внимания довод подателя жалобы о том, что представленная ею медицинская справка по форме № 001-ГС/у является новой формой медицинского заключения о профпригодности к государственной службе, взамен ранее применявшейся справке по форме № 086/у.
Так, на основании п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.
Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения" диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "акушерство и гинекология", "неврология", "урология", "хирургия", "офтальмология", "отоларингология", "эндокринология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "рентгенология", "ультразвуковая диагностика", "клиническая лабораторная диагностика" (далее - медицинское учреждение).
Медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу РФ и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма № 001-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением № 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения (п. 17 Приказа).
Таким образом, Азаренковой А.А. представлена медицинская справка по форме № 001-ГС/у, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н, которая представляет собой заключение врачебной комиссии об отсутствии заболеваний, препятствующих трудоустройству лица на государственную или муниципальную службу.
Однако данный вывод не может служить основанием для отмены по существу правильного решения суда, поскольку, помимо указанной выше справки, кандидатом на должность Главы города Смоленска – Азаренковой А.А. представлены иные документы и сведения, не соответствующие требованиям Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города Смоленска и избрания Главы города Смоленска.
Иные доводы апелляционной жалобы, в том числе связанные с толкованием норм материального права, также признаются коллегией несостоятельными, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта; они основаны на неверном толковании заявителем приведенных им в апелляционной жалобе положений действующего законодательства и ошибочном их распространении на рассматриваемые правоотношения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 11 марта 2019 г. – оставить без изменения, а апелляционную жалобу Азаренковой Анны Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: