Дело № 2-270/2024
УИД 21RS0014-01-2024-000331-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2024 года п. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики,
в составе:
председательствующего судьи Никифоровой В.Н.,
при секретаре судебного заседания КСГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску БАП к БАП, БРВ, администрации Урмарского муниципального округа Чувашской Республики о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
БАП обратился в суд с исковым заявлением к БАП, БРВ, администрации Урмарского муниципального округа ЧР, в котором просит признать за ним право собственности на жилое помещение общей площадью 27,30 кв.м, по адресу Чувашская Республика, (адрес изъят) по праву приватизации. В обоснование исковых требований истец указывает, что он является нанимателем квартиры, которая получена его семьей и он был вселен в нее в качестве члена семьи. Однако не смог его приватизировать в виду того, что квартира не числится на балансе администрации Урмарского муниципального округа ЧР.
Истец БАП, и его представитель по доверенности БОВ надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в иске просили рассмотреть дело без их участия.
Ответчик администрация Урмарского муниципального округа ЧР, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суду предоставил заявление, в котором просит рассмотреть дело без их участия, возражений по существу заявленных требований не имеет.
Ответчики БАП, БРВ, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, суду предоставили заявления в котором исковые требования признают, указывает что в приватизации участвовать не желают.
Представитель третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
По своему содержанию конституционное право на жилище не предусматривает обязанность государства в лице различных его органов по предоставлению всем нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам жилых помещений по договорам социального найма, а предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправлении условий для его осуществления.
При этом предоставление жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов, в том числе и на льготных условиях, предусматривается в законе гражданам, нуждающимся в жилище, что вытекает из ст. 40 Конституции РФ.
Также в соответствии с данной статьей Конституции РФ каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конкретизируя конституционное право граждан на жилище, законодатель в нормах жилищного права устанавливает условия и порядок его реализации.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с последующими изменениями), приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Из преамбулы данного Закона следует, что вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что также не оспаривается сторонами, в соответствии с выпиской из похозяйственной книги № по состоянию на (дата) БРВ принадлежит жилое помещение – квартира, общей площадью 26 кв.м., расположенная по адресу: Чувашская Республика, (адрес изъят), в которой в качестве члена семьи прописаны и проживают сыновья БАП П., БАП П. При этом сама БРВ, и БАП П. участвовать в приватизации спорного жилого помещения не желают (л.д. 8, 14).
Согласно паспорту № БАП зарегистрирован по адресу: Чувашская Республика, (адрес изъят), и совместно с ним зарегистрирована и проживает его мать АЗС
Согласно техническому паспорту, общая площадь (адрес изъят), расположенной в (адрес изъят) ЧР составляет по 27,30 кв.м.
Как следует из материалов дела спорное жилое помещение построено в 1959 году, следовательно, оспариваемое жилое помещение относилось к государственному жилищному фонду.
В соответствии со ст. 2 Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 18 Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РФ" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Согласно разъяснениям, данным в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции закона Российской Федерации от 23.12.1992) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Жилые помещения передаются в общую собственность, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Из толкования норм Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РФ", ст. 62 ЖК РФ следует, что приватизации подлежат только изолированные жилые помещения (квартиры или комнаты), которые могут быть самостоятельным предметом договора социального найма, в том числе и изолированные жилые помещения в общежитиях.
Постановлением Конституционного суда РФ от 15.06.2006 года за N 6-П признано не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 2), положение ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции ст. 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", в силу которого не подлежат бесплатной приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.
Согласно ст. 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Из сообщения администрации Урмарского муниципального округа ЧР № от (дата) следует, что спорная квартира в реестре муниципальной собственности Урмарского муниципального округа ЧР не числится.
В соответствии с сообщением МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области от (дата) №-СС/9664 спорная квартира в реестре федерального имущества не числится.
В соответствии с сообщением Минэкономразвития Чувашии от (дата) № спорная квартира в реестре государственного имущества ЧР не числится.
Также согласно представленными материалам и иного суду не представлено, истец участия в приватизации жилья не принимал.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 25.02.2013) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2011 N 4-П, правила ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ распространяются только на тех граждан, которым жилые помещения были предоставлены на законных основаниях, как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения) до передачи здания общежития в ведение органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. ст. 50, 51 ЖК РСФСР, исходя из сложившейся практики их применения, составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истица правомерно занимает спорное жилое помещение, оно не подпадает под категорию жилых помещений, которые в силу ст. 4 Закона РСФСР от 4.07.1991 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" не подлежат приватизации.
Согласно ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Анализируя совокупность представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу о том, что требование истицы о признании за нею право собственности на жилое помещение являются правомерным и подлежащим удовлетворению, поскольку право на приватизацию жилого помещения им не реализовано.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 196 - 199 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать за БАП, (дата) года рождения, уроженцем д. (адрес изъят) Чувашской АССР право собственности на жилое помещение – квартиру общей площадью 27,30 кв.м, расположенную по адресу: Чувашская Республика, (адрес изъят), по праву приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Урмарский районный суд Чувашской Республики.
Судья В.Н. Никифорова
Мотивированное решение составлено 28 августа 2024 года.