УИД 13RS0013-01-2023-000083-15
Судья Зорина С.А. № 2-143/2023
Докладчик Дубровина Е.Я. Дело № 33-1947/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Пужаева В.А.
судей Дубровиной Е.Я., Селезневой О.В.
при секретаре Айзатуллиной А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 октября 2023 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Гордеева Е.Г. к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области о признании права собственности на объект недвижимости в порядке приобретательной давности по апелляционной жалобе Гордеева Е.Г. на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 27 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Дубровиной Е.Я., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Гордеев Е.Г. обратился в суд с вышеуказанным иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», указав, что на основании государственного акта А-I №205146 от 24 августа 1977 г. Рузаевскому отделению Куйбышевской железной дороги в постоянное бессрочное пользование был предоставлен земельный участок площадью 2 га для строительства базы отдыха охотников и рыболовов на землепользовании совхоза «Красная Пресня» Ковылкинского района Мордовской АССР. Соответствующие права на указанный земельный участок правопреемником Рузаевского отделения Куйбышевской железной дороги – ОАО «РЖД» оформлены не были, и в результате проведения кадастровых работ он был преобразован в 4 участка с кадастровыми номерами: <№>, <№>, <№>, <№>, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией. На земельной участке с кадастровым номером <№> расположена построенная в 1977 г. база (дом) рыболовов и охотников, которая в конце 1990-х годов была списана с баланса локомативного депо Рузаевка. С мая 1998 года здание фактически находится в его собственности, он ежегодно осуществляет его косметический ремонт, в 2019 году провел капитальный ремонт по замене крыши, фундамента, окон, оплачивает коммунальные услуги, ежегодно в период с мая по октябрь проживает там. С этого времени он открыто, добросовестно владеет спорным имуществом. Ссылаясь на положения статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит признать за ним право собственности на нежилое здание общей площадью 136,6 кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <№>, местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, <адрес>, почтовый адрес ориентира: <адрес>, в силу приобретательной давности.
Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 27 июля 2023 г. заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Гордеев Е.Г. считает решение незаконным, ссылаясь на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что размещение подобных зданий на земельном участке может нанести вред окружающей среде, указывая при этом, что такой вывод опровергается заключением проведенной по делу судебной экспертизы. Указывает также, что спорное здание фактически находится в его добросовестном владении с 1998 г. Просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В судебное заседание истец Гордеев Е.Г., его представитель – адвокат Горячева Т.В., представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - ОАО «Российские железные дороги», Управления Росреестра по Республике Мордовия, администрации Краснопресненского сельского поселения, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Мордовия, министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, межрайонного Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении разбирательства дела ходатайств не заявляли.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика - МТУ Росимущества в Республике Мордовия Кузнецовой С.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании государственного акта А-I №205146 от 24 августа 1977 г. Рузаевскому отделению Куйбышевской железной дороги был предоставлен земельный участок площадью 2 га в границах согласно плану землепользования в бессрочное пользование для строительства базы отдыха охотников и рыболовов (л.д.23-27 т.1).
Из сообщения заместителя начальника службы управления имуществом филиала ОАО «РЖД» Куйбышевской железной дороги от 16 июня 2022 г. №1779 следует, что ОАО «РЖД» как правопреемник Рузаевского отделения Куйбышевской железной дороги соответствующие права на вышеуказанный земельный участок не оформляло. В результате проведения кадастровых работ по землеустройству предоставленный Рузаевскому отделению Куйбышевской железной дороги в постоянное бессрочное пользование земельный участок площадью 2 га для строительства базы отдыха охотников и рыболовов на землепользовании совхоза «Красная Пресня» Ковылкинского района Мордовской АСС был преобразован в 4 участка с кадастровыми номерами: <№>, <№>, <№>, <№>, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией, при этом вновь образованные земельные участки в пользование ОАО «РЖД» не предоставлялись, здания и сооружения, принадлежащие ОАО «РЖД», на указанных участках отсутствуют, информация о строительстве и открытии на данных участках базы отдыха также отсутствует (л.д. 39-40 т.1).
Российская Федерация является правообладателем земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 7 266 кв.м, категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования - для оздоровительной деятельности, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес> при этом из выписки из ЕГРН следует, что приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 2 ноября 2018 года №1058 на данном земельном участке с 15 января 2018 г. установлены ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.18-22 т.1).
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, содержащимся в открытом доступе в сети Интернет (pkk.rosreestr.ru), земельный участок с кадастровым номером <№> находится в границах водоохранной зоны р.Мокша 6.306.
Из технического плана от 06 сентября 2022 г., декларации об объекте недвижимости от 06 сентября 2022 г. следует, что на территории Краснопресненского сельского поселения Ковылкинского района Республики Мордовия в границах земельного участка с кадастровым номером <№> расположено здание, назначение здания - жилой дом, общей площадью 136,6 кв.м, этажность - 1, год постройки – 1977 г., материал наружных стен здания - кирпич (л.д.7-15, 16-17 т.1).
Из уведомления Управления Росреестра по Республике Мордовия от 25 января 2023 г. №КУВД-001/2023-1329097/1 следует, что Бокову В.Н. отказано во включении в ЕГРН сведений об объекте недвижимости - здании, расположенном по адресу: <адрес>, как о ранее учтенном, поскольку техническая документация на нежилое здание 1977 года постройки, расположенное в границах земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 136,6 кв.м, в архиве производственного участка Ковылкинского отделения публично-правовой компании «Роскадастр» по Республике Мордовия отсутствует (л.д.83 т.1).
Согласно выводам заключения проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы нежилое здание общей площадью 136,6 кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <№> согласно Классификатору объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно - строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства) относится к виду объекта строительства: 03.03. объекты досуга; группа: прочие виды объектов, не включенные в другие группы; вид объекта строительства: вспомогательные объекты досуга; код 03.03.099.099 хозяйственного назначения. Несущие и ограждающие конструкции нежилого здания находятся в работоспособном техническом состоянии, отвечают требованиям строительных норм и правил, обеспечивают механическую безопасность здания согласно статье 7 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и не нарушают законные интересы третьих лиц. Допускается размещение нежилого здания в пределах водоохранной зоны согласно пункту 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, поскольку объект является вспомогательным объектом досуга и оздоровления, хозяйственного назначения, не оборудован системами, загрязняющими и способствующими заиливанию, засорению и истощению водного объекта р. Мокша, что обеспечивает охрану окружающей среды (л.д.163-192 т.1).
Согласно части 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 234 ГК Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно пункту 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; 5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу пункта 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Исходя из положений вышеназванной нормы закона и Постановления Пленумов, лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательской давности, должно доказать наличие одновременно следующих обстоятельств: фактическое владение недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, владение имуществом как своим собственным, добросовестность, открытость и непрерывность владения.
Таким образом, приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь, которое не подменяет собой иные предусмотренные в пункте 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации основания возникновения права собственности.
Разрешая по существу возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что стороной истца не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих добросовестное, открытое и непрерывное владение спорным недвижимым имуществом как своим собственным в течение установленного законом срока, в связи с чем постановил решение об отказе в удовлетворении иска.
Судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции, считая их основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорных правоотношения.
При этом судебная коллегия отмечает, что в силу пункта 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации эксплуатация хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон допускается при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в то время, как в рассматриваемом случае спорное здание такими сооружениями не оборудовано, что подтверждается заключением проведенной по делу судебной экспертизы, а потому добросовестность владения как необходимое условие для возникновения права собственности согласно положениям статьи 234 ГК Российской Федерации при таких обстоятельствах отсутствует, имея ввиду, что владелец спорного строения не мог не осознавать отсутствия у него оснований для возникновения права собственности на объект капитального строительства, эксплуатация которого в границах водоохранной зоны допускается лишь при соблюдении вышеуказанных условий.
По указанным основаниям доводы апелляционной жалобы Гордеева Е.Г. о наличии предусмотренных законом оснований для признания за ним права собственности на спорное нежилое здание в порядке приобретательной давности судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании ном материального права, регулирующих спорные правоотношения, и установленных обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, были предметом судебного разбирательства и не опровергают выводы суда, они основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а потому не свидетельствуют о незаконности и необоснованности решения суда и не могут являться основаниям для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 27 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гордеева Е.Г. – без удовлетворения.
Председательствующий В.А. Пужаев
Судьи Е.Я. Дубровина
О.В. Селезнева
Мотивированное апелляционное определение составлено в окончательной форме 07 ноября 2023 г.
Судья Е.Я. Дубровина