11RS0016-01-2022-001306-04 Дело № 2-844/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2022 г. с. Выльгорт
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Глобу Т.И.,
при секретаре судебного заседания Ушакове Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кучерук Н. А. к администрации МР «Сыктывдинский» Республики К. о возложении обязанности направить проект соглашения об изъятии жилого помещения и определении размера возмещения,
установить:
Кучерук Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МР «Сыктывдинский» Республики К. о возложении на администрацию MP «Сыктывдинский» обязанность в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу направить Кучерук Н.А. проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения за жилое помещение по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес>, в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
В обоснование требований истцом указано, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес>. Постановлением администрации СП «Выльгорт» от <дата> № ряд многоквартирных домов, в том числе <адрес>, признаны аварийным и подлежащими сносу. В соответствии с данным постановлением расселение граждан, проживающих в указанных аварийных домах, необходимо было произвести в течение трех лет, то есть до <дата>. Вместе с тем, вопреки данному постановлению, до настоящего времени расселение граждан, проживающих в многоквартирном <адрес>, который признан аварийным и подлежащим сносу, не произведено.
В отзыве на исковое заявление администрация МР «Сыктывдинский» Республики К. указало, что действующим законодательством не предусмотрена возможность понуждения уполномоченного органа к заключению соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд. Срок расселения граждан постановлением администрации СП «Выльгорт» № от <дата> установлен до <дата>. Администрацией МР «Сыктывдинский» Республики К. своевременно проводятся все необходимые мероприятия по расселению спорного дома. Оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Истец надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась.
Представитель истца Попов М.В. просил исковые требований удовлетворить.
Представитель ответчика Изъюрова Н.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что <дата> был закончен аукцион на заключение контракта о проведении оценки, в настоящее время происходит заключение контракта. Поддержала доводы отзыва на исковое заявление.
Суд определил провести судебное заседание при имеющейся явке лиц.
Судом установлено, что на основании договора дарения квартиры от <дата> Кучерук Н.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 39,5 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права собственности от <дата>).
На основании акта обследования и заключения межведомственной комиссии от <дата> постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» № от <дата> многоквартирный дом, расположенный по адресу: Сыктывдинский <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлениями администрации СП «Выльгорт» срок расселения граждан из указанного многоквартирного дома неоднократно менялся и в настоящее время, в соответствии с постановлением администрации СП «Выльгорт» № от <дата> «О внесении изменений в Постановление от <дата> № о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» меры по расселению граждан должны быть осуществлены до <дата>.
Указанный многоквартирный дом был включен в V этап (<дата> - <дата>) республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах», утвержденной Постановлением Правительства Республики К. от <дата> №. Планируемая дата окончания переселения – <дата>.
Постановлением Правительства Республики К. от <дата> № внесены изменения в республиканскую адресную программу, указанное постановление вступило в силу с <дата>.
В соответствии с указанными изменениями, многоквартирный дом включен в IV этап (<дата> - <дата>) республиканской адресной программы, <дата> - дата окончания переселения, <дата> - дата сноса многоквартирного дома.
Во исполнение Федерального закона от <дата> № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон от <дата> № 185-ФЗ), в целях переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до <дата> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом, постановлением администрации МО MP «Сыктывдинский» от <дата> № утверждена адресная программа МО MP «Сыктывдинский» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на период 2019 - 2025 годы» (далее - муниципальная программа).
Указанная муниципальная программа принята для исполнения региональной программы, в соответствии с ней и с Федеральным законом от <дата> № 185-ФЗ, содержит аналогичный перечень домов, признанных аварийными и подлежащих сносу, на территории муниципального района «Сыктывдинский» и порядок их расселения.
Постановлением администрации МО MP «Сыктывдинский» от <дата> № внесены изменения в муниципальную программу в соответствии с республиканской программой.
В соответствии с ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Как указывается в ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В силу ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с положениями п. 5, п. 6, и п. 8 ч. 1 ст. 56.7 Земельного Кодекса РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии: выступает заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, осуществляет переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия, а также направляет проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
При этом в силу ч. 2 ст. 56.7 Земельного Кодекса РФ согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление указанных действий не требуется.
В силу ч. 1 ст. 56.8 Земельного Кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
<дата> администрацией МР «Сыктывдинский» Республики К. направлено требование о сносе аварийного дома в адрес собственника жилого помещения, расположенного по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес> соответствии с которым собственнику предлагается самостоятельно осуществить снос аварийного многоквартирного дома в срок до <дата>.
Кучерук Н.А. в ответ на требование направлено уведомление об отказе от добровольного сноса многоквартирного жилого дома и согласие на изъятие жилого помещения от <дата>.
Каких-либо обращений Кучерук Н.А., в том числе по поводу разъяснения последующих этапов процедуры переселения после истечение срока для добровольного сноса многоквартирного дома, в адрес администрации с того времени не поступало.
Постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» от <дата> № принято решение об изъятии для муниципальных нужд путём выкупа земельного участка, находящийся в общей долевой собственности собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес>, номер кадастровый квартал № и принадлежавших на праве собственности жилых помещений в многоквартирном доме, а именно квартиры № №.
В целях уведомления о принятом решении об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа земельного участка и жилого помещения в адрес Кучерук НА. администрацией направлено письмо № от <дата>.
<дата> администрацией начата процедура закупки с целью заключения муниципального контракта на проведение оценочных процедур по определению рыночной стоимости жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 05,04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем размещения Извещение о проведении электронного аукциона от <дата> № на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
<дата> по результатам подведения итогов определен победитель аукциона.
Разрешая требования истца, руководствуясь положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ суд исходит из того, что решение вопроса о выкупе жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В силу положения ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ факт нарушения права либо угрозы такого нарушения возлагается на истца.
Довод истца о нарушении его прав бездействием администрации опровергается материалами дела и не подтвержден доказательствами, основан на неверном понимании норм материального права.
Так, как указывалось выше, постановлением администрации СП «Выльгорт» № от <дата> «О внесении изменений в Постановление от <дата> № о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» меры по расселению граждан должны быть осуществлены до <дата>, вместе с тем, планируемая дата окончания переселения – <дата> установлена республиканской адресной программ «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах» утвержденной Постановлением Правительства Республики К. от <дата> №.
Принимая во внимание отсутствие оснований для признания незаконным бездействия администрации МР «Сыктывдинский» Республики К., поскольку объективных причин, по которым выкуп принадлежащего Кучерук Н.А. недвижимого имущества должен быть осуществлен ранее сроков, установленных республиканской адресной программ «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах» утвержденной Постановлением Правительства Республики К. от <дата> №, не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Необходимо отметить, что согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, по общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от <дата> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В настоящее время спор о размере выкупной цены жилого помещения между истцами и ответчиком еще не возник в силу не направления ответчику проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
Исковые требования Кучерук Н. А. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. о возложении обязанности в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу направить проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением размера возмещения за жилое помещение расположенное по адресу: Р. К., Сыктывдинский <адрес>, в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики К. через Сыктывдинский районный суд Республики К. в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение будет изготовлено <дата>.
Судья Т.И. Глобу