Решение по делу № 33-172/2018 от 15.01.2018

Судья Иванова Л.А. дело № 33-172/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола      6 февраля 2018 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Юровой О.В. и Гринюк М.А.,

при секретаре Матвеевской А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Моркинская центральная районная больница» на решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 21 ноября 2017 года, которым с Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Моркинская центральная районная больница»
(ОГРН 1021200648699, ИНН 1208002457, дата регистрации 17 января
2012 года) в пользу Петровой Т. И. взысканы расходы по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 7363 рублей 20 копеек за период с января 2015 года по август 2017 года.

С Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Моркинская центральная районная больница» взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей в доход бюджета муниципального образования «Моркинский муниципальный район» в лице Межрайонной ИФНС России №2 в Республике Марий Эл.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Гринюк М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Моркинского района Республики Марий Эл обратился в суд с иском в интересах Петровой Т.И. к Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Моркинская центральная районная больница» (далее - ГБУ Республики Марий Эл «Моркинская ЦРБ») о возмещении расходов по оплате взносов на капитальный ремонт за период с января 2015 года по август 2017 года.

В обоснование заявленных требований указано, что Петрова Т.И. работала в ГБУ Республики Марий Эл «Моркинская ЦРБ» с 22 сентября
1976 года по 20 марта 2012 года в должности медицинской сестры. Как медицинский работник, вышедший на пенсию, в период января 2015 года по август 2017 года включительно Петрова Т.И. не получала возмещение расходов по оплате взносов на капитальный ремонт.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГБУ Республики Марий Эл «Моркинская ЦРБ» просит решение суда отменить, прекратить производство по делу, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Полагает, что исковое заявление прокурора подлежало оставлению без движения, поскольку правовое обоснование требований, изложенное Петровой Т.И. в заявлении в прокуратуру не соответствовало нормативным актам, регулирующим вопросы возмещения расходов по оплате коммунальных услуг работникам здравоохранения. Считает, что настоящее дело подлежало передаче мировому судье, поскольку цена иска не превышает 50000 рублей. Взносы на капитальный ремонт не входят в состав жилищно-коммунальных услуг, подлежащих возмещению. Ссылается на то, что из бюджета не выделяются средства на финансирование возмещения расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг граждан.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор Моркинского района приводит доводы в пользу решения суда, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Выслушав объяснения прокурора Полозову Т.В., просившую оставить решение суда без изменения, обсудив доводы жалобы и возражений, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции не находит.

В соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

До 01 января 2005 года порядок предоставления медицинским работникам социальных гарантий в виде льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, определялся Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, вступившими в силу 19 августа 1993 года.

Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Общих принципах организации местного самоуправления» указанная норма признана утратившей силу, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Согласно части 5 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в редакции Федерального закона
№ 122-ФЗ, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, полномочиями по принятию нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок предоставления с 01 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении муниципалитета либо субъектов Российской Федерации, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа, наделялись либо органы местного самоуправления, либо органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в зависимости от ведомственной подчиненности организации здравоохранения. При этом предоставление социальных гарантий в «натуральном виде», как обеспечение бесплатной жилой площадью, заменено на предоставление соответствующих компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные Верховным Советом РФ 22 июля 1993 года № 5487-1, утратили силу, в связи с принятием 21 ноября 2011 года Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно части 2 статьи 72 Федерального закона № 323-ФЗ, Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Реализуя федеральное законодательство, в Республике Марий Эл принят Закон от 2 декабря 2004 года № 48-З «О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг».

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 48-З социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг оказывается категориям граждан, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в государственных учреждениях, созданных Республикой Марий Эл, или муниципальных учреждениях, созданных муниципальными образованиями Республики Марий Эл, в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря
2004 года № 48-З предусмотрено, что социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг оказывается специалистам, в том числе, государственной и муниципальной системы здравоохранения.

В силу подпункта «г» пункта 2 Перечня должностей специалистов в сельской местности, которым оказывается социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 января 2005 года № 3, к специалистам государственной системы здравоохранения отнесены, в том числе, врачи и средний медицинский персонал, к которому относится медицинская сестра всех наименований.

В силу пункта 4 статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 48-З социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг сохраняется за всеми гражданами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, вышедшими на трудовую пенсию по старости, трудовую пенсию по инвалидности и проживающими в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), которые проработали в сельских населенных пунктах или поселках городского типа в учреждениях в соответствующей отрасли не менее 10 лет и имели право на получение этой социальной поддержки к моменту прекращения трудовой деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года № 48-З социальная поддержка по оплате жилищно-коммунальных услуг оказывается специалистам государственной и муниципальной системы здравоохранения в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг в следующих мерах:

100 % оплаты за наем жилого помещения в пределах социальной нормы общей площади жилья;

50 % оплаты электрической энергии в пределах норматива потребления;

100 % оплаты тепловой энергии в пределах норматива потребления на социальную норму общей площади жилья;

100 % оплаты газа сетевого, используемого для отопления жилых помещений в пределах норматива потребления на социальную норму общей площади жилья;

100 % оплаты твердых видов топлива (дрова, уголь, торфобрикеты), приобретаемого в пределах нормативов потребления.

Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя взнос на капитальный ремонт.

Статьей 153 Федерального закона № 122-ФЗ установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01 января
2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после
31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Из приведенных выше правовых положений, следует, что федеральным законодательством установлено по существу не право, а обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации установить меры социальной поддержки проживающим в сельской местности работникам медицинских организаций, находящимся в их ведении, которые предоставлялись им по состоянию на 01 января 2005 года.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что
Петрова Т.И. зарегистрирована и проживает по адресу: <...>. Согласно сведениям из трудовой книжки Петрова Т.И. в период
с 22 сентября 1976 года до 20 марта 2012 года работала в должности медсестры в ГБУ Республики Марий Эл «Моркинская ЦРБ».

Таким образом, Петрова Т.И. проработала в поселке городского типа в учреждении здравоохранения не менее 10 лет и имеет право на получение социальной поддержки по возмещению расходов по оплате взносов на капитальный ремонт.

За период с января 2015 года по август 2017 года истцом понесены расходы по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 7363 рублей
20 копеек.

С учетом указанного суд правомерно удовлетворил исковые требования прокурора о возмещении истцу затрат по оплате взносов на капитальный ремонт, взыскав с ответчика в пользу Петровой Т.И. в возмещение расходов по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 7363 рублей 20 копеек.

Размер взысканных судом сумм и правильность сделанного судом расчета сторонами не оспаривается.

Доводы апелляционной жалобы о том, что взносы на капитальный ремонт не входят в перечень жилищно-коммунальных услуг, в отношении которого законодательством установлено возмещение затрат по их оплате, проверялись судом первой инстанции и правильно по вышеприведенным мотивам были признаны необоснованными.

Ссылка в жалобе на то, что средства республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение расходов, связанных с социальной поддержкой работников ГБУ Республики Мари Эл «Моркинская ЦРБ» не выделяются, не подтверждена какими-либо доказательствами, сведения об этом в материалах дела отсутствуют.

Довод жалобы о подсудности данного спора мировому судье является несостоятельным, поскольку, как установлено в судебном заседании, ответчик оспаривает право истца на возмещении расходов по оплате взносов на капитальный ремонт.

Остальные доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, поэтому они не могут повлечь отмену решения суда.

С учетом изложенного, решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.

Руководствуясь статье 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от
21 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Моркинская центральная районная больница» - без удовлетворения.

Председательствующий      А.Е. Соснин

Судьи      О.В. Юрова

                                         М.А. Гринюк

33-172/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Петрова ТИ
Прокурор Моркинского района РМЭ
Ответчики
ГБУ РМЭ Моркинская центральная районная больница
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Гринюк Марина Александровна
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
17.01.2018Передача дела судье
06.02.2018Судебное заседание
07.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее