Судья Любченко А.А. №33-9438/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 23 сентября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Марчукова А.В.,
судей Гулян Р.Ф., Колгановой В.М.,
при секретаре Яковенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2585/2020 по иску Стуконог Виктора Михайловича к ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет,
по апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области»
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 30 июня 2020 г., которым постановлено:
исковые требования Стуконог Виктора Михайловича к ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет – удовлетворить;
взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» в пользу Стуконог Виктора Михайловича недополученную пенсию за выслугу лет за период с 1 января 2012 г. по 31 октября 2016 г. в размере 518 089 руб. 18 коп.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гулян Р.Ф., судебная коллегия
установила:
Стуконог В.М. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет.
Исковые требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...> (параграф 2) досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Приказом председателя Волгоградского гарнизонного военного суда от
ДД.ММ.ГГГГ № <...> (по личному составу) истец исключен из списков личного состава Волгоградского гарнизонного военного суда с ДД.ММ.ГГГГ и снят со всех видов довольствия как военнослужащий.
На момент увольнения с военной службы Ф.И.О. занимал воинскую должность судьи Волгоградского гарнизонного военного суда, воинское звание - полковник юстиции, выслуга лет в календарном исчислении - более 32 лет, в льготном исчислении - более 37 лет.
С июня 2010 года по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся пенсионером и получал пенсию за выслугу лет, продолжая работать судьей Волгоградского гарнизонного военного суда.
С ДД.ММ.ГГГГ истцу была приостановлена выплата пенсии за выслугу лет и назначено ежемесячное пожизненное содержание в размере 50 процентов его возможного полного размера, а с ДД.ММ.ГГГГ Стуконог В.М. является судьей, пребывающим в почетной отставке.
При назначении в июне 2010 года пенсии за выслугу лет, ее размер был определен из расчета: должностного оклада судьи гарнизонного военного суда; оклада по воинскому званию (полковник); процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 %.
После принятия Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих», с 1 января 2012 г. ответчик произвел перерасчет и стал в последующем выплачивать истцу пенсию за выслугу лет, исходя из размера процентной надбавки за выслугу лет не в размере 70 %, как она была начислена ранее, а в размере 40 %.
В результате такого перерасчета пенсии за выслугу лет, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачивалась пенсия в меньшем размере, чем истец бы получал исходя из процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 %, общий размер недоплаты составил 518 089 руб. 18 коп.
Истец полагал, что ему, как пенсионеру из числа военных судей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имеющему выслугу на военной службе более 25 лет (в календарном исчислении), с ДД.ММ.ГГГГ подлежала выплате пенсия, исходя из расчета процентной надбавки за выслугу лет не в размере 40%, а в размере 70 %.
В связи с этим, Стуконог В.М. просил суд обязать ответчика произвести перерасчет пенсии за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31 октября
2016 г., из расчета процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 % от оклада денежного содержания, а также взыскать с ответчика недополученную пенсию за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере
518 089 руб. 18 коп.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с данным решением суда, ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушения судом норм материального и процессуального права.
Учитывая положения ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», установивший иной размер надбавки за выслугу лет при выслуге 25 лет и более: вместо ранее установленных 70% предусмотрена надбавка 50% (п. 6 ч. 13 ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ).
Порядок применения Федерального закона № 306-ФЗ и возможность осуществления перерасчета ранее назначенных пенсий урегулированы ч. 6, 8 - 9 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые вступили в силу
11 ноября 2011 г.
В силу ч. 8 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г., подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Часть 9 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ предусматривает, что при пересмотре указанных в ч. 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» или ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 г.
Таким образом, по общему правилу, ранее назначенные размеры пенсий подлежали перерасчету с 1 января 2012 г. (в т.ч. и в части надбавки за выслугу лет).
При этом, с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ было установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных ч. 2 ст. 43 и п. «б» ч. 1 ст. 49 Закона № 4468-1, а также положений ч. ч. 8 - 11 настоящей статьи.
Статьей 6 Федерального закона от 4 ноября 2014 г. № 342-ФЗ такое регулирование было дополнено положением, уточняющим порядок определения денежного довольствия при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 г. пенсионерам из числа указанных лиц в части оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет. Так, согласно названному положению пенсионерам из числа указанных лиц при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 г. в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных п. 1 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 5 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», которые Федеральным законом № 309-ФЗ не были изменены по сравнению с ранее действующей редакцией.
Из приведенных норм следует, что в связи с реформированием с 1 января 2012 г. системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел законодатель предусмотрел возможность перерасчета пенсий, назначенных до 1 января 2012 г. военным судьям, военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. В части оклада по воинскому званию, подлежащему учету при перерасчете размеров пенсий указанным лицам, ч. 6 ст. 12 Закона № 309-ФЗ содержит прямое указание на необходимость учета размеров оклада, установленных ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ, но относительно размера процентной надбавки за выслугу лет, подлежащей учету при перерасчете размера пенсий военным судьям (в отличие от пенсионеров из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), указанная норма такого указания не содержит.
Учитывая, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации», а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ или ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прямо исключена ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ (указано на неприменение в отношении указанной категории пенсионеров ч. ч. 8 - 11 ст. 12 данного Федерального закона), суд приходит к выводу о том, что в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 1 января 2012 г. размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежал.
Указанный вывод согласуется с положениями ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ, согласно которым при перерасчете с 1 января 2012 г. размеров пенсий лицам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации оклад по воинскому званию учитывается в размерах, установленных ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ (т.е. в большем размере), а размер процентной надбавки за выслугу лет остается прежним, учитывая, что размеры процентных надбавок за выслугу лет, установленные в п. 1 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 5 ст. 35 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» (к данным нормам отсылает законодатель в целях определения размеров процентной надбавки за выслугу лет при перерасчете размеров пенсий указанной категории пенсионеров), в связи с принятием Федерального закона № 309-ФЗ изменены не были.
Принимая во внимание, что пенсионеры из числа военных судей, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации выделены законодателем в отдельную категорию, в отношении которой установлено специальное правовое регулирование ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ, уменьшение при перерасчете размеров пенсий с 1 января 2012 г. размера процентной надбавки за выслугу лет (установление ее в размере, предусмотренном ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ) пенсионерам из числа военных судей не только противоречит данной норме, но и ставит последних в неравное положение по отношению к пенсионерам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, которым при перерасчете пенсии размер процентной надбавки за выслугу лет не уменьшается (остается прежним). Такое различие в правовом положении лиц, относящихся к одной категории, недопустимо и не соответствует ст. 19 (ч. 1), 39 и 55 Конституции Российской Федерации.
Указанное согласуется с определением Верховного суда Российской Федерации № 45-КФ17-1526 от 11 января 2018 г.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждено материалами дела, Стуконог В.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...> (параграф 2) досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Приказом председателя Волгоградского гарнизонного военного суда от
ДД.ММ.ГГГГ № <...> (по личному составу) истец исключен из списков личного состава Волгоградского гарнизонного военного суда с ДД.ММ.ГГГГ и снят со всех видов довольствия как военнослужащий.
На момент увольнения с военной службы Стуконог В.М. занимал воинскую должность судьи Волгоградского гарнизонного военного суда, воинское звание - полковник юстиции, выслуга лет в календарном исчислении - более 32 лет, в льготном исчислении - более 37 лет.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», пенсия исчислена из должностного оклада судьи гарнизонного военного суда, оклада по воинскому званию (полковник юстиции) и процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 процентов.
С 1 октября 2016 г. истцу была приостановлена выплата пенсии за выслугу лет и назначено ежемесячное пожизненное содержание в размере 50 процентов его возможного полного размера, которое выплачивается по настоящее время.
При назначении в июне 2010 года пенсии за выслугу лет, её размер был определён из расчёта: должностного оклада судьи гарнизонного военного суда; оклада по воинскому званию (полковник); процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 процентов.
В связи с реформированием с ДД.ММ.ГГГГ системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел законодатель предусмотрел возможность перерасчёта пенсий, назначенных до
ДД.ММ.ГГГГ военным судьям, военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.
Таким образом, Стуконогу В.М., как пенсионеру из числа военных судей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имеющему выслугу по военной службе более 25 лет (в календарном исчислении), с ДД.ММ.ГГГГ подлежала выплате пенсия, исходя из расчёта процентной надбавки за выслугу лет не в размере 40 процентов, а в размере 70 процентов.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации», а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ или ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прямо исключена ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ (указано на неприменение в отношении указанной категории пенсионеров ч. ч. 8 - 11 ст. 12 данного Федерального закона), в связи с чем в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 1 января 2012 г. размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежал, соответственно истцу необоснованно не выплачивалась пенсия в должном размере.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на оценке собранных по делу доказательств и отвечающее требованиям вышеуказанных норм материального права.
Довод апелляционной жалобы ответчика со ссылкой ч. 1 ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, о том, что взыскание пенсии возможно только за три прошедших года перед обращением за ее получением, подлежит отклонению, поскольку суд первой инстанции, установив, что пенсия в части недоплаченной надбавки за выслугу лет была не получена истцом по вине ответчика, неверно определившего процентный размер надбавки и осуществившего неверный расчет размера пенсии, в связи с чем, руководствуясь ч. 2 указанной статьи, пришел к верному выводу о том, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Правовых оснований, влекущих в пределах действия ст. 330 ГПК РФ отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией при рассмотрении жалобы не установлено, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от
30 июня 2020 года по гражданскому делу по иску Стуконог Виктора Михайловича к ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: