Судья Данилова О.К. дело № 12-38/2017
№ 12-39/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Белов Н.Е.,
рассмотрев 8 февраля 2017 года в г. Сыктывкаре жалобы должностного лица «Емвинского потребительского общества» Сураковой Р.М. на:
постановление судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 10 января 2017 года, по которому должностное лицо «Емвинского потребительского общества» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере ...;
постановление судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 10 января 2017 года, по которому должностное лицо «Емвинского потребительского общества» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
установил:
В отношении должностного лица «Емвинского потребительского общества» Сурковой Р.М. 15.12.2026 года составлен протокол <Адрес обезличен> об административном правонарушении по ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ, в котором указано о том, что <Дата обезличена> в ...., Суракова Р.М., являясь должностным лицом «Емвинского потребительского общества» не осуществила контроль за перевозкой пассажиров и груза и нарушила требование о прохождении водителями предрейсового медицинского осмотра при перевозке пассажира и груза в виде продуктов питания на автомашине ... г.р.з. <Номер обезличен> водителем ...., в путевом листе которого без номера от 17.10.2016 отсутствовала отметка о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя ....
В этот же день, 15.12.2016, в отношении должностного лица «Емвинского потребительского общества» Сураковой Р.М. составлен протокол <Адрес обезличен> об административном правонарушении по ч.3 ст.12.31.1, в котором указано о том, что <Дата обезличена> в ...., Суракова Р.М., являясь должностным лицом «Емвинского потребительского общества» не осуществила контроль за перевозкой пассажиров и груза и нарушила требование о прохождении водителями предрейсового осмотра транспортных средств при перевозке пассажира и груза в виде продуктов питания на автомашине <Номер обезличен> г.р.з. <Номер обезличен> водителем ... в путевом листе которого без номера от <Дата обезличена> отсутствовала отметка о проведении предрейсового технического осмотра автомашины <Номер обезличен> г.р.з. <Номер обезличен> <Номер обезличен> уполномоченным на то лицом.
Постановлениями судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 10.01.2017 должностное лицо Суракова Р.М. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ и ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере ... рублей по каждому правонарушению.
Определением судьи Верховного Суда Республики Коми от 08.02.2017 дела <Номер обезличен> и <Номер обезличен> об административных правонарушениях в отношении должностного лица «Емвинского потребительского общества» Сураковой Р.М. объединены в одно производство.
В жалобах, поступивших в Верховный Суд Республики Коми, должностное лицо Суракова Р.М. просит об отмене постановлений судьи в связи с их незаконностью и необоснованностью и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.31.1 и ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ. Кроме того указывает, что поскольку одновременно она была привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считает, что у суда при назначении ей административного наказания имелись основания для применения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ссылается на недоказанность перевозки груза или пассажиров в указанное в протоколах об административных правонарушениях время.
В судебное заседание должностное лицо Суракова Р.М. не явилась, извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося заявителя Сураковой Р.М.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что вынесенные по делу постановления подлежат изменению.
Согласно ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Согласно абзаца 9 статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 года № 233-ФЗ), обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется помимо прочего посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 1 ст. 23 указанного Федерального закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от <Дата обезличена> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (в редакции от 13.07.2015 года № 271-ФЗ) предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 года № 248-ФЗ) путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Требования об обязательном заполнении таких реквизитов путевого листа как дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, относящихся к личности водителя, закреплены в Приказе Минтранса РФ от 18.09.2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».
В соответствии с ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Согласно пункту 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны, в том числе организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.
Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.
Судом установлено, что путевой лист от <Дата обезличена> без номера, выданный Емвинским ПО водителю ...., не содержит сведений о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации, а также о проведении предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя полномочным медицинским работником.
Таким образом, факт совершения должностным лицом Сураковой Р.М. правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 и частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися и исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, оценка которым дана судом в порядке требований статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки утверждению заявителя жалобы, материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовала все доказательства по делу. Дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны быть истолкованы в пользу должностного лица Сураковой Р.М., не усматривается, принцип презумпции невиновности не нарушен.
Доводы Сураковой Р.М. в жалобе о нарушении срока давности привлечения к административной ответственности нахожу не состоятельными.
Постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, принимая во внимание дату обнаружения правонарушения – 21.10.2016.
Доводы Сураковой Р.М., что она не была надлежащим образом уведомлена о рассмотрении дела судом опровергаются материалами дела, поскольку из дела следует, что Сураковой Р.М. судом направлялись заказной корреспонденцией судебные повестки о необходимости явки в судебное заседание 10.01.2017, однако от получения корреспонденции Суракова Р.М. уклонилась. Кроме того, Суракова Р.М. о времени и месте рассмотрения дела извещена судом путем направления ей СМС сообщения.
Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу части 2 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Как следует из постановлений судьи оба правонарушения допущены должностным лицом Сураковой Р.М. при исполнении обязанностей ... Емвинского потребительского общества в один и тот же день- <Дата обезличена> и в одно и то же время ... мин. и в результате совершения одного и того же действия: допущена эксплуатацию транспортного средства без проведенного контроля технического состояния транспортного средства и без проведения предрейсового медицинского осмотра водителя полномочным медицинским работником.
Рассмотрение возбужденных в отношении Сураковой Р.М. дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1, частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом того, что по данным делам проведено административное расследование и подведомственно районному суду.
Следовательно, Суракова Р.М. совершив одним действием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 12.31.1 и частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому судье, подлежала привлечению к административной ответственности с применением части 2 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в пределах санкции части 3 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При вынесении судьей постановлений положения части 2 статьи 4.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях учтены не были.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Состоявшиеся по делам об административных правонарушениях постановления подлежат изменению путем назначения наказания с учетом требований части 2 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа размере 5000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановления судьи Княжпогостского районного суда Республики Коми от 10 января 2017 года, вынесенные в отношении должностного лица «Емвинского потребительского общества» Сураковой Р.М. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить и назначить ФИО1 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 и частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
.
Судья - Н.Е.Белов
Копия верна: судья Н.Е.Белов