Решение по делу № 2а-1053/2021 от 12.01.2021

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**/**/**** г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре Ду-Цзин-Хуа А.Г.,

с участием представителя административного истца ФИО3,

представителя административного ответчика Администрации Марковского муниципального образования ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Марковского муниципального образования о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в Иркутский районный суд .... с административным исковым заявлением к администрации Марковского муниципального образования, согласно которому просит:

признать незаконным бездействие администрации Марковского муниципального образования .... муниципального образования, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами, расположенным по адресам: ...., р.....;

обязать администрацию Марковского муниципального образования совершить действия по постановке на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности на автомобильные дороги местного значения, находящиеся в границах муниципального образования (....).

В обоснование заявленных исковых требований административный истец указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ...., р......

В жилом квартале, в котором проживает Административный Истец, располагается несколько бесхозяйных автомобильных дорог, не поставленных на государственный кадастровый учет, а именно автомобильные дороги по адресам: ....., р.....).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги, в том числе, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Подпунктами «е» и «ж» пункта 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от **/**/**** (далее - Правила), установлено, что в состав общего имущества включаются земельный участок, а также детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором находится
многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (п. е ч. 2 Правил).

В соответствии с пп. «в» п. 15 Правил, в состав услуг и работ (по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме) не входит уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков

Собственники помещений в доме не могут нести обязанность по содержанию объектов, расположенных на земельном участке, если в отношении земельного участка не проведен государственный кадастровый учет (межевание) и, соответственно, на который у них не возникло право общей долевой собственности. Данная позиция подтверждается Определением ВАС РФ от 20.01.2014 № ВАС-15328/13.

В связи с тем, что межевание земельного участка, на котором находится многоквартирный дом, не производилось, у жильцов многоквартирных домов, расположенных по адресам: ....., р....., право общей долевой собственности на земельные участки, занятые автомобильными дорогами не возникло, в связи чем не возникло и обязанности по содержанию автомобильных дорог, расположенных на соответствующих улицах.

Согласно положениям действующего гражданского законодательства, право собственности на недвижимую бесхозяйную вещь возникает у соответствующего муниципального образования.

На момент подачи административного искового заявления право собственности на земельные участки, занимаемые автомобильными дорогами, не оформлено, что не позволяет собственнику земельных участков (администрации Марковского муниципального образования) выполнять, возложенные на него ст. 15 Земельного кодекса РФ обязанности и использовать земельный участок на законных основаниях, в том числе использовать бюджетные средства поселения на содержание автомобильных дорог. Не исполнение Административным ответчиком обязанности по формированию, постановке на кадастровый учет земельных участков, оформлению права собственности на земельные участки, на которых расположены автомобильные дороги местного значения, может повлечь за собой не исполнение органом местного самоуправления полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и как результат, нарушение прав Административного истца, в том числе может повлечь нарушение требований безопасности дорожного движения, а также возможность причинения крупного ущерба, вреда здоровью граждан и наступления иных тяжких последствий. В настоящее врем администрацией Марковского муниципального образования работа по определению границ земельных участков, занятых под автомобильными дорогами, не начата, договор на межевание не заключался, данные работы не оплачивались, межевание не проводилось, земельные участки не поставлены на кадастровый учет, в связи с чем, невозможно финансирование содержания автомобильных дорог и мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, так как земельные участки не сформированы, что противоречит нормам действующего федерального законодательства. Указанное обстоятельство, подтверждается ответом Администрации Марковского муниципального образования от **/**/****.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Согласно п. 5 ст. 6 Устава Марковского муниципального образования (в ред. от 18.08.2020) к вопросам местного значения Марковского муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и -. обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, осуществление дорожной деятельности в отношении дорог, расположенных в пределах Марковского муниципального образования, относится к компетенции административного ответчика.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, извещена о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Представитель административного истца ФИО3, действующий в судебном заседании на основании доверенности, исковые требований поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Администрации Марковского муниципального образования ФИО4, действующая в судебном заседании на основании доверенности, исковые требования не признала, возражала против удовлетворения требований. По существу заявленных требований представила письменный отзыв, который приобщен к материалам административного дела. Дополнительно суду пояснила, что решением Иркутского районного суда .... от **/**/**** на администрацию Марковского муниципального образования возложена обязанность обратиться с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества автомобильные дороги по ..... Необходимость повторного возложения обязанности не имеется, бездействия администрацией не допущено. Кроме того, земельный участок, занятый автомобильной дорогой по .....

Представители заинтересованных лиц ПАО «Сбербанк России», Банк ВТБ (ПАО), АО « коммерческий банк», ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Обсудив причины неявки административного истца в судебное заседание, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ).

Исследовав письменные материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч.1, 1.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца пояснил, что бездействие администрации носит длящийся характер, до настоящего времени земельные участки, занятые автомобильными дорогами не постановлены на кадастровый учет, в связи с чем, суд полагает необходимым согласиться с доводами административного истца, и в соответствии с положениям ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, срок обращения ФИО1 считать не пропущенным.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, что предусмотрено ст. 18 Конституции РФ.

В статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (часть 2).

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3).

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением (часть 9).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции органов местно самоуправления относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 6 Устава Марковского муниципального образования к вопросам местного значения Марковского муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и -. обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, осуществление дорожной деятельности в отношении дорог, расположенных в пределах Марковского муниципального образования, относится к компетенции административного ответчика.

Судом установлено, что земельный участок площадью 232135 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: ...., р....., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – среднеэтажная застройка, поставлен на кадастровый учет **/**/****.

Сведения о правообладателе данного земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

В нарушение действующего законодательства земельный участок с кадастровым номером не разделен на земельные участки, являющиеся общим имуществом собственников помещений каждого отдельного многоквартирного дома.

Передача автомобильных дорог по .... в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на земельном участке с кадастровым номером , материалами дела не подтверждена, стороной ответчика не оспаривалась.

Указанные улицы являются дорогой, по которой осуществляется проезд транспортных средств к жилым зданиям, организациям и другим объектам, расположенным на данной территории (неофициально именуемой ЖК «Луговое»), предназначенной для обеспечения доступа не к одному зданию или нескольким взаимосвязанным объектам, а для обеспечения связи между большим количеством домов, то есть является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов. Исходя из чего, можно сделать вывод, что данные улицы относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенным для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В случае когда дворовой проезд входит в границы территории земельного участка, прилегающего к многоквартирному дому, ответственность по содержанию дворового проезда и его благоустройству определена договором управления многоквартирным домом.

.... как объекты недвижимости на государственный кадастровый учет не поставлены, в реестре муниципальной собственности Марковского муниципального образования, перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения Марковского муниципального образования, что подтверждается сведениями публичной кадастровой карты, а также пояснениями представителя административного ответчика.

Таким образом, материалами дела подтверждено наличие автомобильных дорог, названных ...., расположенных в р....., и отсутствие действия со стороны администрации Марковского муниципального образования по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами.

В связи с чем, суд полагает подлежащими удовлетворению требования административного истца ФИО1 в части признания бездействия администрации Марковского муниципального образования, выразившегося в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами, расположенными по адресу: ...., Марковское муниципальное образование, р..... и возложении на административного ответчика обязанности совершить необходимые действия по постановки на кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами.

Оснований для удовлетворения исковых требований в части наличия бездействия со стороны администрации, выразившегося в непринятии мер по постановке на кадастровый учет земельного участка, занятого автомобильной дорогой, расположенной по ...., суд не усматривает, поскольку указанные действия администрацией совершены. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, что подтверждается представленной в материалы административного дела выпиской из ЕГРН.

Административным ответчиком заявлено ходатайство об оставлении без рассмотрения в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 196 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 196 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если: в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Судом установлено, что в производстве Иркутского районного суда .... находилось гражданское дело по иску прокурора .... в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Марковского муниципального образования об обязании поставить автомобильные дороги на учет как бесхозяйное имущество.

Решением суда от **/**/**** удовлетворены исковые требования прокурора .... в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Марковского муниципального образования об обязании поставить автомобильные дороги на учет как бесхозяйное имущество. Суд обязал администрацию Марковского муниципального образования обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по .... с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества автомобильные дороги местного значения, расположенные в .... на земельном участке с кадастровым номером по ....

Принимая во внимание субъектный состав, предмет заявленных требований, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для оставления административного заявления без рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Марковского муниципального образования, выразившегося в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых автомобильными дорогами, расположенными по адресу: ...., ..........

Обязать администрацию Марковского муниципального образования совершить необходимые действия по постановке на кадастровый учет автомобильных дорог местного значения, находящихся в границах Марковского муниципального образования (....)

В остальной части административные исковые требования ФИО1 - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.И. Столповская

В окончательной форме решение суда принято **/**/****.

2а-1053/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Брыжова Клавдия Мифодьевна
Ответчики
Администрация Марковского муниципального образования
Другие
Банк ВТБ (ПАО)
ПАО СКБ Приморья "Примсоцбанк"
ПАО "Сбербанк России"
АО "Восточно Сибирский транспортный коммерческий банк"
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Столповская Д.И.
Дело на сайте суда
irkutsky.irk.sudrf.ru
12.01.2021Регистрация административного искового заявления
12.01.2021Передача материалов судье
15.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.02.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2021Подготовка дела (собеседование)
01.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2021Судебное заседание
06.05.2021Судебное заседание
25.05.2021Судебное заседание
02.06.2021Судебное заседание
24.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Судебное заседание
16.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.10.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
06.12.2021Судебное заседание
28.12.2021Судебное заседание
30.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее