Дело № 2-656/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 сентября 2023 года г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Захаровой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Подольским В.А.,
с участием представителя Администрации г. Алушта Республики Крым – Стеблина А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
представителя ответчика – Вербицкого И.Н. действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
третьего лица Упорова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации г. Алушты Республики Крым к Мищенко В.И., третьи лица: Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Упоров В.Ю о сносе самовольно возведенного объекта капитального строительства,
УСТАНОВИЛ:
Глава Администрации г. Алушта Республики Крым Огнёва Г.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Мищенко В.И., третьи лица: Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Упоров В.Ю о сносе в течении тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу самовольно возведенного объекта капитального строительства- пристройку, обозначенную в техническом паспорте БТИ лит. «а» - топочная к зданию с кадастровым номером № площадью 233 кв. м., расположенному в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Исковое заявление мотивировано тем, что в Администрацию г. Алушта Республики Крым поступило уведомление Управления муниципального контроля Администрации г. Алушты Республики Крым о выявлении самовольной постройки на земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> Республики Крым, которое было рассмотрено Комиссией по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым и принято решение об обращении с иском в суд. Из акта осмотра обследования объекта земельных отношений Управления муниципального контроля Администрации г. Алушты Республики Крым от 06.09.2022 г. № следует, что на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 800 кв. м., принадлежащим Мищенко В.И. расположен объект капитального строительства с кадастровым номером № площадью 233 кв.м., этажностью – 3 этажа, возведенный без наличия отступов: с юго-западной стороны – менее 3,2 м., с юго-восточной – менее 1,2 м., коэффициент плотности застройки – 0,7. Считает, что ответчиком при возведении объекта капитального строительства допущены нарушения градостроительного законодательства, в связи с чем, объект капитального строительства подлежит сносу.
В судебном заседании представитель истца исковые требования в уточненной редакции просил удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на нарушение ответчиком действующих правовых норм и положений Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
Представитель ответчика возражал против заявленных требований. Считал, что топочную возможно и целесообразно сохранить, о чем также указано в заключении эксперта. Здание возведено в соответствии с технической документацией, строилось в две очереди и размещение объекта было согласовано с предыдущим собственником смежного земельного участка, что подтверждается его подписью на проекте. Обращал внимание, что на момент возведения здания Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта не действовали, т.к. топочная возведена в 2014 г. Сама пристройка не нарушает права и охраняемые интересы других лиц, угрозу жизни и здоровью не несет. Не отрицал, что в существующим виде объект возведен в 2019 г., ввиду чего в целом на него и не осуществлена регистрация. Также подтвердил, что в эскизном проекте котельная не указана.
Третье лицо Упоров В.Ю считал исковые требования подлежащими удовлетворению, обращая внимание, что топочная строилась позже дома и самовольно. Надлежащего согласия смежного совладельца об осуществлении подобной застройки ответчик не представил. При этом, ему со со слов продавца, когда он приобретал земельный участок известно, что никакого согласия на подобную застройку он не давал. Пристройка котельной возведена без соблюдения отступов, что влечет нарушение пожарных норм и препятствует ему в осуществлении строительства на его земельном участке, поскольку он вынужден на своем участке осуществить отступ от границы в 6 м.
Представители Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении, возражений в суд не поступало.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п.1 ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В соответствии со ст.1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ст.7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Исходя из положений ст.41 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, противопожарных и иных правил и нормативов, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
В силу ст. ст. 1, 36 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления
В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
Иск о сносе постройки может быть удовлетворен судом в том случае, если нарушение градостроительных и строительных норм и правил является существенным, наличие постройки нарушает права третьих лиц, угрожает жизни и здоровью граждан, и при этом такое нарушение и такая угроза могут быть устранены лишь путем сноса постройки.
Из материалов дела судом установлено.
Согласно выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Мищенко В.И. на праве собственности, на основании государственного акта на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок площадью 800 кв.м. по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, кадастровый №, на котором расположен трехэтажной жилой дом площадью 233 кв.м., кадастровый №, право на который зарегистрировано по декларации от ДД.ММ.ГГГГ (Т.1 л.д.5-8, 83-92,137-146, Т.2 л.д.1-29).
В соответствии с актом осмотра, обследования объекта земельных отношений Управления муниципального контроля Администрации г.Алушты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, д,61, принадлежащим Мищенко В.И. расположен трехэтажный объект капитального строительства с кадастровым номером № площадью 233 кв.м. Минимальный отступ от границы земельного участка до объекта недвижимости с юго-западной стороны составляет менее 3,2 кв.м., с юго-восточной – менее 1,2. Коэффициент плотности застройки 0,7 (Т.1 л.д.9-13).
ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию г. Алушта поступило уведомление о выявлении самовольной постройки от 06.09.2022 г. №, составленное Управлением муниципального контроля Администрации <адрес> Республики Крым по результатам проведенного внепланового выездного обследования ДД.ММ.ГГГГ (Т.1 л.д.14).
Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению и пресечению фактов самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при рассмотрении тридцать первого вопроса (уведомления Управления муниципального контроля Администрации г. Алушты Республики Крым о выявлении самовольной постройки от 06.09.2022 г. №) принято решение о направлении материалов в юридическое управление администрации г. Алушты для обращения с иском в суд о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствии с установленными требованиями (Т.1 л.д.15-49).
Выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует, что смежным земельным участком с земельным участком с кадастровым номером № с южной стороны является земельный участок с кадастровым номером №, правообладателем которого является Упоров В.Ю по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Ранее земельный участок принадлежал ФИО7 на основании государственного акта на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ (Т.1 л.д.127-136,161,200-226).
На эскизном проекте садового домика в <адрес>, изготовленного в 2013 г. ЧП ФИО8 находится рукописная надпись, содержание которой свидетельствует, что ФИО9 согласовал выполнение пристройки бассейна и топочной к жилому дому со стороны, проходящей по границе его участка. При этом. на самом проекте данная пристройка не отображена (Т.1 л.д.188-197)
ДД.ММ.ГГГГ филиалом ГП «Укргосстройэкспертиза» в <адрес> утвержден экспертный отчет по рабочему проекту: «Строительство садового дома в <адрес>», согласно которого площадь застройки составила 123,8 кв.м., общая площадь 280,3 кв.м., этажность 2 этажа + мансарда (Т.1 л.д.174-175).
Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ садового домика с хозяйственными постройками и сооружениями по <адрес> г. Алушта площадью застройки 123,8 кв.м., этажность: 2+мансарда, общая площадь 280,3 кв.м. (Т,1 л.д.177-180)
Технический паспорт на нежилое строение (садовый дом) по <адрес>, изготовленный ДД.ММ.ГГГГ ГУП РК «Крым БТИ» свидетельствует о возведении дома общей площадью 269.5 кв.м., состоящего из лит.А –основное площадью застройки 94,8 кв.м., пристройки А1 площадью застройки 32,5 кв.м., пристройки А2 площадью застройки 9,5 кв.м., террасы площадью застройки 32,5 кв.м., лоджии площадью застройки 9,5 кв.м. (л.д.181-184)
В простой письменной форме Мищенко В.И. получила согласие на уменьшение противопожарных разрывов от границ принадлежащего ей участка – 09.03.2017г. от ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ – от ФИО7 (Т.1 л.д.185,186).
Собственник земельного участка с кадастровым номером № ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ дала нотариальное согласие на уменьшение противопожарных разрывов (отступов) от здания, находящегося по адресу: <адрес> до границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (Т.1 л.д.187,229-232).
Заключением эксперта ООО Научно-практический центр «Экспертные исследования» от 19.06.2023 №-РК установлено, что фактическое месторасположение, площадь, конфигурации земельного участка по <адрес>, кадастровый № не соответствует правоустанавливающим документам и сведениям ЕГРН. Фактически часть земельного участка с северо-восточной стороны, ориентировочной площадью 136 кв.м., расположенная на крутом склоне за ограждением из металлической сетки, не имеет признаков хозяйственного использования. При этом, граница в этой части участка на местности закреплена межевыми знаками в виде металлической арматуры. По словам собственника земельного участка, данная часть участка будет освоена после окончания работ в застроенной части земельного участка.
В пределах земельного участка с кадастровым номером № находится объект капитального строительства с кадастровым номером № состоящий из:
- трехэтажного жилого дома лит. «А», площадь пятна застройки 107,9 кв.м.;
- двухэтажной пристройки к жилому дому лит. «А1», площадь пятна застройки 9,5 кв.м.
Также в пределах земельного участка с кадастровым номером № находятся иные, не зарегистрированные в ЕГРН, объекты:
- одноэтажный гараж лит.А2, площадь пятна застройки 35,8 кв.м.;
- трехэтажный жилой дом второй очереди в двух уровнях лит. «б/лит», площадь пятна застройки 107 кв.м.;
- одноэтажное строение хозяйственного назначения лит. «б/лит», площадь пятна застройки 9,1 кв.м.
Также в пределах земельного участка с кадастровым номером № находятся следующие объекты, пристроенные к объектам капитального строительства, перечисленным выше:
- навес, расположенный на объекте капитального строительства лит. «А2», площадь пятна застройки 7,5 кв.м.;
- балкон, пристроенный к объекту капитального строительства лит. «б/лит», площадь пятна застройки 13,3 кв.м.;
-металлическая лестница, пристроенная к объекту капитального строительства лит. «А2», площадь пятна застройки 2,3 кв.м.;
- балкон, пристроенный к объекту капитального строительства лит. «б/лит», площадь пятна застройки 12,8 кв.м.;
- балкон, пристроенный к объектам капитального строительства лит. «А», с кадастровым номером № и лит. «б/лит», площадь пятна застройки 14,7 кв.м.;
- терраса, пристроенная к объекту капитального строительства лит. «б/лит», площадь пятна застройки 4,4 кв.м..
Реконструированный объект капитального строительства с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, в границах земельного участка, соответствует в целом требованиям строительства в сейсмических районах, соответствует в целом Федеральному закону РФ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий с сооружений», соответствует требованиям Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», имеет 81% степени готовности, относится к I степени долговечности.
Жилой одноквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, расположены в границах земельного участка с соответствуют его целевому назначению.
Действие Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, в отношении объекта недвижимости, расположенного по <адрес>, не распространяется, в силу принятия указанных выше правил в 2019 г., в силу действия ст.54 Конституции РФ, ст.4 ГК РФ, п.10 ст.7 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
С технической точки зрения, реконструированный объект капитального строительства с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, их имуществу, а также не нарушает права охраняемых интересов граждан, третьих лиц.
Нарушения в отношении смежных земельных участков, связанных с реконструкцией объекта капитального строительства с кадастровым номером № расположенного на земельном участке с кадастровым номером № – отсутствуют.
Реконструированный объект капитального строительства с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по своим параметрам соответствует требованиям СП 55.13330.2016 Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001 и является жилым одноквартирным домом.
Реконструкция объекта капитального строительства с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 90:15:050601:436 не является оконченной, степень готовности составляет 81%.
С технической точки зрения сохранение объекта капитального строительства с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, в состоянии, определённом на дату проведения экспертного исследования в реконструированном состоянии возможно и целесообразно (Т.2 л.д.38-143).
В силу п. 2 ст. 187 ГПК РФ заключение эксперта оценивается наряду с другими доказательствами, оно не имеет для суда заранее установленной силы, в соответствии с п. 3 ст. 86 ГПК РФ является одним из доказательств, которое должно быть оценено судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исследованными материалами дела достоверно установлено, что возведенная ответчиком пристройка к жилому дому с кадастровым номером № в непосредственной близости от границы земельного участка, принадлежащего Упоров В.Ю не соответствует требованиям, установленным строительными, санитарными и пожарными нормами и правилами, предъявляемыми к жилым домам.
При этом, имеющие по делу нарушения градостроительного законодательства, влекущие снос строения, ввиду несоблюдения отступов при осуществлении строительства жилого дома стороной ответчика не оспаривались.
Ссылки представителя ответчика на получение согласований о предыдущего собственника смежного земельного участка ФИО7 в устном порядке и в простой письменной форме, суд не может принять в качестве допустимых доказательств, ввиду их несоответствия требованиям закона.
Устранение нарушений в части минимальных отступов от границ земельного участка Упоров В.Ю возможно лишь путем сноса пристройки.
Спорное строение обладает признаками недвижимости, предусмотренными ст.130 ГК РФ, зарегистрировано в ЕГРН, как часть жилого дома с кадастровым номером №.
Также суд учитывает, что необоснование наличия препятствий к легальному осуществлению строительства спорного объекта, влечет только одно правовое последствие - необходимость сноса спорного объекта.
В нарушение ст.ст.35,56,57,68 ГПК РФ, в условиях состязательности и равноправия стороной ответчика не были представлены какие-либо относимые, допустимые и достоверные доказательства, обосновывающие законность возведенной к жилому дому постройки, а также опровергающие доводы истца.
В рассматриваемом случае ответчик не могла не осознавать, что при проведении строительных работ нарушает земельное и градостроительное законодательство.
Таким образом, ответчиком возведена постройка без получения на это необходимых разрешений. В связи с этим на основании ст.222 ГК РФ она является самовольной и подлежит сносу.
Поскольку оснований для приведения указанного объекта в соответствие с параметрами, установленными Правилами землепользования и застройки, а также обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, не имеется, суд приходит к выводу о необходимости сноса возведенного строения, за счет ответчика, как нарушающего права и возведенного с нарушениями требований законодательства.
Нарушения, допущенные ответчиком, соразмерны заявленному в иске способу защиты права.
Вместе с тем, учитывая объем возведенного строения и как следствие масштаб работ по его сносу, суд полагает целесообразным с точки зрения требований разумности установить срок для его демонтажа – в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а в случае неисполнения решения суда – предоставлении права сноса Администрации г. Алушта Республики Крым, с последующим взысканием понесенных затрат с ответчика.
В силу ст.ст.98,103 ГПК РФ с Мищенко В.И. в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Исковое заявление Администрации г. Алушты Республики Крым – удовлетворить частично.
Обязать Мищенко В.И. (<данные изъяты>) в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу снести пристройку (топочную лит.А2 площадью 9,2 кв. м. согласно технического паспорта ГУП РК «Крым БТИ», изготовленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) к жилому дому с кадастровым номером № общей площадью 233 кв.м., расположенному в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
В случае невыполнения Мищенко В.И. в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, вступившего в законную силу, предоставить Администрации г. Алушта Республики Крым право принудительно исполнить решение суда, с последующим взысканием понесенных расходов по демонтажу с Мищенко В.И..
Взыскать с Мищенко В.И. (<данные изъяты>) в доход государства судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Л. Захарова
Решение в окончательной форме изготовлено 06.09.2023 г.