Решение по делу № 33-9438/2020 от 19.08.2020

Судья Любченко А.А. №33-9438/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 23 сентября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Марчукова А.В.,

судей Гулян Р.Ф., Колгановой В.М.,

при секретаре Яковенко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2585/2020 по иску Стуконог Виктора Михайловича к ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет,

по апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области»

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 30 июня 2020 г., которым постановлено:

исковые требования Стуконог Виктора Михайловича к ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет – удовлетворить;

взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» в пользу Стуконог Виктора Михайловича недополученную пенсию за выслугу лет за период с 1 января 2012 г. по 31 октября 2016 г. в размере 518 089 руб. 18 коп.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Гулян Р.Ф., судебная коллегия

установила:

Стуконог В.М. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет.

Исковые требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации.

Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...> (параграф 2) досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Приказом председателя Волгоградского гарнизонного военного суда от
ДД.ММ.ГГГГ № <...> (по личному составу) истец исключен из списков личного состава Волгоградского гарнизонного военного суда с ДД.ММ.ГГГГ и снят со всех видов довольствия как военнослужащий.

На момент увольнения с военной службы Ф.И.О. занимал воинскую должность судьи Волгоградского гарнизонного военного суда, воинское звание - полковник юстиции, выслуга лет в календарном исчислении - более 32 лет, в льготном исчислении - более 37 лет.

С июня 2010 года по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся пенсионером и получал пенсию за выслугу лет, продолжая работать судьей Волгоградского гарнизонного военного суда.

С ДД.ММ.ГГГГ истцу была приостановлена выплата пенсии за выслугу лет и назначено ежемесячное пожизненное содержание в размере 50 процентов его возможного полного размера, а с ДД.ММ.ГГГГ Стуконог В.М. является судьей, пребывающим в почетной отставке.

При назначении в июне 2010 года пенсии за выслугу лет, ее размер был определен из расчета: должностного оклада судьи гарнизонного военного суда; оклада по воинскому званию (полковник); процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 %.

После принятия Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих», с 1 января 2012 г. ответчик произвел перерасчет и стал в последующем выплачивать истцу пенсию за выслугу лет, исходя из размера процентной надбавки за выслугу лет не в размере 70 %, как она была начислена ранее, а в размере 40 %.

В результате такого перерасчета пенсии за выслугу лет, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачивалась пенсия в меньшем размере, чем истец бы получал исходя из процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 %, общий размер недоплаты составил 518 089 руб. 18 коп.

Истец полагал, что ему, как пенсионеру из числа военных судей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имеющему выслугу на военной службе более 25 лет (в календарном исчислении), с ДД.ММ.ГГГГ подлежала выплате пенсия, исходя из расчета процентной надбавки за выслугу лет не в размере 40%, а в размере 70 %.

В связи с этим, Стуконог В.М. просил суд обязать ответчика произвести перерасчет пенсии за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31 октября
2016 г., из расчета процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 % от оклада денежного содержания, а также взыскать с ответчика недополученную пенсию за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере
518 089 руб. 18 коп.

Судом постановлено указанное выше решение.

Не согласившись с данным решением суда, ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушения судом норм материального и процессуального права.

Учитывая положения ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», установивший иной размер надбавки за выслугу лет при выслуге 25 лет и более: вместо ранее установленных 70% предусмотрена надбавка 50% (п. 6 ч. 13 ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ).

Порядок применения Федерального закона № 306-ФЗ и возможность осуществления перерасчета ранее назначенных пенсий урегулированы ч. 6, 8 - 9 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые вступили в силу
11 ноября 2011 г.

В силу ч. 8 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г., подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Часть 9 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ предусматривает, что при пересмотре указанных в ч. 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» или ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона). Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 г.

Таким образом, по общему правилу, ранее назначенные размеры пенсий подлежали перерасчету с 1 января 2012 г. (в т.ч. и в части надбавки за выслугу лет).

При этом, с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ было установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных ч. 2 ст. 43 и п. «б» ч. 1 ст. 49 Закона № 4468-1, а также положений ч. ч. 8 - 11 настоящей статьи.

Статьей 6 Федерального закона от 4 ноября 2014 г. № 342-ФЗ такое регулирование было дополнено положением, уточняющим порядок определения денежного довольствия при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 г. пенсионерам из числа указанных лиц в части оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет. Так, согласно названному положению пенсионерам из числа указанных лиц при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 г. в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных п. 1 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 5 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», которые Федеральным законом № 309-ФЗ не были изменены по сравнению с ранее действующей редакцией.

Из приведенных норм следует, что в связи с реформированием с 1 января 2012 г. системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел законодатель предусмотрел возможность перерасчета пенсий, назначенных до 1 января 2012 г. военным судьям, военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. В части оклада по воинскому званию, подлежащему учету при перерасчете размеров пенсий указанным лицам, ч. 6 ст. 12 Закона № 309-ФЗ содержит прямое указание на необходимость учета размеров оклада, установленных ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ, но относительно размера процентной надбавки за выслугу лет, подлежащей учету при перерасчете размера пенсий военным судьям (в отличие от пенсионеров из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), указанная норма такого указания не содержит.

Учитывая, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации», а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ или ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прямо исключена ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ (указано на неприменение в отношении указанной категории пенсионеров ч. ч. 8 - 11 ст. 12 данного Федерального закона), суд приходит к выводу о том, что в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 1 января 2012 г. размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежал.

Указанный вывод согласуется с положениями ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ, согласно которым при перерасчете с 1 января 2012 г. размеров пенсий лицам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации оклад по воинскому званию учитывается в размерах, установленных ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ (т.е. в большем размере), а размер процентной надбавки за выслугу лет остается прежним, учитывая, что размеры процентных надбавок за выслугу лет, установленные в п. 1 ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 5 ст. 35 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» (к данным нормам отсылает законодатель в целях определения размеров процентной надбавки за выслугу лет при перерасчете размеров пенсий указанной категории пенсионеров), в связи с принятием Федерального закона № 309-ФЗ изменены не были.

Принимая во внимание, что пенсионеры из числа военных судей, военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации выделены законодателем в отдельную категорию, в отношении которой установлено специальное правовое регулирование ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ, уменьшение при перерасчете размеров пенсий с 1 января 2012 г. размера процентной надбавки за выслугу лет (установление ее в размере, предусмотренном ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ) пенсионерам из числа военных судей не только противоречит данной норме, но и ставит последних в неравное положение по отношению к пенсионерам из числа военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, которым при перерасчете пенсии размер процентной надбавки за выслугу лет не уменьшается (остается прежним). Такое различие в правовом положении лиц, относящихся к одной категории, недопустимо и не соответствует ст. 19 (ч. 1), 39 и 55 Конституции Российской Федерации.

Указанное согласуется с определением Верховного суда Российской Федерации № 45-КФ17-1526 от 11 января 2018 г.

Как установлено судом первой инстанции, подтверждено материалами дела, Стуконог В.М. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации.

Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <...> (параграф 2) досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Приказом председателя Волгоградского гарнизонного военного суда от
ДД.ММ.ГГГГ № <...> (по личному составу) истец исключен из списков личного состава Волгоградского гарнизонного военного суда с ДД.ММ.ГГГГ и снят со всех видов довольствия как военнослужащий.

На момент увольнения с военной службы Стуконог В.М. занимал воинскую должность судьи Волгоградского гарнизонного военного суда, воинское звание - полковник юстиции, выслуга лет в календарном исчислении - более 32 лет, в льготном исчислении - более 37 лет.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», пенсия исчислена из должностного оклада судьи гарнизонного военного суда, оклада по воинскому званию (полковник юстиции) и процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 процентов.

С 1 октября 2016 г. истцу была приостановлена выплата пенсии за выслугу лет и назначено ежемесячное пожизненное содержание в размере 50 процентов его возможного полного размера, которое выплачивается по настоящее время.

При назначении в июне 2010 года пенсии за выслугу лет, её размер был определён из расчёта: должностного оклада судьи гарнизонного военного суда; оклада по воинскому званию (полковник); процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 процентов.

В связи с реформированием с ДД.ММ.ГГГГ системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел законодатель предусмотрел возможность перерасчёта пенсий, назначенных до
ДД.ММ.ГГГГ военным судьям, военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

Таким образом, Стуконогу В.М., как пенсионеру из числа военных судей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имеющему выслугу по военной службе более 25 лет (в календарном исчислении), с ДД.ММ.ГГГГ подлежала выплате пенсия, исходя из расчёта процентной надбавки за выслугу лет не в размере 40 процентов, а в размере 70 процентов.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в отношении пенсионеров из числа военных судей не могут применяться процентные надбавки за выслугу лет, установленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации», а возможность применения при перерасчете пенсий военным судьям процентной надбавки за выслугу лет в размерах, установленных ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ или ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прямо исключена ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 309-ФЗ (указано на неприменение в отношении указанной категории пенсионеров ч. ч. 8 - 11 ст. 12 данного Федерального закона), в связи с чем в отсутствие иного нормативного регулирования при перерасчете с 1 января 2012 г. размеров пенсий военным судьям размер процентной надбавки за выслугу лет изменению не подлежал, соответственно истцу необоснованно не выплачивалась пенсия в должном размере.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на оценке собранных по делу доказательств и отвечающее требованиям вышеуказанных норм материального права.

Довод апелляционной жалобы ответчика со ссылкой ч. 1 ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, о том, что взыскание пенсии возможно только за три прошедших года перед обращением за ее получением, подлежит отклонению, поскольку суд первой инстанции, установив, что пенсия в части недоплаченной надбавки за выслугу лет была не получена истцом по вине ответчика, неверно определившего процентный размер надбавки и осуществившего неверный расчет размера пенсии, в связи с чем, руководствуясь ч. 2 указанной статьи, пришел к верному выводу о том, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Правовых оснований, влекущих в пределах действия ст. 330 ГПК РФ отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией при рассмотрении жалобы не установлено, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от
30 июня 2020 года по гражданскому делу по иску Стуконог Виктора Михайловича к ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о взыскании недополученной пенсии за выслугу лет - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-9438/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Стуконог Виктор Михайлович
Ответчики
ФКУ Военный комиссариат Волгограсдкой области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Гулян Роза Фаритовна
Дело на сайте суда
oblsud.vol.sudrf.ru
20.08.2020Передача дела судье
23.09.2020Судебное заседание
28.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.09.2020Передано в экспедицию
23.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее