Дело № 2-237/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 марта 2022 г. г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богданова Ю.В к АО «Читаэнергосбыт» о признании незаконными действий по производству начислений платы за электроэнергию на общедомовые нужды, взыскании денежной компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Богданов В.Ю. обратился в суд с вышеуказанным иском, указывая в обоснование заявленных требований, что является собственником жилого помещения по адресу <адрес> Дом многоквартирный, двухэтажный, имеет два подъезда, как места общего пользования, в подъездах нет приборов потребления электроэнергии для общедомовых нужд-лампочек, калориферов и т.п. Согласно финансового лицевого счета № ему по указанному адресу с января 2020 г. по июнь 2020 г. по эл.энергии на ОДН начислялось ежемесячно от 5 р.66 к. (июнь) до 25 р. 10 к. (апрель), но с июля стали начислять от 214 р.90 к. до 842 р.61 к. (октябрь), в 2021 г. начисление 731 р. 17 к. (октябрь), 966 р.71 к. (ноябрь).По остальным квартирам их дома также ежемесячно начисляются суммы в несколько сотен рублей. Ему непонятн, на каком основании насчитаны указанные суммы по ОДН, при том, что в <адрес>, в двух подъездах горят в вечернее и ночное время две электролампочки, которые запитаны от двух квартир жильцов и не могут быть потребителями эл.энергии на нужды общедомового потребления. Он не специалист по электросетям, поэтому не может самостоятельно определить, имеются ли посторонние подключения к электросети их жилого дома, к общедомовому прибору учета (т.н. матрице) доступа нет, так как в нарушение установленных требований ОДПУ установлен на опоре электропередач. АО «Читаэнергосбыт» с 01.06.2014 г. является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Республики Бурятия, в том числе и в п. Нижнеангарск. В результате незаконного установления прибора учета эл.энергии и необоснованного начисления по его лицевому счету потребления электроэнергии на ОДН АО Читаэнергосбыт на протяжении нескольких лет,т.е. систематически, подает на него заявления в судебный участок, получает судебные приказы, сдает их в ССП, которая систематически производит аресты его банковских счетов, включая пенсионную карту, он вынужден ездить в п. Нижнеангарск, подавать заявления об отмене судебных приказов, получать определения об отмене судебных приказов, сдавать их в ССП, а также обращаться в суд за защитой своих прав, вследствие чего я испытывает нравственные страдания.Моральный вред - нравственные страдания оценивает в минимальной сумме 30 000 руб. Является пенсионером по старости, состоит на диспансерном учете в Северобайкальской отделенческой больнице, имеет на иждивении несовершеннолетнего сына. На его заявление от 02.11.2020 г. получил отписку № от 09.11.2020 г., претензия от 30.12.2021 г. оставлена ответчиком без ответа. Никаких документов по установке прибора учета на ОДН (акт обследования, акт ввода, акты проверок работы прибора учета и состояния схемы измерений эл.энергии и т.п.) ответчик не предоставляет. Заключением МВК поселковой администрации № 320 от 28.04.2021 г. <адрес> признан аварийным. Просит признать незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению ему платы за общедомовые нужды по электроэнергии по лицевому счету № обязать АО «Читаэнергосбыт» произвести ему перерасчет платы за общедомовые нужды с даты ввода общедомового прибора учета в эксплуатацию, а именно исключить начисление на ОДН в связи с отсутствием приборов потребления эл.энергии для ОДН в жилом №; взыскать с АО «Читаэнергосбыт» в его пользу моральный вред в сумме 30 000руб.
В судебное заседание истец Богданов Ю.В. поддержал исковые требования по доводам изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» по доверенности Молдаханова О.С. просила исковые требования оставить без удовлетворения, суду пояснила, что ОАО «Читаэнергосбыт» с 01 июня 2014 г. был присвоен статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Республики Бурятия и организацией были приняты на обслуживание все потребители предыдущего гарантирующего поставщика ОАО «МРСК-Сибири»- «Бурятэнерго». На момент принятия потребителей много квартирный жилой дом по <адрес> уже был оборудован общедомовым прибором учета, вся информация по его допуску была передана предыдущим гарантирующим поставщиком. Дом по <адрес> является многоквартирным, соответственно на основании ранее установленного прибора учета жителям дома производится начисление оплаты по электроэнергии за общедомовые нужды в соответствии с формулой 10 Правил предоставления коммунальных услуг. Основной деятельностью АО «Читаэнергосбыт» является оптовая торговля электрической энергией. АО «Читаэнергосбыт» является исполнителем коммунальной услуги энергоснабжение, при начислении за общедомовое потребление руководствуется п. 44 Постановления Правительства РФ N 354 и формулой № 12. Действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению и взиманию платы за электроэнергию на общедомовые нужды, основаны на законе. Сведений о том, что управление общим имуществом многоквартирного дома по <адрес> осуществляется управляющей организацией не имеется, в связи с чем начисления за электроэнергию на общедомовые нужды производятся непосредственно потребителям. Процедуру установки и допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии выполнил предыдущий гарантирующий поставщик, действующее законодательство не содержит требований о повторной процедуре ввода в эксплуатацию прибора учета в случае смены гарантирующего поставщика. Доказательств, причинения истцу морального вреда не представлено. Истец обращался с претензией в адрес АО «Читаэнергосбыт» ( вх. 1279 от 30.12.2021г.) о проведении перерасчета по начислениям ОДН в его жилом помещении. По результатам рассмотрения претензии, в адрес заявителя направлен ответ (исх. 146/17-14 от 26.01.2022г.) с предоставлением Акта допуска общедомового прибора учета. В исковом заявлении, истец указал об оставлении без ответа коллективное письмо жильцов <адрес> от 14.11.2020г., обращает внимание суда на то, что указанное обращение было направлено в адрес «Бурятэнерго», то есть в адрес ПАО Россети Сибири». Жильцами дома должен осуществляться самостоятельный контроль за показаниями общедомового прибора учета.Однако, как пояснил представитель Россети Сибирь, жильцы не удосужились получить дисплей к прибору учета, чтобы осуществлять контроль по потребленной домом энергии.
Представитель третьего лица –ПАО «Россети Сибирь» по доверенности Ахмедова О.С. в судебном заседании считала заявленные исковые требования не обоснованными, суду пояснила, что Федеральным законом № 261 - ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) регулируются отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, его целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности (п. 2 ст. 1 указанного закона).В соответствии с п.п. 3,4 ст. 2 указанного Закона под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии. До 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи), в частности оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. По смыслу приведенных выше норм права, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны оснастить дома приборами учета используемых энергетических ресурсов до 01.07.2012 г. В противном случае, сетевая и (или) энергоснабжающая организации обязаны самостоятельно установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета электроэнергии (далее - ОДПУ). При этом, собственники должны обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить их расходы на установку этих приборов учета. Данные нормы явились основанием для самостоятельной установки ПАО «Россети Сибирь» ОДПУ в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> Так, 18.03.2014г. на многоквартирный <адрес>, запитанный от опоры № ТП-7 ф.З КТП-7 КБО Н-2 «Аэропорт» ПС 35/10 кВ «Нижнеангарск» ПАО «Россети Сибирь» установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета электроэнергии типа «Матрица» №, что подтверждается актом проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии Ю № от 18.03.2014г. и актом допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию Ф № от 18.03.2014г., составленным в присутствии главы администрации МО ГП «Нижнеангарск» В.В.Вахрушева.11.03.2014г. составлен акт обследования, которым установлено, что техническая возможность установки ОДПУ имеется, и в силу прямого указания Закона,ПАО Россети Сибирь являясь сетевой организацией, произвело установку ОДПУ. Просила в иске отказать.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд находит исковые требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 N 354 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг
Статья 210 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Жилищный кодекс РФ в пункте 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Установлено, что истец является собственником <адрес>. Дом является многоквартирным, в нем имеются места общего пользования.
АО «Читаэнергосбыт» с 01 июня 2014 г. является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Республики Бурятия, в том числе и в г. Северобайкальск.
ПАО «Россети Сибирь » является сетевой организацией, а в период до 01 июня 2014 г. являлась также гарантирующим поставщиком электроэнергии в том числе и на территории г. Северобайкальск Республики Бурятия.
18.03.2014 г. сетевой организацией ОАО «МРСК-Сибири», к чьим сетям присоединено сетевое хозяйство многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> был установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета счетчик электрической энергии однофазный №, что подтверждается актом допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.
На основании показаний установленного 18.03.2014 г. прибора учета истцу как собственнику жилого помещения производятся начисление оплаты за общедомовое потребление электроэнергии по дому №.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединительную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор в силу статьи 540 Кодекса считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединительной сети.
Обязанность абонента производить оплату потребленных энергоресурсов определена в статье 544 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с частью 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата электроэнергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды. Согласно п. 44 Правил, 44. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до 01 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 01.01.2013 в отношении объектов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частью 5 настоящей статьи объектов в части оснащения их приборами учета используемой электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Проанализировав вышеуказанные нормы, суд приходит к выводу, что действующим законодательством не предусмотрено обязательное согласие собственников помещений многоквартирного дома на замену приборов учета электрической энергии, оформленное в виде соответствующего решения в случае если собственниками не были выполнены требования, установленные ч.5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
Как установлено в ходе судебного разбирательства из пояснений истца собственниками жилых помещений в <адрес> каких либо мер к установке общедомового прибора учета в срок до 01 июля 2012 г. не принималось, требование ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ ими выполнены не были. В связи с чем довод истца о незаконном начислении по ОДН, установленном в законном порядке, судом не могут быть приняты во внимание.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании незаконными действий ответчика по производству начислений по данному прибору учета.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 25.06.2012) "О защите прав потребителей" - моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Вместе с тем в ходе судебного разбирательства нарушений права истца как потребителя электрической энергии со стороны АО «Читаэнаргосбыт» не установлено, в связи с чем, основания для взыскания компенсации морального вреда не имеется. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Богданова Ю.В. о признании незаконными действий АО «Читаэнергосбыт» по начислению и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии по лицевому счету №, понуждении АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за общедомовые нужды с даты ввода общедомового прибора учета в эксплуатацию, а именно исключить начисление на ОДН в связи с отсутствием приборов потребления электрической энергии для ОДН в жилом <адрес> взыскании с АО «Читаэнергосбыт» компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 25.03.2022 года.
Судья Н.Г. Рабдаева