Решение по делу № 3а-2429/2022 от 06.05.2022

        УИД 77OS0000-02-2022-011454-64

Дело  3А-2429/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

1 декабря 2022 года          г. Москва

 

Московский городской суд в составе

председательствующего судьи Полыги В.А.,

при секретаре Волковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Дельта-Инвест» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Дельта-Инвест» обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ПОМ1, ПОМ2, ПОМ3, ПОМ4, ПОМ5, ПОМ6.

Впоследствии административный истец отказался от иска в части пересмотра результата определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ6.

В административном исковом заявлении ООО «Дельта-Инвест» просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, подготовленном ООО «Апхилл», по состоянию на 1 января 2021 года, а именно в размере 3 654 602 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ1, в размере 2 909 012 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ2, в размере 3 844 384 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ3, в размере 1 652 848 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ4, в размере 1 811 521 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ5.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 7 321 191 рубля 80 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ1, в размере 5 075 447 рублей 52 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ2, в размере 4 901 966 рублей 18 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ3, в размере 2 985 116 рублей 50 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ4, в размере 3 253 415 рублей 99 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ5.

Поскольку ООО «Дельта-Инвест» является собственником нежилых помещений, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Представитель административного истца по доверенности Лебедева Е.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель Департамента городского имущества города Москвы, Правительства Москвы по доверенностям Краснова Е.В. просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами ПОМ1, ПОМ2, ПОМ3, ПОМ4, ПОМ5, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости (т. 1, л.д. 18-41).

В отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ1 утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года в размере 7 321 191 рублей 80 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ2  в размере 5 075 447 рублей 52 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ3  в размере 4 901 966 рублей 18 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ4  в размере 2 985 116 рублей 50 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ5  в размере 3 253 415 рублей 99 копеек, что подтверждается выписками о кадастровой стоимости (т.1, л.д. 42-46).

Административный истец ООО «Дельта-Инвест» в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года  64 «О налоге на имущество организаций» является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности ООО «Дельта-Инвест» как плательщика налога.

В соответствие с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года  237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена их кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года  237-ФЗ).

Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года  237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, административный истец 6 мая 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В обоснование своих требований ООО «Дельта-Инвест» представил в суд отчет об оценке, подготовленный ООО «Апхилл», в котором рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 года, определена в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ1 в размере 3 654 602 рублей, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ2 в размере 2 909 012 рублей, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ3 в размере 3 844 384 рублей, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ4 в размере 1 652 848 рублей, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ5 в размере 1 811 521 рублей.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года  28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года  28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ 

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости указанных нежилых помещений, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ1 по состоянию на 1 января 2021 года по результатам судебной экспертизы составляет 6 515 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ2 составляет 4 514 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ3 составляет 3 928 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ4 составляет 2 465 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ5 составляет 2 894 000 рублей.

Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение возникшие сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО «Апхилл», и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.

Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали.

Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2021 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Судом отклоняются изложенные в письменных пояснениях доводы представителя административного ответчика о том, что ООО «Дельта-Инвест» не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года  237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года  237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ1 должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 1 января 2021 года, а именно в размере 6 515 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ2 в размере 4 514 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ3 в размере 3 928 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ4 в размере 2 465 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ5 в размере 2 894 000 рублей.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года  237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в суд  6 мая 2022 года.

Расходы по проведению судебной экспертизы в размере СУММА были возложены на административного ответчика, обязанность по оплате экспертизы Департаментом городского имущества г. Москвы исполнена, что подтверждается платежным поручением  * от 16 июня 2022 года. Представителем Департамента городского имущества г. Москвы заявлено ходатайство о возмещении понесенных по делу судебных расходов.

Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года  20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.

Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.

Соответственно, решая вопрос о распределении судебных расходов, необходимо оценить, является ли расхождение между утвержденной кадастровой стоимостью объектов недвижимости и их рыночной стоимостью, установленной судом, настолько существенным, что свидетельствует о наличии ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца, как налогоплательщика.

Определенная экспертом рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ1 отличается от оспариваемой кадастровой на 11%, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ2 отличается от оспариваемой кадастровой на 11%, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ3 отличается от оспариваемой кадастровой на 19,8%, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ4 отличается от оспариваемой кадастровой на 17,4%, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ5 отличается от оспариваемой кадастровой на 11%, что находится в пределах допустимых отклонений.

Учитывая, что представленный в материалы дела отчет признан недостоверным, а услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности заявителя по представлению доказательств в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости объектов недвижимости, принимая во внимание, что у суда не имеется оснований говорить о допущенных в ходе кадастрового учета ошибках, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного истца в пользу Департамента городского имущества г. Москвы расходов по проведению судебной экспертизы в размере СУММА.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 6 515 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ2 в размере 4 514 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ3 в размере 3 928 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ4 в размере 2 465 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ПОМ5 в размере 2 894 000 рублей.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 6 мая 2022 года.

Взыскать с ООО «Дельта-Инвест» в пользу Департамента городского имущества города Москвы расходы по проведению судебной экспертизы в размере СУММА.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.

 

Судья 

Московского городского суда         подпись        В.А. Полыга 

 

 

Решение в окончательной форме изготовлено 9 декабря 2022 года

6

3а-2429/2022

Категория:
Административные
Статус:
удовлетворено
Истцы
ООО "Дельта-Инвест"
Ответчики
Правительство РФ, Управление Росреестра по г. Москва
Суд
Московский городской суд
Судья
Полыга В.А.
Дело на странице суда
www.mos-gorsud.ru
06.05.2022Регистрация поступившего заявления
12.05.2022Заявление принято к производству
12.05.2022Подготовка к рассмотрению
30.05.2022Рассмотрение
30.05.2022Приостановлено
30.11.2022Рассмотрение
01.12.2022Вынесено решение
10.01.2023Вступило в силу
12.05.2022У судьи
09.12.2022В канцелярии
01.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее