Решение по делу № 2-938/2023 от 16.10.2023

Дело № 2-938/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Онега 20 декабря 2023 года

Онежский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецова А.А.,

при секретаре судебного заседания Уткиной П.С.,

с участием истца Демидова Д.А.,

представителя ответчика ГБУЗ АО «Онежская ЦРБ» Бикуловой И.Р.,

представителя третьего лица отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Веселовской Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством системы видеоконференц-связи, гражданское дело по исковому заявлению Демидова ... к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Онежская центральная районная больница» об обязании включить в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты,

установил:

Демидов Д.А. обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Онежская центральная районная больница» (далее - ГБУЗ АО «Онежская ЦРБ», ответчик) об обязании включить в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, согласно пп. «а» п. 2, пп. «а» п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568.

В обоснование заявленных требований Демидовым Д.А. указано, что с <Дата> он осуществляет трудовую деятельность в ГБУЗ АО «Онежская ЦРБ» в должности врача-хирурга поликлиники. С <Дата> работодателем нарушается его право на получение специальной социальной выплаты. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568 отдельным категориям медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС с 01.01.2023, установлена ежемесячная специальная социальная выплата. ГБУЗ АО «Онежская ЦРБ» является медицинской организацией, входящей в государственную систему здравоохранения. Врачи, работающие в ГБУЗ АО «Онежская ЦРБ», являются врачами центральной районной больницы, в связи с чем должны получать специальную социальную выплату на основании пп. «а» п. 2, пп. «а» п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568. В нарушение указанных требований закона ответчиком он включен в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты на основании пп. «б» п. 2, пп. «б» п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568. Занимаемая им должность не относится к должностям врачей, к которым обращаются граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию.

Протокольным определением суда от <Дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Истец Демидов Д.А. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика ГБУЗ АО «Онежская ЦРБ» Бикулова И.Р. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам письменного отзыва, согласно которому истцом неверно трактуется порядок выплат согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования». Выплаты осуществляются на основании п. 3 указанного Постановления, согласно которому установлены следующие максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику: а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц, за исключением врачей, указанных в подпунктах "б" и "г" пункта 2 настоящего постановления, - 18500 рублей; б) врачи, указанные в подпункте "б" пункта 2 настоящего постановления, - 14500 рублей. Демидову Д.А. назначена выплата на основании пп. "б" п. 2, согласно которому врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию). Так, согласно должностной инструкции врача-хирурга поликлиники к обязанностям врача-хирурга относится, в том числе следующие: проводит амбулаторный прием пациентов по утвержденному графику; проводит диспансерное наблюдение за пациентами с хирургической патологией, ветеранами войны и труда в соответствии с указаниями Минздрава России.

Представитель третьего лица отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Архангельской области и НАО Веселовская Г.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что истец осуществляет лечебную деятельность в ГБУЗ АО «Онежская ЦРБ» в качестве врача - хирурга поликлиники, то есть ведет первичный прием пациентов. Данная категория врачей относится к пп. «б» п. 2 Постановления № 2568.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Архангельской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом. В материалы дела представлен отзыв об отказе в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что специальная социальная выплата в размере 14500 рублей осуществляется истцу правомерно и обоснованно.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом. В материалы дела отзыв на иск не представлен.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по определению суда дело рассмотрено в отсутствие указанных третьих лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно пункту 5 части 1, части 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" (далее - Постановление N 2568), в целях государственной социальной поддержки медицинских работников с 01.01.2023 установлены специальные социальные выплаты определенным категориям медицинских работников.

В силу п. 2 Постановления N 2568 с 01.01.2023 установлена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:

а) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и участковых больниц;

б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;

г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи.

Положениями п. 3 Постановления N 2568 предусмотрены следующие максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику:

а) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и участковых больниц, за исключением медицинских работников, указанных в подпунктах "б" - "г" пункта 2 настоящего постановления, - 18500 рублей;

б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, указанные в подпункте "б" пункта 2 настоящего постановления, за исключением медицинских работников, указанных в подпункте "в" пункта 2 настоящего постановления, - 14500 рублей.

В соответствии с п. п. "а" п. 4 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года N 2568 специальную социальную выплату осуществляет Социальный фонд России (далее - СФР).

Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 года N 2568.

Пунктом 2 Правил установлено, что выплата осуществляется работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 01.01.2023, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации.

Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (п. 3 Правил).

Начисление выплаты производится за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.

В соответствии с п. 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.

Реестр формируется с указанием сведений о медицинской организации (наименование, адрес юридического лица в пределах его местонахождения, ИНН, КПП, ОГРН), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также следующих сведений по каждому работнику (п. 6 Правил):

1) категория, должность (профессия);

2) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения и СНИЛС;

3) реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты:- в случае перечисления на счет работника - наименование банка, банковский идентификационный код и номер счета;

- в случае перечисления на банковскую карту работника, являющуюся национальным платежным инструментом, - номер банковской карты;

- в случае перевода через организацию почтовой связи - адрес регистрации по месту жительства (месту пребывания) (для работников медицинских организаций, расположенных на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей);

4) размер специальной социальной выплаты с округлением до рублей;

5) суммарное отработанное время по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце;

6) число рабочих часов по норме рабочего времени соответствующего месяца, исчисленной в соответствии с п. 3 Правил;

7) соотношение отработанного времени и числа рабочих часов, по норме, с округлением до двух знаков после запятой.

Реестр в электронной форме подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица и направляется в федеральную ГИС "Соцстрах" СФР либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (п. 5 Правил).

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Федерального закона N 323-ФЗ) к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.

Согласно ч.ч. 1-2, 5-6 ст. 33 Федерального закона N 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения (ч. 1).

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 2).

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (ч. 5).

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара (ч. 6).

В соответствии с п. 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н (далее - Положения N 543н), организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1 - 27 к названному Положению.

Согласно пункту 2 Приложения N 1 Положения N 543н, поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.

В судебном заседании установлено и это подтверждается материалами дела, что Демидов Д.А. с <Дата> осуществляет трудовую деятельность в ГБУЗ АО «Онежская ЦРБ», с <Дата> в должности врача-хирурга поликлиники данного медицинского учреждения.

Согласно п. 2.2 Устава ГБУЗ АО «Онежская ЦРБ», для достижения уставных целей учреждение осуществляет первичную медико-санитарную помощь.

Согласно должностной инструкции врача-хирурга поликлиники ГБУЗ АО «Онежская ЦРБ», утвержденной главным врачом данного учреждения <Дата>, врач-хирург: проводит амбулаторный прием пациентов по утвержденному графику, регулирует поток посетителей путем рационального распределения повторных пациентов; обеспечивает раннее выявление, квалифицированное и своевременное обследование и лечение пациентов хирургического профиля; проводит диспансерное наблюдение за пациентами с хирургической патологией, ветеранами войны и труда в соответствии с указаниями Минздрава России; проводит осмотры всех пациентов в кабинете с целью раннего выявления онкопатологии; проводит профилактические осмотры в соответствии с установленным порядком и по графику, утвержденному администрацией поликлиники; проводит экспертизу временной нетрудоспособности в соответствии действующим положением о ней, своевременно направляет пациентов на КЭК и МСЭК с целью определения трудоспособности, перевода на другую работу; консультирует пациентов по направлениям других специалистов, в том числе на дому; осуществляет, в соответствии с показаниями, своевременную госпитализацию пациентов, организует обследование пациентов при плановой госпитализации; оказывает неотложную медицинскую помощь пациентам при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в амбулаторных условиях, независимо от места жительства и наличия полиса медицинского страхования.

Демидов Д.А. включен ГБУЗ АО «Онежская ЦРБ» в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в размере 14500 рублей, на основании пп. «б» п. 2, пп. «б» п. 3 Постановления N 2568.

Реестр от ГБУЗ АО «Онежская ЦРБ» в отношении Демидова Д.А. в Отделение фонда пенсионного и социального страхования ... поступает ежемесячно, согласно которому истцу надлежит производить выплату в размере, указанном в пп. «б» п. 3 Постановления ..., – 14500 рублей пропорционально отработанному времени, как врачу, относящемуся к пп. «б» п. 2 Постановления ....

Заявляя требования о включении в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, согласно пп. «а» п. 2, пп. «а» п. 3 Постановления N 2568, истец ссылается на то, что врачи, работающие в ГБУЗ АО «Онежская ЦРБ», являются врачами центральной районной больницы, в связи с чем должны получать специальную социальную выплату на основании пп. «а» п. 2, пп. «а» п. 3 Постановления N 2568 в размере 18500 рублей.

Учитывая обстоятельства дела и совокупность нормативных актов, суд приходит к выводу о том, что истец Демидов Д.А., работая в должности врача-хирурга поликлиники ГБУЗ АО «Онежская ЦРБ», относится к врачам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (п. 1 ч. 2 ст. 32, ч. 1 - 2 ст. 33 Федерального закона N 323-ФЗ), к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

Принимая во внимание то, что Демидов Д.А. относится к врачам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, специальная социальная выплата ему правильно установлена по пп. "б" п. 2 Постановления N 2568 в размере 14 500 рублей.

При этом сам факт отнесения ответчика к центральным районным больницам, не является достаточным освоением для установления истцу специальной социальной выплаты в размере 18500 рублей.

Специальная социальная выплата в соответствии с пп. «а» п. 3 Постановления № 2568 осуществляется «врачами центральных районных, районных и участковых больниц, за исключением врачей, указанных в подпунктах «б» и «г» пункта 2 Постановления N 2568».

Таким образом, врачи, указанные в подпунктах «б» и «г» пункта 2 Постановления N 2568, исключаются из числа получателей специальной социальной выплаты в размере 18 500 рублей.

При этом истец учитывает лишь часть закрепленной в пп. «а» п. 3 постановления Правительства № 2568 нормы, без учета ее полного содержания.

Демидов Д.А. согласно занимаемой должности относится к врачам, указанным в пп. «б» п. 2 Постановления N 2568, а именно к врачам, которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

Нарушений со стороны ГБУЗ АО «Онежская ЦРБ» при включении истца в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты на основании пп. «б» п. 2, пп. «б» п. 3 Постановления N 2568, выплате истцу специальной социальной выплаты в размере 14500 рублей, самовольного толкования положений закона, злоупотребления правом и нарушений трудовых прав истца, не допущено.

Представленное истцом письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от <Дата> (л.д. 14) не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку, как пояснил в судебном заседании истец данное письмо было составлено в связи с его обращением по вопросу, который касался лишь невыплаты специальной социальной доплаты к заработной плате, документы в отношении него не оценивались Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, обладая дискреционными полномочиями, в постановлении от <Дата> N 2568 предусмотрело различный размер специальной социальной выплаты для врачей центральных районных, районных и участковых больниц, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, и для врачей к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), оказывающих первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

При изложенных обстоятельствах суд отказывает Демидову Д.А. в удовлетворении исковых требований к государственному бюджетному учреждения здравоохранения Архангельской области «Онежская центральная районная больница» об обязании включить в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, согласно пп. «а» п. 2, пп. «а» п. 3 Постановления N 2568.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Демидова ... (паспорт серия ...) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Онежская центральная районная больница» (ИНН 2906007633) об обязании включить в реестр медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, согласно пп. «а» п. 2, пп. «а» п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2568 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд Архангельской области.

Председательствующий      подпись А.А. Кузнецов

...

...

2-938/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Демидов Дмитрий Анатольевич
Ответчики
ГБУЗ АО "Онежская ЦРБ"
Другие
Министерство здравоохранения Архангельской области
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Архангельской области и НАО
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Суд
Онежский городской суд Архангельской области
Судья
Кузнецов Алексей Александрович
Дело на странице суда
onegasud.arh.sudrf.ru
16.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.10.2023Передача материалов судье
16.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2023Судебное заседание
20.12.2023Судебное заседание
20.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее