Судья: Герасимов С.Е.
Докладчик: Сучкова И.А. Дело № 33-8441
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 августа 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Сучковой И.А.,
судей: Проценко Е.П., Пастухова С.А.
при секретаре: Амосовой Т.С.
с участием прокурора: Самохиной М.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сучковой И.А. гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области – Кикель А.С. (доверенность № № от 02.06.2017 г., сроком на один год)
на решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 10 мая 2017 года по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Мариинске, Мариинском, Тисульском, Тяжинском и Чебулинском районах в защиту интересов неопределенного круга лиц, по иску прокурора Тяжинского района Кемеровской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Тяжинского городского поселения Тяжинского муниципального района Кемеровской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Мариинске, Мариинском, Тисульском, Тяжинском и Чебулинском районах (далее Управление Роспотребнадзора) в защиту интересов неопределенного круга лиц и прокурор Тяжинского района Кемеровской области в интересах неопределенного круга лиц обратились в суд с иском к Администрации Тяжинского городского поселения Тяжинского муниципального района Кемеровской области о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что Управлением Роспотребнадзора проведено административное расследование, в рамках осуществления надзора за исполнение закона в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что Администрация Тяжинского городского поселения, администрация Тяжинского муниципального района нарушают законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, а именно, не установлена санитарно-защитная зона вокруг места накопления твёрдых бытовых (коммунальных) отходов от населения пгт. Тяжинский - земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, что является нарушением требований ст. 11, ст.20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52 - ФЗ, п. 1.5, п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» (с изменениями № 1, с изменением № 2 СанПиН 2.2.1/2555-09, с изменением № 3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10), п. 3.1.6 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых, мест».
Постановлением Мариинского городского суда № № от 18.01.2017 Администрация Тяжинского городского поселения привлечена к административной ответственности за административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Администрация Тяжинского городского поселения и Администрация Тяжинского муниципального района осуществляют деятельность с нарушением требований:
- Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ,
-СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»,
- СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению
качества атмосферного воздуха населённых мест». Действия ответчиков нарушают права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, гарантированные ст. 41, ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Управление Роспотребнадзора просило обязать Администрацию Тяжинского городского поселения Тяжинского муниципального района, а прокурор Администрацию Тяжинского муниципального района в срок до 01.07.2018 установить санитарно-защитную зону вокруг места накопления твёрдых бытовых (коммунальных), отходов от населения пгт.Тяжинский (земельный участок с кадастровым номером № по адресу: Кемеровская <адрес>).
Определением Тяжинского районного суда Кемеровской области от 21 марта 2017 года по иску Управления Роспотребнадзора, по ходатайству данного истца произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации Тяжинского городского поселения Тяжинского муниципального района на ответчика Администрацию Тяжинского муниципального района, в качестве соответчика привлечен Департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, Администрация Тяжинского городского поселения Тяжинского муниципального района привлечена к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика.
Определением суда от 05 апреля 2017 года указанные два иска Управления Роспотребнадзора и прокурора Тяжинского района объединены в одном производство для совместного рассмотрения.
Определением Тяжинского районного суда Кемеровской области от 26 апреля 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечен Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области.
В судебном заседании прокурор Кривошеев В.В. изменил исковые требования в части локализации расположения места накопления твёрдых бытовых (коммунальных) отходов от населения: <адрес>. В остальной части настаивает на удовлетворении исковых требований, подтвердил обстоятельства, указанные в иске.
Представитель истца - Управления Роспотребнадзора в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представитель ответчика Администрации Тяжинского муниципального района Михневич С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что земельный участок, на котором размещены твёрдые бытовые (коммунальные) отходы, является несанкционированной свалкой, а санитарно-защитная зона может возводиться только вокруг легализованного места накопления твёрдых бытовых отходов - полигона. От поддержания других возражений, изложенных в его письменных возражениях, в судебном заседании отказался.
Представитель соответчика - Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области в судебное заседание не явился.
Представитель третьего лица на стороне ответчика - Администрации Тяжинского городского поселения Тяжинского муниципального района Рассихина Ю.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица - Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области Мирошник Е.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании затруднился выразить свою процессуальную позицию относительно исковых требований.
Решением Тяжинского районного суда Кемеровской области от 10 мая 2017 постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Тяжинского муниципального. района Кемеровской области в срок до 01 июля 2018 года установить санитарно-защитную зону вокруг места несанкционированного размещения твёрдых бытовых (коммунальных) отходов от населения пгт.Тяжинский на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
В удовлетворении исковых требований в части возложения на ответчика указанной обязанности по установлению санитарно-защитной зоны вокруг места именно накопления твёрдых бытовых (коммунальных) отходов, отказать.
В удовлетворении исковых требований к Департаменту жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области отказать.
В апелляционной жалобе представителя администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области – Кикель А.С. (доверенность № № от 02.06.2017 г., сроком на один год) просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Указывает, что место несанкционированного размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов на земельном участке с кадастровым номерок № не является легально возведенным объектом хозяйственной и иной деятельности, в связи с чем установление санитарно-защитной зоны в данном месте не предусмотрено действующим законодательством.
Также указывает, что отсутствует полигон для несанкционированного размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов на земельном участке с кадастровым номером №, в связи с чем установление санитарно-защитной зоны, и само размещение твердых бытовых (коммунальных) отходов на данном земельном участке противоречит действующему законодательству.
Ссылаясь на положение статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" считает, что возложение обязанности по установлению санитарно-защитной зоны вокруг места размещения отходов именно на администрацию Тяжинского муниципального района является неправомерным, поскольку Тяжинский муниципальный район деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов не осуществляет, а основная организация указанной деятельности возложена на субъект РФ.
Полагает, что при вынесении решения суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку заявлялись требования об установлении санитарно-защитной зоны вокруг места несанкционированного накопления отходов, однако суд самостоятельно уточнил требования и обязал Ответчика установить санитарно-защитной зоны вокруг места несанкционированного размещения отходов.
Относительно доводов апелляционной жалобы заместителем прокурора Тяжинского района – Павельевым А.В. принесены возражения.
Представитель администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области – Кикель А.С. (доверенность № № от 02.06.2017 г., сроком на один год) в суде апелляционной инстанции поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решения Тяжинского районного суда отменить, в иске Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Мариинске, Мариинском, Тисульском, Тяжинском и Чебулинском районах и прокурору Тяжинского района отказать.
Лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Мариинске, Мариинском, Тисульском, Тяжинском и Чебулинском районах, Администрация Тяжинского городского поселения, Департамент Жилищно-коммунального и дорожного комплекса ЯКемеровской области, Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Мариинске, Мариинском, Тисульском, Тяжинском и Чебулинском районах просили рассмотреть в их отсутствие, в суд апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем, судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции ФЗ от 24.11.2014 № 361-ФЗ) и в абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ч.2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 указанного Федерального закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, следует из пояснений представителя ответчика, представителей третьих лиц, на территории Тяжинского муниципального района не сооружён полигон, предназначенный для размещения отходов.
Согласно ответа главы Администрации Тяжинского муниципального района от 12.01.2017, распоряжения Администрации пос.Тяжинский от 16.10.1995 №83-а «Об отводе земельного участка для строительства свалки пос.Тяжинский», акта выбора площадки под строительства Тяжинской поселковой свалки мусора от 04.10.1995, распоряжения Администрации Тяжинского городского поселения от 15.05.2015 №119-р следует, что в 1995 году под организацию фактически существующей свалки <адрес> отведён земельный участок в размере 6 га. с кадастровым номером №. 15.07.2015 данный земельный участок по адресу: Кемеровская <адрес>, переведён из категории земель «земли населённых пунктов» в категорию земель «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и др.». Сбор твёрдых бытовых (коммунальных) отходов от населения пгт.Тяжинский осуществляется унитарным способом на этом земельном участке.
Согласно выписке из ЕГРН от 20.01.2017 данный земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешённого использования «захоронение твёрдых бытовых отходов», эти сведения носят временный характер.
Решением Тяжинского районного суда Кемеровской области от 20.11.2006 по делу №№ на Администрацию Тяжинского района и главу района возложена обязанность, в том числе, обустроить в отведённом Роспотребнадзором месте для свалки твёрдых бытовых отходов пгт.Тяжинский Тяжинского района, полигон для твердых бытовых отходов в соответствие с требованиями СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию твердых бытовых отходов».
Решением Тяжинского районного суда Кемеровской области от 23.11.2008 по делу №№ на Администрацию Тяжинского района возложена обязанность организовать надлежащую утилизацию твердых бытовых отходов, путем строительства полигона твердых бытовых отходов, соответствующего Санитарным правилам СП 2.1.7.1038-01, на территории муниципального образования «Тяжинского городское поселение» Тяжинского района Кемеровской области, установив ответчику срок для совершения указанных действий - 3 года 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В материалах дела отсутствует информация об исполнении этих решений.
В соответствии с ч.1 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований об обязании Администрацию Тяжинского муниципального района Кемеровской области в срок до 01 июля 2018 года установить санитарно-защитную зону вокруг места несанкционированного размещения твёрдых бытовых (коммунальных) отходов от населения пгт.Тяжинский на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
С таким мнением соглашается и суд апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о том, что место несанкционированного размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов на спорном земельном участке не является легально возведенным объектом хозяйственной и иной деятельности, в связи с чем установление санитарно-защитной зоны в данном месте не предусмотрено, является необоснованным на основании следующего.
Судом установлено, что в соответствие с действующим законодательством установка санитарно-защитной зоны предусмотрена действительно только в местах нахождения легально возведённых объектов хозяйственной и иной деятельности. Место несанкционированного размещения твёрдых бытовых (коммунальных) отходов на земельном участке с кадастровым номером № не является таковым.
Из материалов дела следует, что место несанкционированного размещения твёрдых бытовых (коммунальных) отходов на земельном участке с кадастровым номером № не является легально возведенным объектом хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Согласно требований п. 3.1.6 СанПиН 2.1.6.1032-01 2.1.6. «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.
В соответствие с ч.3 ст.16 Федерального закона №96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций.
В соответствии с требованиями п.2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" так
же указано, что санитарно-защитная зона устанавливается вокруг объектов и
производств. При этом по смыслу п. 1.2. данных СанПин под объектами
понимаются именно легально возводимые, возведённые объекты. Согласно
данному пункту требования настоящих санитарных правил
распространяются на размещение, проектирование, строительство и
эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных
объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства,
энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Проанализировав приведенные нормы права, исследовав представленные сторонами доказательства, установив, что фактически источник вредного воздействия на человека существует и представляет реальную угрозу нарушения прав граждан на благоприятную среду обитания,
учитывая, что место несанкционированного размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов на земельном участке с кадастровым номером № находится на территории населенного пункта – пгт. Тяжинский, создает угрозу нарушения прав граждан - его жителей на благоприятную среду обитания, поскольку отсутствие санитарно-защитной зоны не исключает такие последствия, как предоставление земельных участков под жилую застройку в месте возможного нахождения санитарно-защитной зоны, предоставление в ней индивидуальных дачных и садово-огородных участков, обустройство в ней зон отдыха, осуществление гражданами в пределах возможной санитарно-защитной зоны иной хозяйственной деятельности, при наступлении таких последствий отсутствие санитарно-защитной зоны окажет вредное воздействие на здоровье человека факторов среды обитания, в том числе факторов, связанных с загрязнением атмосферного воздуха, биологических факторов (вирусные, бактериальные, паразитарные), а также учитывая тот факт, что данное место несанкционированного размещения твёрдых бытовых (коммунальных) отходов на земельном участке с кадастровым номером № существует в течение длительного времени с 1995 года, решения суда 2006 и 2008 года о сооружении полигона на территории пгт.Тяжинский для этих отходов не исполнены, при этом решением суда от 20 ноября 2006 года по гражданскому делу № № установлено, что на территории несанкционированного месте размещения отходов находится картофельное поле, суд пришел к правильному выводу о том, что в целях пресечения угрозы нарушения прав граждан пгт. Тяжинский на благоприятную среду обитания ответчик должен установить санитарно-защитную зону вокруг данного места несанкционированного размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии полигона для несанкционированного размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов на земельном участке с кадастровым номером №, в связи с чем установление санитарно-защитной зоны и само размещение твердых бытовых (коммунальных) отходов на данном земельном участке противоречит действующему законодательству, являются необоснованными исходя из следующего.
В соответствие с п.3.1. и п.3.3. СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м. Участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны.
В соответствие с п. 1.2. Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утверждённой Минстроем России 02.11.1996, полигоны размещаются за пределами городов и других населенных пунктов. Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона - 500 м (СНиП 2.07.01-89, табл. 12).
Судом установлено, что существование места несанкционированного размещения твёрдых бытовых (коммунальных) отходов на земельном участке с кадастровым номером № на территории Тяжинского городского поселения стало возможным именно ввиду бездействия ответчика, который устранился от участия в организации деятельности по обращению с отходами. Именно районная администрация отвела данный участок под строительство полигона, для чего изменила своим распоряжением его категорию. Администрация Тяжинского городского поселения какие-либо решения, связанные с созданием указанного места несанкционированного размещения твёрдых бытовых (коммунальных) отходов, не принимала, доказательств обратного в материалах дела отсутствует.
Согласно пояснений представителя Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области Мирошника, в данном месте не допускается сооружать полигон, поскольку он будет находится в границах населённого пункта - пгт.Тяжинский.
Данные доводы ответчиком не опровергнуты.
Согласно пояснений представителя Администрации Тяжинского городского поселения Рассихиной, границы Тяжинского городского поселения совпадают с границами пгт.Тяжинский.
Указанные пояснения сторон соответствуют представленному в материалы дела плану земельного участка под строительство поселковой свалки (л.д. 37-38) и акту выбора площадки от 04 октября 1995 года с указанием о размещении площадки в поселковой черте (л.д. 33-34).
Проанализировав изложенные обстоятельства суд пришел к верному выводу о том, что полигон в пределах населённого пункта - пгт.Тяжинский размещаться не должен.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчиком приняты меры к возведению полигона в ином месте на территории Тяжинского муниципального района, куда бы могли быть перемещены отходы с данного места.
Разрешая вопрос о надлежащем ответчике по делу, суд пришел к обоснованному выводу о том, что именно на Администрацию Тяжинского муниципального района должны быть возложена обязанность по установлению санитарно-защитной зоны.
Судебная коллегия считает данный вывод суда обоснованным, а доводы апелляционной жалобы в указанной части несостоятельными.
Положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статьи 2, 11, 20, 21), нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" не предусмотрено, орган местного самоуправления, какого именно муниципального образования (городского поселения, района) должен выполнять требования" санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе, об установлении санитарно-защитной зоны.
Согласно пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п.6 ст.4 Закона Кемеровской области от 05.05.2016 N 28-03 "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в области обращения с отходами производства и потребления" к полномочиям исполнительного органа государственной власти Кемеровской области, проводящего государственную политику в сфере жилищно-коммунального и дорожного комплекса в Кемеровской области, в области обращения с отходами относится организация деятельности по захоронению твердых коммунальных отходов.
Исходя из изложенного является обоснованным вывод суда о том, что данным органом на территории Кемеровской области является Департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, который согласно п. 5.57 Положения о нём, утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.10.2007 N 275, осуществляет полномочия в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая, что Администрация Тяжинского муниципального района не исполнила решение суда от 23 сентября 2008 года о строительстве полигона твёрдых бытовых отходов на территории данного района, не инициировала организацию деятельности по обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Тяжинского муниципального района либо по транспортированию этих отходов в Мариинский район в соответствие со схемой транспортирования отходов и не приняло, соответственно, участие в организации этой деятельности, суд пришел к верному выводу о том, что именно на Администрацию Тяжинского муниципального района должны быть возложена обязанность по установлению санитарно-защитной зоны.
Указание в жалобе на то, что при вынесении решения суд вышел за пределы заявленных требований, основанием для отмены решения суда не являются.
Согласно ст.1 Федерального закона «Об отходах потребления» накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем 11 месяцев) в местах, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Установив, что в указанном месте несанкционированного размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов накопление отходов в смысле, придаваемом этому понятию данной нормой закона, не осуществляется, суд пришел к обоснованному выводу об указании в решении суда на место несанкционированного размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов.
При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 10 мая 2017 года, в обжалуемой части, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области – Кикель А.С. (доверенность № № от 02.06.2017 г., сроком на один год) - без удовлетворения.
Председательствующий: И.А. Сучкова
Судьи: Е.П.Проценко
С.А.Пастухов