Решение по делу № 2-882/2020 от 02.06.2020

Дело № 2-882/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    28 сентября 2020 года             город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи                 Милошенко Н.В.,

при секретаре                         Щербаковой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чувикова А. А.ича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на земельный участок,

Установил:

Истец обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с указанным исковым заявлением, просит суд признать за ним право собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес>.

В обоснование исковых требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес>. Имея намерение на реализацию права на бесплатную приватизацию земельного участка, находящегося в его пользовании с 1991 года, на котором расположен вышеуказанный жилой дом, истец после утверждения ДИЗО схемы расположения земельного участка, поставил земельный участок на кадастровый учет и обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по вопросу предоставления земельного участка в собственность. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему в этом было отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен во 2-м поясе зоны санитарной защиты. Полагая, что истец имеет право на бесплатную приватизацию земельного участка под принадлежащим ему жилым домом, истец просит признать за ним право собственности на спорный земельный участок в судебном порядке.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала по основаниям, в нем изложенным, указывая, что имеются предусмотренные законом основания для признания за истцом права собственности на указанный земельный участок.

Представитель ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки суд не уведомили.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Фармагей Н.Н. – бывшая супруга истца, будучи ознакомленной с заявленными истцом в иске требованиями, самостоятельных требований относительно предмета спора не заявила, представила суду заявление согласно которому с исковыми требованиями истца согласна.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.

Судом установлено судом и подтверждается материалами дела Чувикову А.А. на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес>, год возведения дома 1972, что подтверждается свидетельством о

В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе признания права (статья 12 ГК РФ).

Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Имея намерение реализовать право на бесплатную приватизацию спорного земельного участка истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ -РДЗ Чувикову А.А. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (приложение), расположенного по адресу: Российская Федерация, город Севастополь, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый квартал .

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый .

Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно, отказано, поскольку при рассмотрении представленных документов было выявлено, что испрашиваемый земельный участок расположен во 2-м поясе зоны санитарной защиты, что в силу п.14 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в предоставлении истцу государственной услуги.

В соответствии с п.9.1, ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.

Государственная регистрация права собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

При этом принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность не требуется.

Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее - Закон №46-ЗС), который устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя (статья 1).

В соответствии со статьей 12 Закона №46-ЗС, 21.12.2015 Правительством Севастополя утвержден Порядок № 1250, который устанавливает условия и порядок переоформления права постоянного пользования, права аренды, права сервитута, возникших в соответствии с земельным законодательством Украины, путем предоставления земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, в аренду, в собственность, на праве сервитута юридическим и физическим лицам (далее - заявители) в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-1111, полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, возложены на Департамент.

Согласно п. 2.7, 2.8, 2.10, 3 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»: оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.

На основании части 4 статьи 7 ФЗ «О Дачной амнистии» от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ (о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества) дополнить пунктом 9.1 следующего содержания: «если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность».

В силу п.6 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает ограничения оборотоспособности земельных участков, так в абзаце 2 части 2 статьи 27 указано, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5 указанной статьи).

В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).

Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав (пункт 1 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч.1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В пункте 59 Постановления № 10/22 Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указали судам, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Таким образом, судом установлено, что в силу вышеприведенных положений закона имеются основания для признания за истцом права собственности на спорный земельный участок, поскольку земельный участок был предоставлен ему в пользование до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. При вынесении решения суд также учитывает, что Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ -РДЗ Чувикову А.А. утверждена схема расположения испрашиваемого спорного земельного участка на кадастровом плане территории.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что действительно, в силу подп.14 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте.

На основании п.1 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Пунктами 4,5 статьи 18 названного Закона предусмотрено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Однако факт нахождения испрашиваемого земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения стороной ответчика в рамках данного дела не доказан.

Предусмотренного действующим законодательством решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливающего границы и режим данной зоны, в материалы дела не представлено.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (часть 1 статьи 131 ГК РФ).

Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности истца на соответствующее недвижимое имущество.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Решил:

Исковые требования Чувикова А. А.ича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.

Признать за Чувиковым А. А.ичем право собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд путем подачи апелляционной жалобы города Севастополя в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья                                Н.В. Милошенко

Решение принято в окончательной форме 05.10.2020

2-882/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чувиков Александр Александрович
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Фармагей Надежда Николаевна
Мальцева Людмила Александровна
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Милошенко Надежда Владимировна
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
02.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.06.2020Передача материалов судье
03.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2020Судебное заседание
28.09.2020Судебное заседание
05.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее