Судья Серебряков Г.Г. |
№21-255/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
22 июня 2021 г. г.Петрозаводск
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству на решение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от
26 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Романчика А.В.,
установил:
постановлением должностного лица отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Росрыболовства от 13 января 2021 г. генеральный директор ООО «Карелводоканал» Романчик А.В. был подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 6000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ.
Решением судьи Сортавальского городского суда РК от 26 марта 2021 г. постановление о назначении административного наказания отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).
В поданной в вышестоящий суд жалобе фио1, должностное лицо административного органа, ставит вопрос об отмене судебного акта и возвращении дела на новое рассмотрение, мотивируя свои доводы доказанностью наличия в действиях руководителя предприятия состава инкриминируемого противоправного деяния.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
За нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов установлена административная ответственность, предусмотренная ст.8.33 КоАП РФ.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч.4 ст.35 Водного кодекса РФ).
Согласно пп.1, 5 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.
Водопользователь обязан также вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Пунктом 1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ предусмотрено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении вышеуказанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В силу ч.2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
В ч.1 ст.50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что при осуществлении разного рода деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Согласно подп.«г» п.2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 №380, одной из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания является предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 №552 (далее - Приказ №552) утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения и предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения.
Исследование материалов дела показало, что в целях сброса сточных вод решением Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 29 декабря 2018 г. №367 (зарегистрировано в государственном водном реестре 21 января 2019 г.) ООО «Карелводоканал» в пользование предоставлен водоем высшей категории рыбохозяйственного значения - Ладожское озеро (Ладога), в подп.13 п.2.3 которого определены нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водного объекта.
Во исполнение требований специального законодательства в затронутой сфере ООО «Карелводоканал» за третий квартал 2020 г. в уполномоченный орган представлены сведения о выполнении условий водопользования, при изучении которых должностным лицом установлено превышение нормативов предельно-допустимых концентраций вредных веществ при сбросе сточных вод в озеро Ладожское (пролив Ворссунсалми) после КОС г.Сортавала по следующим показателям: БПКполн. - 8,11 мг/дм3 при нормативе - 3 мг/дм3, железо - 0,23 мг/дм3 при нормативе - 0,1 мг/дм3, нитрит-ион - 0,12 мг/дм3 при нормативе - 0,08 мг/дм3, фосфаты - 0,6 мг/дм3 при нормативе - 0,15 мг/дм3.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления
18 декабря 2020 г. в отношении руководителя ООО «Карелводоканал» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 КоАП РФ, и постановлением должностного лица от 13 января 2021 г. Романчик А.В. признан виновным в совершении противоправного деяния.
По результатам рассмотрения жалобы привлекаемого лица постановление о назначении административного наказания отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).
Между тем судьей не учтены следующие значимые обстоятельства.
По делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения (ст.26.1 КоАП РФ).
При пересмотре постановления должностного лица судья посчитал, что, поскольку выводы о превышении установленных предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ построены на данных, полученных в контрольном колодце, являющемся составной частью КОС, и используемых для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а не на основании замеров в поверхностной воде в месте сбора сточных вод (точка №1), руководитель предприятия необоснованно привлечен к административной ответственности.
Согласно пп.8, 9 решения о предоставлении водного объекта в пользование и Приложениям №№1 и 2 к этому решению сброс сточных вод осуществляется водопользователем в Ладожское озеро (Ладога) после КОС г.Сортавала (пролив Ворссунсалми Ладожского озера, выпуск №1) в географических координатах 61°42?47? с.ш., 30°44?13? в.д. Выпуск очищенных сточных вод является глубинным, имеет пять оголовков, сбрасывающих сточные воды в нижнюю треть глубины водоема.
Из материалов дела следует, что ООО «Карелводоканал» за третий квартал 2020 г. в контролирующий орган были представлены сведения, полученные в результате учета качества сточных (дренажных) вод в водный объект с указанием координат места сброса, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, а также отчет о выполнении программы наблюдений за водным объектом при исследовании поверхностных вод (природная вода), отбор которых осуществляется предприятием в трех точках, определенных Программой регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной, утвержденной 10 сентября 2020 г.
Выводы должностного лица о допущенном нарушении требований специального законодательства основаны на информации, предоставленной водопользователем о результате учета качества сточных (дренажных) вод, содержащей сведения о координатах водовыпуска, определенных в п.8 решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Судьей при пересмотре постановления должностного лица проведен анализ показателей качества поверхностных вод, отраженных в отчете о выполнении программы наблюдений за водным объектом КОС г.Сортавала (где проходит очистка собираемых сточных вод с территории города), при этом обстоятельства показателей качества сточных вод (пролив Ворссунсалми Ладожского озера, выпуск №1, после КОС г.Сортавала), сведения о которых также были представлены водопользователем, по существу не рассмотрены и оценка им не дана.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении дела не были выполнены требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела.
Поскольку при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении судьей полная оценка всем собранным доказательствам не дана и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек, решение судьи на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежит отмене, дело - возвращению дела на новое рассмотрение.
После выяснения всех обстоятельств на основании имеющихся в материалах дела доказательств судье надлежит принять законное и обоснованное решение в соответствии с нормами КоАП РФ и законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Руководствуясь требованиями ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от
26 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Романчика А.В. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Сортавальский городской суд Республики Карелия.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова