Дело № 2-392/2017
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
4 декабря 2017 года город Сураж
Суражский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Цыганок А.В.,
при секретаре Левицкой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Подвойский Ю.Ю. к администрации Суражского района Брянской области о понуждении в обеспечении жилым помещением,
установил:
Подвойский Ю.Ю. обратился в суд с иском к администрации Суражского района Брянской области о понуждении в обеспечении жилым помещением.
В обоснование заявленных требований указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в предоставлении жилого помещения. Кроме того указал, что администрацией Суражского района Брянской области он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями под порядковым номером пятьдесят один. В настоящее время он зарегистрирован в доме, расположенном по адресу: <адрес>, который не отвечает нормальным жилищным условиям и он вынужден проживать в разных местах у знакомых лиц. После неоднократного обращения в администрацию Суражского района Брянской области с просьбой предоставить соответствующее жилое помещение, ему было отказано в виду отсутствия жилищного фонда, чем, по мнению истца, были нарушены его материальные права.
Ссылаясь на данные обстоятельства и нормы действующего законодательства просил обязать администрацию Суражского района Брянской области предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления площади жилого помещения.
В судебном заседании истец Подвойский Ю.Ю. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Суражского района Брянской области по доверенности Базыль Т.А. иск не признала, однако право истца на обеспечение жилым помещением не оспаривала. Указала, что в настоящее время предоставить истцу жилое помещение не представляется возможным ввиду отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений для указанной категории граждан.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются данным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены им ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме данных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются данным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно, к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На территории Брянской области порядок предоставления жилых помещений указанной категории граждан регламентируется Законом Брянской области от 29.12.2012 года №107-3 «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области».
Согласно ст. 1 Закона Брянской области от 29.12.2012 года №107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подпадающие под действие данного закона, проживающие на территории Брянской области однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с настоящим Законом жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в соответствующем муниципальном образовании Брянской области.
Согласно ч. 3 ст. 4 указанного Закона Брянской области, местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения определяется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Брянской области исходя из данных о месте жительства лица, подлежащего обеспечению жилым помещением в соответствии с настоящим Законом. В случае невозможности предоставления жилого помещения по месту их жительства в границе соответствующего муниципального района или городского округа с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения в другом муниципальном районе или городском округе.
В соответствии со ст. 2 Закона Брянской области от 02.12.2011 года №124-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 09.03.2005 года №3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по вопросам формирования специализированного жилищного фонда, заключения договоров найма специализированных жилых помещений, предоставления специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Согласно ст. 2 Закона Брянской области от 09.03.2005 года №3-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области» Суражское муниципальное образование наделено статусом муниципального района.
Статьей 6 Закона Брянской области от 02.12.2011 года №124-З предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета в форме субвенций.
Согласно п. 9.3. постановления Правительства Брянской области от 22.04.2013 года № 58-п «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений», муниципальные районы и городские округа за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, предоставляют жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения, при возникновении оснований, установленных в соответствии с Законом Брянской области от 29.12.2012 года № 107-З.
РР· приведенных выше РЅРѕСЂРј следует, что обязанность РїРѕ предоставлению жилого помещения детям-сиротам Рё детям, оставшимся без попечения родителей, лицам РёР· числа данной категории, должна быть возложена РЅР° администрацию Суражского района Брянской области.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истец Подвойский Ю.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно копии паспорта, выданного <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, Подвойский Ю.Ю. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, значится зарегистрированным по адресу: <адрес> (л.д. 5).
Согласно копии постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на основании рассмотренного заявления Подвойский Ю.Ю. внесены изменения в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет в список нуждающихся в жилых помещениях по договорам специализированных жилых помещений», а именно приложение № списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений дополнено фамилией - Подвойский Ю.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 6).
РР· РєРѕРїРёРё выписки РёР· постановления администрации <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– В«<данные изъяты>В» следует, что РџРѕРґРІРѕР№СЃРєРёР№ Р®.Р®., ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения включен РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей оставшихся без попечения родителей Рё лиц РёР· РёС… числа, подлежащих обеспечению жилым помещением РїРѕ порядковым номером в„– (Р».Рґ. 7).
Согласно копии сообщения сектора по делам семьи, социальной и демографической политики администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на обращение Подвойский Ю.Ю. жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением приобретаются по мере поступления денежных средств областного и федерального бюджетов. При поступлении денежных средств жилые помещения будут приобретены и предоставлены согласно утвержденной очереди (л.д. 8).
РР· РєРѕРїРёРё свидетельства Рѕ праве РЅР° наследство РїРѕ закону в„– <адрес>, выданного ДД.РњРњ.ГГГГ следует, что наследницей имущества РІ <данные изъяты> доле – жилого РґРѕРјР°, находящегося РїРѕ адресу: <адрес>, принадлежащего умершей Р¤РРћ7, является Р¤РРћ2, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения (Р».Рґ. 9).
Согласно выписки РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ правообладателем жилого РґРѕРјР°, расположенного РїРѕ адресу: <адрес> СЃ кадастровым номером в„–, является Р¤РРћ2, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения (Р».Рґ. 10-13).
Согласно РєРѕРїРёРё РґРѕРјРѕР№ (похозяйственной) РєРЅРёРіРё для регистрации граждан, проживающих РІ <адрес> зарегистрированными значатся: Р¤РРћ2, РџРѕРґРІРѕР№СЃРєРёР№ Р®.Р®., Р¤РРћ8 (Р».Рґ. 14-16).
РР· имеющегося РІ материалах дела возражения ответчика РЅР° РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление следует, что РџРѕРґРІРѕР№СЃРєРёР№ Р®.Р®. относится Рє категории лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚, детей, оставшихся без попечения родителей Рё включен РІ СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей Рё лиц РёР· РёС… числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями согласно постановлению администрации <адрес> в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. РџРѕ состоянию РЅР° ДД.РњРњ.ГГГГ РџРѕРґРІРѕР№СЃРєРёР№ Р®.Р®. состоит РІ СЃРїРёСЃРєРµ РїРѕРґ порядковым номером в„–. Обеспечение жилыми помещениями производятся РїРѕ мере формирования специализированного жилищного фонда <адрес>, РїСЂРё поступлении денежных средств Р±СѓРґСѓС‚ приобретены Рё предоставлены жилые помещения указанной категории граждан РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ утвержденной очередности. РќР° основании изложенного, администрация <адрес> РїСЂРѕСЃРёС‚ отказать РІ удовлетворении исковых требований РџРѕРґРІРѕР№СЃРєРёР№ Р®.Р®. (Р».Рґ. 26-27).
РР· уведомления Управления Росреестра РїРѕ Брянской области в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, предоставленного истцом РІ судебном заседании Рё приобщенном Рє материалам дела следует, что сведения Рѕ зарегистрированных правах РЅР° имеющиеся объекты недвижимого имущества Сѓ РџРѕРґРІРѕР№СЃРєРёР№ Р®.Р®., ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, РІ Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (Р».Рґ. 34).
Решением Суражского районного СЃСѓРґР° Брянской области РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ мать истца - Р¤РРћ3 лишена родительских прав РІ отношении нее (Р».Рґ. 35).
РР· РєРѕРїРёРё постановления администрации <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– «Об утверждении СЃРїРёСЃРєР° детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, Р° также лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся РІ предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда РїРѕ договорам найма специализированных жилых помещений», предоставленного представителем ответчика РІ судебном заседании следует, что утвержден СЃРїРёСЃРѕРє детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, Р° также лиц РёР· числа детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся РІ жилых помещениях РїРѕ договорам найма специализированных жилых помещений (Приложение в„–); постановление администрации <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– признано утратившим силу (Р».Рґ. 36).
Согласно Приложению № к постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Подвойский Ю.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, присвоен порядковый номер пятьдесят один (л.д. 37-42).
Таким образом, Подвойский Ю.Ю. обладает статусом лица, на которое распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом N 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Брянской области от 29.12.2012 года №107-3 «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области», имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Между тем, в нарушение вышеизложенных требований законодательства, Подвойский Ю.Ю. на момент рассмотрения дела ответчиком, несмотря на наделение его в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, жилое помещение не предоставлено, тем самым грубо нарушены жилищные права Подвойский Ю.Ю., в том числе право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Более раннего судебного акта относительно прав истца Подвойский Ю.Ю. на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не имеется, следовательно, свое право на обеспечение жилым помещением он не реализовал.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, исследованными в судебном заседании, и ответчиком не оспариваются.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Подвойский Ю.Ю. и возложении на администрацию Суражского района Брянской области обязанности по предоставлению Подвойский Ю.Ю. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления площади жилого помещения.
При этом суд отмечает, что осуществление функции по обеспечению жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
РСЃРє РџРѕРґРІРѕР№СЃРєРёР№ Р®.Р®. Рє администрации Суражского района Брянской области Рѕ понуждении РІ обеспечении жилым помещением удовлетворить.
Обязать администрацию Суражского района Брянской области предоставить Подвойский Ю.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных норм предоставления площади жилого помещения, за счет денежных средств, выделенных на данные цели.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий