Решение по делу № 33-1182/2015 от 13.02.2015

Судья Мустафаев С.М..

Дело 33-1182/2015 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РД в составе: Председательствующего: Сидоренко М.И.,

Судей: Багаутдиновой Ш.М., Галимовой Р.С.,

при секретаре: Гаруновой И.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании 10 апреля 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Дербент Гаджиахмедова М.А. на решение Дербентского городского суда РД от 26 декабря 2014 года, которым постановлено:

«Отказать в иске администрации городского округа «город Дербент» к Набиевой У. Б. о признании самовольной постройкой объекта капитального жилого строения размерами 13.39 х 6.0, возведенный ответчиком в городе Дербенте <адрес>; обязании произвести снос либо снести за ее счет самовольную постройку капитального строения размерами (13.39 х 6.0 м.) по <адрес>; обязании ответчика устранить препятствия в пользовании земельным участком, расположенным под спорным объектом; освобождении занимаемого ответчиком земельного участка тротуарной части общего пользования из чужого незаконного владения; в случае неосуществления ответчиком действий по сносу самовольной постройки предоставить администрации городского округа «город Дербент» право сноса данной постройки собственными силами за счет Набиевой У.Б.»

Заслушав доклад судьи Багаутдиновой Ш.М., выслушав пояснения по доводам апелляционной жалобы представителя администрации ГО «город Дербент» по доверенности Гасанбекова З.С., объяснения представителя Набиевой У.Б. адвоката Юсупова Х.И., судебная коллегия

установила:

Администрация городского округа «город Дербент» обратилась в суд с иском к Набиевой У. Б. и просит признать самовольной постройкой объект капитального жилого строения размерами и обязать произвести снос либо снести за ее счет самовольную постройку капитального строения размерами 13.39 х 6.0 м. по <адрес>; обязать ответчика устранить препятствия в пользовании земельным участком, расположенным под спорным объектом; освободить занимаемый ответчиком земельный участок тротуарной части общего пользования из чужого незаконного владения; в случае неосуществления ответчиком действий по сносу самовольной постройки предоставить администрации городского округа «город Дербент» право сноса данной постройки собственными силами за счет Набиевой У.Б., мотивируя требования тем, что произведенной проверкой администрацией городского округа «город Дербент» установлено, что строительство 2-х этажного индивидуального жилого дома по ул. Рзаева, размерами 13.39 м. х 6,0 м. ответчиком проиведено без получения разрешения на строительство органа местного самоуправления, осуществив выступ за линию застройки соседа на 1.35 м.

Набиевой У.Б. не выполнены требования предписания, выданного МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ГО «город Дербент» от 5 июня 2014 года за №89 «а», приостановить строительство, разобрать самовольно начатое строение.

Сохранение самовольной постройки нарушает права и охраняемые законом интересы муниципального образования «городской округ «город Дербент», которые заключаются в обеспечении соблюдения на территории города градостроительных норм, недопущения самовольного строительства, изменения архитектурного облика.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель истца администрации города Дербента Гаджиахмедов М.А. просит отменить указанное решение, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.

В обосновании жалобы указывает, что судом при вынесении данного решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд применил закон, не подлежащий применению, а также не применил закон, подлежащий применению.

Согласно ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

Выводы суда ошибочны в части установления судом органа уполномоченного на выдачу разрешения на строительство на земельном участке ответчика.

Суд необоснованно не принял во внимание тот факт, что Дербентским музеем-заповедником не были предоставлены сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия, то есть надлежащее доказательство, подтверждающее полномочия выдачи разрешения на строительство Министерством культуры Российской Федерации.

В своих возражениях на апелляционную жалобу ответчик Набиева У.Б. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Распоряжением Правительства РД от 03 декабря 1993г. №540-р утверждена схема развития историко-архитектурного и художественного музея- заповедника Министерства культуры РД и проект его охранных зон.

В соответствии с картой-схемой на территории Государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника – Древний Дербент располагаются земли различных категорий, в том числе земли охраняемых территорий.

Спорный земельный участок площадью 71 кв.м. с двухэтажным капитальным строением общей площадью 60,9 кв.м. (жилой дом) по ул. 2 магал (<адрес>), принадлежащий Набиевой У.Б. на праве собственности, расположен на территории Государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника – Древний Дербент и входит в охранную зону Дербентского музея-заповедника

Материалами дела установлено, что прежним собственником спорного домовладения Алиевым Д. был согласован проект границ земельного участка под строительство дома по указанному адресу с главным архитектором города и в управлении земельных отношений администрации города (л.д.85).

Из плана-схемы земель города Дербента с указанием земельного участка площадью 71.3 кв.м., расположенного по указанному адресу усматривается, что земельный участок расположен в 9 метрах от тротуара <адрес> и 4.50 метрах от строения под номером один.

Материалами дела также установлено, что на фундаменте имевшегося ветхого домостроения, согласно утвержденного проекта была произведена реконструкция спорного домостроения.

За дачей разрешения на реконструкцию ветхого дома постройки до 1917 года ответчица обратилась в ГБУ «Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». В результате осмотра указанного домостроения был составлен акт, от 07.02.2014г., из которого следовало, что при разработке проекта на реконструкцию необходимо учитывать исторически сложившуюся этажность, высотность и архитектурный стиль древнего Дербента. Разработанный проект с вышеуказанными требованиями для получения разрешения был направлен для согласования в орган по государственной охране объектов культурного наследия народов РД – Министерство культуры РД, откуда материалы с положительным заключением были направлены в Министерство культуры Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно пункта 6 части 5 указанной статьи разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции:

объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.

В ходе рассмотрения дела судом установлено и подтверждено материалами дела, что объект культурного наследия «Достопримечательное место «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента» Распоряжением Правительства РФ от 06 февраля 20014г. N 153-р, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения.

Спорный земельный участок с двухэтажным капитальным строением (жилой дом) по ул. 2 магал (<адрес>), входит в охранную зону Дербентского музея заповедника, согласно «Схемы развития и охраны зон Дербентского музея заповедника», утвержденной Советом Министров РД 03.12.1993г. №540.

В связи с чем, доводы истца с ссылкой на ст. 36 ГрК РФ, что разрешение на реконструкцию должно быть выдано администрацией ГО «город Дербент» не состоятельны.

Кроме того, истец в подтверждение своих доводов, не представил допустимые доказательства о том, что постройка создает угрозу жизни и здоровью граждан или нарушает права и законом охраняемые интересы других лиц и при реконструкции осуществлен выступ за линию застройки соседа на 1.35 м. на тротуар.

В соответствии с п. п. 8, 10 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

В силу ч.1 ст.95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Согласно ФЗ от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Для каждой категории и вида, определенной ст.2 Закона "Об особо охраняемых природных территориях" имеются свои особенности режима использования и охраны земельных участков.

В силу п.5 ст.16 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Разрешая спор, суд исследовал представленные по делу доказательства и с учетом системного анализа правовых норм, регулирующих возникшие спорные правоотношения, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку судом было установлено, что правовой режим, установленный статьей 36 ГрК РФ не распространяется на спорный земельный участок, расположенный на территории отнесенной к категории земель особо охраняемых природных территорий (п.1 ч.4) и, использование которых определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п.7).

При рассмотрении данного дела суд первой инстанции правильно установил юридически значимые для дела обстоятельства, произвел надлежащую оценку представленным доказательствам по правилам ст.67 ГПК РФ и постановил законное решение при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены

правильного по существу решения суда не содержат, сводятся к переоценке установленных судом первой инстанции обстоятельств и неправильному толкованию норм материального права, и потому не могут быть приняты судебной коллегией.

руководствуясь ст. ст. 328. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Дербентского городского суда РД от 26 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ГО «города Дербент» Гаджиахмедова М.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Мустафаев С.М..

Дело 33-1182/2015 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(Резолютивная часть)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РД в составе: Председательствующего: Сидоренко М.И.

Судей: Багаутдиновой Ш.М., Галимовой Р.С.

при секретаре: Гаруновой И.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании 10 апреля 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Дербента Гаджиахмедова М.А. на решение Дербентского городского суда РД от 26 декабря 2014 года, которым постановлено:

«Отказать в иске администрации городского округа «город Дербент» к Набиевой У. Б. о признании самовольной постройкой объекта капитального жилого строения размерами 13.39 х 6.0, возведенный ответчиком в городе Дербенте <адрес>; обязании произвести снос либо снести за ее счет самовольную постройку капитального строения размерами (13.39 х 6.0 м.) по <адрес>; обязании ответчика устранить препятствия в пользовании земельным участком, расположенным под спорным объектом; освобождении занимаемого ответчиком земельного участка тротуарной части общего пользования из чужого незаконного владения; в случае неосуществления ответчиком действий по сносу самовольной постройки предоставить администрации городского округа «город Дербент» право сноса данной постройки собственными силами за счет Набиевой У.Б.»

руководствуясь ст. ст. 328. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Дербентского городского суда РД от 26 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ГО «города Дербент» Гаджиахмедова М.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1182/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Адм. ГО "г. Дербент"
Ответчики
Набиева У. Б., МКУ Даг. гос. историко-архитектурный и худ. музей -заповедник"
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Багаутдинова Шамсият Магомедовна
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
19.03.2015Судебное заседание
10.04.2015Судебное заседание
21.04.2015Передано в экспедицию
21.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее