Решение по делу № 33-1206/2024 от 17.01.2024

судья    Бакшеева Е.В.      дело №33-1206/2024 (№ 2-1489/2023)

22RS0068-01-2022-009155-04

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 февраля 2024 г.                              г.Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего         Вегель А.А.,

судей                     Шторхуновой М.В., Сачкова А.Н.,

при секретаре                Тенгерековой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ

по делу по иску М.Н.А., Л.С.С., Л.А.Е., Д.Н.Н., А.Т.Н., М.А.П., О.Е.М., И.Л.И., И.Т.Н., С.В.А. к комитету жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома.

Заслушав доклад судьи Вегель А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

истцы обратились в суд с иском к комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края об установлении нуждаемости дома в капитальном ремонте, возложении обязанности профинансировать и произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома.

В обоснование требований указали, что являются собственниками жилых помещений в <адрес> в <адрес>. Данный дом эксплуатируется с 1915 года без проведения капитального ремонта, в программу по капитальному ремонту до даты приватизации первого жилого помещения дом не был включен.

Ссылаясь на ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.ст. 166, 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), истцы указывали на обязанность бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, уточнив требования по результатам судебной экспертизы, просили:

возложить на комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу произвести финансирование работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> путем перечисления денежных средств в размере 17 613 376 руб. на счет некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» для проведения им капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома;

возложить обязанность на некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» выполнить работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома в течение шести месяцев со дня перечисления комитетом жилищно-коммунального хозяйства <адрес> денежных средств на ремонт, а именно:

фундаменты:

- работы по устранению причин неравномерной осадки фундаментов – усиление фундаментов обетонкой с армированием;

- работы по устранению причин замачивания фундаментов устройство дренажной системы по периметру здания с отводом воды в ливневую канализацию;

- работы по устройству горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов и стен подвала;

- работы по устройству приямков перед окнами и дверью подвала с дренажом;

- установка окон в подвале;

-устройство горизонтальной гидроизоляции наружных и внутренних несущих стен и вертикальной гидроизоляции цоколя с уличной стороны с нанесением проникающей гидроизоляции «кальматрон» и устройством защитной мембраны;

- смена отмостки;

-вертикальная планировка территории по периметру здания (срезка и вывоз грунта);

несущие конструкции:

- работы по предотвращению дальнейшего раскрытия трещин инъекцирование трещин;

- работы по усилению узла опирания арочной перемычки внутренней стены на наружную стену левого бокового фасада на 1-ом этаже (устройство тяжей);

- работы по устранению промерзания наружных стен;

фасады:

- работы по инъекцированию трещин в наружных стенах;

- перекладка наружной версты в местах выветривания и вымораживания кирпичной кладки;

- демонтаж рекламных вывесок и кондиционеров. Заделка отверстий ремонтно-реставрационным составом;

- восстановление фактурной поверхности кирпичной кладки фасадов (смена штукатурки левого бокового фасада при обосновании) в соответствии с колористическим паспортом и проектом реставрации;

- демонтаж существующей системы организованного водоотвода и устройство новой в соответствии с действующими нормативными требованиями;

- смена входной двери на деревянную с последующей окраской и перенос входной двери вглубь арочного проема;

- смена деревянных окон в местах общего пользования;

- установка подоконных отливов;

крыша и кровля:

- смена мауэрлата и стропильных ног;

- смена обрешетки;

- смена кровли кровлю из оцинкованного железа с полимерным покрытием;

- смена слуховых окон и створок;

- смена пароизоляции и утеплителя чердачного перекрытия;

- устройство защитной стяжки по утеплителю;

- установка элементов снегозадержания;

- установка ограждения на кровле;

- устройство дополнительных продухов, слуховых окон и т.п. для приведения температурно-влажностного режима и воздухообмен чердачного помещения в соответствие с нормативными требованиями;

- устройство греющего кабеля на кровле в уровне карниза;

- вывод фановых труб выше уровня кровли;

инженерное оборудование:

- смена магистральной сети электропроводки от распределительного щита до счетчиков;

- смена освещения в местах общего пользования (в подъезде, чердаке, подвале) и на входе в здание;

- смена объединяющего вентиляционного канала и подводящих каналов в чердачном помещении;

взыскать с комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в пользу М.Н.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.;

взыскать с комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в пользу истцов судебные расходы на оплату услуг представителя по 1 000 рублей в пользу каждого;

взыскать с некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в пользу истцов в случае неисполнения решения суда в установленный срок судебную неустойку в размере 5 000 рублей ежемесячно каждому с даты окончания срока исполнения решения суда о выполнении капитального ремонта многоквартирного дома по день фактического исполнения решения суда.

Решением Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены в части.

Возложена обязанность на комитет жилищно-коммунального хозяйства <адрес> перечислить денежные средства в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда на счет некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в целях финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> сумме 17 613 376 руб., в объеме работ, указанном в заключении Э. *** от ДД.ММ.ГГ, составленном ООО «АлтайСтройЭксперт»:

фундаменты: - работы по устранению причин неравномерной осадки фундаментов – усиление фундаментов обетонкой с армированием;

- работы по устранению причин замачивания фундаментов устройство дренажной системы по периметру здания с отводом воды в ливневую канализацию;

- работы по устройству горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов и стен подвала;

- работы по устройству приямков перед окнами и дверью подвала с дренажом;

- установка окон в подвале;

-устройство горизонтальной гидроизоляции наружных и внутренних несущих стен и вертикальной гидроизоляции цоколя с уличной стороны с нанесением проникающей гидроизоляции «кальматрон» и устройством защитной мембраны;

- смена отмостки;

-вертикальная планировка территории по периметру здания (срезка и вывоз грунта);

несущие конструкции: - работы по предотвращению дальнейшего раскрытия трещин инъекцирование трещин;

- работы по усилению узла опирания арочной перемычки внутренней стены на наружную стену левого бокового фасада на 1-ом этаже (устройство тяжей);

- работы по устранению промерзания наружных стен;

фасады: - работы по инъекцированию трещин в наружных стенах;

- перекладка наружной версты в местах выветривания и вымораживания кирпичной кладки;

- демонтаж рекламных вывесок и кондиционеров. Заделка отверстий ремонтно-реставрационным составом;

- восстановление фактурной поверхности кирпичной кладки фасадов (смена штукатурки левого бокового фасада при обосновании) в соответствии с колористическим паспортом и проектом реставрации;

- демонтаж существующей системы организованного водоотвода и устройство новой в соответствии с действующими нормативными требованиями;

- смена входной двери на деревянную с последующей окраской и перенос входной двери вглубь арочного проема;

- смена деревянных окон в местах общего пользования;

- установка подоконных отливов;

крыша и кровля: - смена мауэрлата и стропильных ног;

- смена обрешетки;

- смена кровли кровлю из оцинкованного железа с полимерным покрытием;

- смена слуховых окон и створок;

- смена пароизоляции и утеплителя чердачного перекрытия;

- устройство защитной стяжки по утеплителю;

- установка элементов снегозадержания;

- установка ограждения на кровле;

- устройство дополнительных продухов, слуховых окон и т.п. для приведения температурно-влажностного режима и воздухообмен чердачного помещения в соответствие с нормативными требованиями;

- устройство греющего кабеля на кровле в уровне карниза;

- вывод фановых труб выше уровня кровли;

инженерное оборудование: - смена магистральной сети электропроводки от распределительного щита до счетчиков;

- смена освещения в местах общего пользования (в подъезде, чердаке, подвале) и на входе в здание;

- смена объединяющего вентиляционного канала и подводящих каналов в чердачном помещении.

Возложена обязанность на некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда принять в пределах своей компетенции меры для актуализации плана реализации краевой программы капитального ремонта многоквартирных домов путем включения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в объеме перечисленных средств комитетом жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в план капитального ремонта на следующий после перечисления денежных средств год и организовать работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, указанные в заключении Э. *** от ДД.ММ.ГГ, составленном ООО «АлтайСтройЭксперт»:

фундаменты: - работы по устранению причин неравномерной осадки фундаментов – усиление фундаментов обетонкой с армированием;

- работы по устранению причин замачивания фундаментов устройство дренажной системы по периметру здания с отводом воды в ливневую канализацию;

- работы по устройству горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов и стен подвала;

- работы по устройству приямков перед окнами и дверью подвала с дренажом;

- установка окон в подвале;

-устройство горизонтальной гидроизоляции наружных и внутренних несущих стен и вертикальной гидроизоляции цоколя с уличной стороны с нанесением проникающей гидроизоляции «кальматрон» и устройством защитной мембраны;

- смена отмостки;

-вертикальная планировка территории по периметру здания (срезка и вывоз грунта);

несущие конструкции: - работы по предотвращению дальнейшего раскрытия трещин инъекцирование трещин;

- работы по усилению узла опирания арочной перемычки внутренней стены на наружную стену левого бокового фасада на 1-ом этаже (устройство тяжей);

- работы по устранению промерзания наружных стен;

фасады: - работы по инъекцированию трещин в наружных стенах;

- перекладка наружной версты в местах выветривания и вымораживания кирпичной кладки;

- демонтаж рекламных вывесок и кондиционеров. Заделка отверстий ремонтно-реставрационным составом;

- восстановление фактурной поверхности кирпичной кладки фасадов (смена штукатурки левого бокового фасада при обосновании) в соответствии с колористическим паспортом и проектом реставрации;

- демонтаж существующей системы организованного водоотвода и устройство новой в соответствии с действующими нормативными требованиями;

- смена входной двери на деревянную с последующей окраской и перенос входной двери вглубь арочного проема;

- смена деревянных окон в местах общего пользования;

- установка подоконных отливов;

крыша и кровля: - смена мауэрлата и стропильных ног;

- смена обрешетки;

- смена кровли кровлю из оцинкованного железа с полимерным покрытием;

- смена слуховых окон и створок;

- смена пароизоляции и утеплителя чердачного перекрытия;

- устройство защитной стяжки по утеплителю;

- установка элементов снегозадержания;

- установка ограждения на кровле;

- устройство дополнительных продухов, слуховых окон и т.п. для приведения температурно-влажностного режима и воздухообмен чердачного помещения в соответствие с нормативными требованиями;

- устройство греющего кабеля на кровле в уровне карниза;

- вывод фановых труб выше уровня кровли;

инженерное оборудование: - смена магистральной сети электропроводки от распределительного щита до счетчиков;

- смена освещения в местах общего пользования (в подъезде, чердаке, подвале) и на входе в здание;

- смена объединяющего вентиляционного канала и подводящих каналов в чердачном помещении.

Взыскана с некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в пользу М.Н.А., Л.С.С., Л.А.Е., Д.Н.Н., А.Т.Н., М.А.П., О.Е.М., И.Л.И., И.Т.Н., С.В.А. в случае неисполнения решения суда в установленный срок судебная неустойка в размере 5 000 руб. ежемесячно, а именно по 500 руб. в пользу каждого ежемесячно.

Взыскано с комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в пользу М.Н.А., Л.С.С., Л.А.Е., Д.Н.Н., А.Т.Н., М.А.П., О.Е.М., И.Л.И., И.Т.Н., С.В.А. расходы на оплату услуг представителя по 1000 руб. в пользу каждого.

Взысканы с комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в пользу М.Н.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе ответчик некоммерческая организация «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» просит изменить решение суда в части возложенных на комитет жилищно-коммунального хозяйства <адрес> обязанностей. Просит возложить на комитет жилищно-коммунального хозяйства <адрес> обязанность в течении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда на счет некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в целях финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> в сумме определенной на дату перечисления денежных средств и обеспечивающей выполнение работ в объеме по перечню в заключении Э. *** от ДД.ММ.ГГ, составленном обществом с ограниченной ответственностью «АлтайСтройЭксперт», исходя из предельной стоимости данных работ (услуг), определенной в порядке ч.2 ст.190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо изменить обязательства комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес> по решению суда с указанием механизма возможной индексации стоимости работ или иного порядка их дофинансирования в пределах реальной стоимости на дату проведения. В случае удовлетворения жалобы ответчика просит разрешить вопрос возмещения уплаченной госпошлины 3 000 руб. в порядке ст.98 ГПК РФ.

В обоснование жалобы указывает, что суд неправильно определил порядок финансирования капитального ремонта муниципальным образованием с привязкой к стоимости работ (услуг), указанных в экспертном заключении.

Из правил ч. 4 ст. 190 ЖК РФ следует, что размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Нормы права ч. 4 ст. 190 и ч. 2 ст. 190.1 ЖК РФ отсылают к действующим нормативным актам Правительства Алтайского края, которые устанавливают обозначенную предельную стоимость, действующую в ограниченный период времени.

Так, в настоящее время действует Постановление Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об установлении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе являющихся объектами культурного наследия».

Систематическое нормативное изменение, как правило ежегодно в сторону увеличения предельной стоимости работ (услуг) капитального ремонта на практике создает значимую разницу в стоимости работ (услуг) на дату экспертного исследования и на момент организации работ.

О возникновении данной разницы указано в заключения Э. *** от ДД.ММ.ГГ, составленном ООО «АлтайСтройЭксперт».

Э. указал, что стоимость ремонтно-строительных работ в размере 17 613 376 руб. определена в текущих ценах 2-го квартала 2023 года, определение сметной стоимости работ в заключении опирается на методические рекомендации и не заменяет разработку проектно-сметной документации, экспертный расчет требует индексации на дату выполнения работ.

В заключении вывода по третьему вопросу Э. отметил, что при выполнении проектно-сметной документации по реставрации объекта исследования могут быть внесены изменения в перечень, объемы и стоимость работ исходя их принятых решений по воссозданию памятника градостроительства и архитектуры.

При допросе судебного Э. в судебном заседании последний пояснил, что на момент практического выполнения работ по решению суда указанная Э. стоимость капитального ремонта существенно возрастёт.

Возникающая разница между фактической стоимостью работ и стоимостью работ по решению суда приводит к необходимости заимствования Региональным оператором средств фонда капитального ремонта, сформированного собственниками помещений спорного дома, что означает отсутствие полного возмещения муниципальным образованием стоимости неисполненных обязательств.

В апелляционной жалобе ответчик комитет жилищно-коммунального хозяйства <адрес> ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта в части требований, удовлетворенных к нему, отказе истцам в удовлетворении заявленных к нему требований.

В доводах жалобы, ссылаясь на номы жилищного законодательства Российской Федерации, полагает, что основания для возложения обязанности выполнить работы по капитальному ремонту дома в рамках неисполненной обязанности бывшего наймодателя отсутствуют.

Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

Согласно постановлению Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы» капитальный ремонт дома по адресу: <адрес> запланирован на разные годы.

Соответственно, условия и порядок проведения ремонта в рамках неисполненной обязанности бывшего наймодателя должен проводиться именно в предусмотренном жилищным законодательством порядке.

Исходя из положений ч. 1 ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации обязательство у органа местного самоуправления по организации капитального ремонта многоквартирных домов возникает при совокупности обстоятельств: включение до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такого многоквартирного дома в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда; непроведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома региональную программу капитального ремонта; орган местного самоуправления уполномочен на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать от имени муниципального образования качестве собственника жилого помещения.

Считает, что указанная совокупность юридически значимых обстоятельств по настоящему делу не установлена, следовательно, отсутствовали основания для возложения обязанности выполнить работы по капитальному ремонту в рамках неисполненной обязанности бывшего наймодателя.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края просит оставить рассмотрение апелляционных жалоб на усмотрение суда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес> поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней доводам, дополнила, что возражает против вынесенного решения в части возложения на комитет обязанности перечислить денежные средства в объеме следующих работ: по смене объединяющего вентиляционного канала и подводящих каналов в чердачном помещении; демонтажа рекламных вывесок и кондиционеров, заделки отверстий ремонтно-реставрационным составом; вертикальной планировки территории по периметру здания (срезки и вывоза грунта). Данные работы не входят в число установленных частью 1 статьи 166 Жилищного кодека Российской Федерации, демонтаж рекламных вывесок и кондиционеров приведет к нарушению прав иных граждан.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще. В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав представителя ответчика, участвующего в деле, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционных жалоб, возражений относительно них согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены и изменения решения суда в части на основании п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.

Истцы являются собственниками жилых помещений в доме по <адрес>:

М.Н.А. является собственником нежилого помещения, расположенного на 1 этаже, на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Л.А.Е., Л.С.С. являются сособственниками <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Д.Н.Н. принадлежит <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

А.Т.Н. принадлежит <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

М.А.П. принадлежит <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

О.Е.М. принадлежит <адрес> на основании договора бесплатной передачи жилья в частную собственность в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

И.Л.И., И.Т.Н. являются сособственниками <адрес> на основании договора о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

С.В.А. принадлежит нежилое помещение лит.А на основании договора купли-продажи о ДД.ММ.ГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Как следует из материалов инвентарного дела на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, дом построен и сдан в эксплуатацию в 1915 году, является объектом культурного наследия регионального значения (памятником архитектуры), включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федераций.

Дата приватизации первого жилого помещения в доме – ДД.ММ.ГГ.

Многоквартирный жилой дом включен в краевую программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы, утвержденную постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***.

Согласно сведениям на запрос суда о выполнении обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома, представленным комитетом жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, капитальный ремонт <адрес> в <адрес> в рамках бюджетного финансирования в период с 2000 года по настоящее время не выполнялся. Сведениями о проведении капитального ремонта многоквартирного дома в более ранний период комитет не располагает.

Таким образом, документально подтвержденных сведений о проведении капитального ремонта многоквартирного жилого дома по <адрес>, с момента его ввода в эксплуатацию не представлено.

В целях определения нуждаемости жилого дома в проведении капитального ремонта, вида ремонтных работ и их необходимого объема на дату первой приватизации в доме (1994 год) судом по настоящему делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению судебной экспертизы *** от ДД.ММ.ГГ, выполненной ООО «АлтайСтройЭксперт», по состоянию на 1994 год (дата приватизации первого жилого помещения) исследуемый жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, нуждался в проведении капитального ремонта.

По выводам судебной экспертизы, по состоянию на 1994 год исследуемый жилой дом нуждался в проведении капитального ремонта следующих конструктивных элементов и инженерных систем: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, водоотведения; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома; выполнение работ по благоустройству (отмостка, ограждения, озеленение, детские и хозяйственно-бытовые площадки); проведение ремонтно-реставрационных работ элементов здания, находящихся под охраной государства.

На дату проведения экспертного осмотра физический износ многоквартирного жилого дома составляет 61%, исследуемый многоквартирный жилой дом находится в ветхом состоянии, при котором эксплуатация его возможна только при условии проведения охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента.

При существующем физическом износе 61% требуется комплексный капитальный ремонт несущих конструкций и элементов здания, имеющих повышенный износ, а именно восстановление и замена несущих и ограждающих конструкций и элементов, восстановление и замена систем инженерно-технического обеспечения.

При этом экспертами заключено о том, что причиной выявленных недостатков является значительный срок эксплуатации жилого дома без проведения своевременного капитального ремонта по восстановлению элементов здания и инженерного оборудования.

Из анализа материалов дела и данных, полученных при проведении экспертного осмотра, установлено, что на исследуемом объекте проводились работы по текущему ремонту входных дверей, подъездов, крыши, фасадов, отмостки, а также выборочный капитальный ремонт инженерных сетей отопления и водоснабжения.

Для устранения выявленных недостатков и приведения общего имущества собственников многоквартирного жилого дома в соответствие с нормативными требованиями необходимо выполнить следующие виды работ, относящихся к капитальному ремонту:

фундаменты: - работы по устранению причин неравномерной осадки фундаментов – усиление фундаментов обетонкой с армированием;

- работы по устранению причин замачивания фундаментов устройство дренажной системы по периметру здания с отводом воды в ливневую канализацию;

- работы по устройству горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов и стен подвала;

- работы по устройству приямков перед окнами и дверью подвала с дренажом;

- установка окон в подвале;

-устройство горизонтальной гидроизоляции наружных и внутренних несущих стен и вертикальной гидроизоляции цоколя с уличной стороны с нанесением проникающей гидроизоляции «кальматрон» и устройством защитной мембраны;

- смена отмостки;

-вертикальная планировка территории по периметру здания (срезка и вывоз грунта);

несущие конструкции: - работы по предотвращению дальнейшего раскрытия трещин инъекцирование трещин;

- работы по усилению узла опирания арочной перемычки внутренней стены на наружную стену левого бокового фасада на 1-ом этаже (устройство тяжей);

- работы по устранению промерзания наружных стен;

фасады: - работы по инъекцированию трещин в наружных стенах;

- перекладка наружной версты в местах выветривания и вымораживания кирпичной кладки;

- демонтаж рекламных вывесок и кондиционеров. Заделка отверстий ремонтно-реставрационным составом;

- восстановление фактурной поверхности кирпичной кладки фасадов (смена штукатурки левого бокового фасада при обосновании) в соответствии с колористическим паспортом и проектом реставрации;

- демонтаж существующей системы организованного водоотвода и устройство новой в соответствии с действующими нормативными требованиями;

- смена входной двери на деревянную с последующей окраской и перенос входной двери вглубь арочного проема;

- смена деревянных окон в местах общего пользования;

- установка подоконных отливов;

крыша и кровля: - смена мауэрлата и стропильных ног;

- смена обрешетки;

- смена кровли кровлю из оцинкованного железа с полимерным покрытием;

- смена слуховых окон и створок;

- смена пароизоляции и утеплителя чердачного перекрытия;

- устройство защитной стяжки по утеплителю;

- установка элементов снегозадержания;

- установка ограждения на кровле;

- устройство дополнительных продухов, слуховых окон и т.п. для приведения температурно-влажностного режима и воздухообмен чердачного помещения в соответствие с нормативными требованиями;

- устройство греющего кабеля на кровле в уровне карниза;

- вывод фановых труб выше уровня кровли;

инженерное оборудование: - смена магистральной сети электропроводки от распределительного щита до счетчиков;

- смена освещения в местах общего пользования (в подъезде, чердаке, подвале) и на входе в здание;

- смена объединяющего вентиляционного канала и подводящих каналов в чердачном помещении.

Экспертами отмечено, что часть работ по текущему ремонту, тесно связаны с работами, проводимыми в рамках капитального ремонта, в связи с чем данные работы должны выполняться за счет капитального ремонта.

Кроме того, экспертами отмечено, что при наличии статуса исследуемого жилого дома как памятника градостроительства и архитектуры регионального значения, все работы, относящиеся к капитальному ремонту, непосредственно связанные с внешним обликом исследуемого здания памятника градостроительства и архитектуры необходимо проводить с соблюдением законодательства в области охраны объектов культурного наследия и согласованию с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края.

Конкретный объем (перечень) работ, виды работ, необходимых к выполнению в рамках проведения капитального ремонта указанных элементов, конструкций и систем многоквартирного дома, подробно изложены в исследовательской части заключения Э. ***.

Истцами с учетом уточнения иска заявлены требования о возложении обязанностей на ответчиков по финансированию и организации работ по капитальному ремонту согласно заключению Э. *** от ДД.ММ.ГГ.

В рамках производства исследования экспертами рассчитана стоимость ремонтно-строительных работ и материалов по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, которая составляет 17 613 376 руб.

Допрошенный в судебном заседании суда первой инстанции Э. Д.Д.С., предупрежденный об уголовной ответственности, выводы, изложенные в заключении, подтвердил. Дополнительно пояснил о том, что в данном случае необходимо осуществить капитальный ремонт всего дома в кратчайшие сроки, при этом с учетом физического износа дома требуется проведение комплексного капитального ремонта, охватывающего все конструкции и элементы здания, без разбивки по годам, как это предусмотрено краевой программой. Указанные в заключении работы по текущему ремонту, тесно связаны с работами, проводимыми в рамках капитального ремонта, в связи с чем данные работы должны выполняться за счет капитального ремонта. В рассматриваемом случае невозможно провести капитальный работ без проведения всего перечня работ, указанного в заключении Э.. Исключение каких-либо работ, указанных в заключении, недопустимо, это может повлечь негативные последствия.

Согласно дополнению к заключению Э. от ДД.ММ.ГГ устройство греющего кабеля в карнизной части крыши и системе водоотведения кровли выполняется при капитальном ремонте крыши при выполнении работ по восстановлению или устройству системы наружного водостока с кровли.

Разрешая гражданское дело по существу заявленных требований, исходя из положений ст.ст. 6, 39, 44, 158, 166, 190.1 ЖК РФ, ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст. 141 ЖК РСФСР, ст. ст.6, 16 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации), ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «Об основах федеральной жилищной политики», принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГ ***-П, определениях от ДД.ММ.ГГ ***-О-О, суд, установив факт нуждаемости в проведении капитального ремонта спорного многоквартирного дома на момент первой приватизации, пришел к выводу о том, что обязанность по капитальному ремонту определенных экспертами конструктивных элементов и инженерных систем дома сохранилась за органами местного самоуправления, в связи с чем возложил на комитет жилищно-коммунального хозяйства <адрес> обязанность по финансированию проведения капитального ремонта путем перечисления средств на счет регионального оператора, а на регионального оператора – обязанности по организации проведения капитального ремонта путем внесения соответствующих изменений (актуализации) в программу капитального ремонта.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

Согласно статье 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с данным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» указано, что изменения, внесенные в правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Федеральным законом № 271-ФЗ, не затронули статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая не утратила силу и продолжает действовать, то есть обязывает прежних наймодателей жилых помещений (коими, как правило, выступали публично-правовые образования) надлежащим образом исполнять вытекающую из данной статьи публичную по своей правовой природе обязанность по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов. Обязанность же по производству последующих капитальных ремонтов ложится на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения.

Согласно ст. 2 данного Вводного закона, статья 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» дополнена словами «в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации», что не учтено сторонами при подаче апелляционных жалоб.

Поскольку на момент рассмотрения дела данная норма распространялась на спорные отношения и подлежала применению, суд первой инстанции верно руководствовался п. 1 ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

Согласно ч. 1 ст. 47.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В соответствии с ч. 1 ст. 47.6. указанного ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1-3 ст. 47.3 настоящего Федерального закона.

Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2-47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в ст. 56.1 настоящего Федерального закона(ч. 11 ст. 47.6 ФЗ).

Частью 1 статьи 56.1 указанного ФЗ предусмотрено, что обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства.

Из анализа указанных положений закона, следует, что наличие у спорного дома статуса памятника не освобождает ответчиков комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» от осуществления действий, направленных на проведение капитального ремонта дома.

Доводы апелляционной жалобы комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о недоказанности истцами включения дома в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда и необходимости капитального ремонта дома, судебная коллегия находит несостоятельными. Вывод суда о нуждаемости дома в капитальном ремонте основан на представленных в материалы дела доказательствах, в том числе, заключении экспертизы, которым судом дана надлежащая оценка. В материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие данный вывод суда. При этом невыполнение обязанности по включению дома в план капитального ремонта не может являться основанием к освобождению от исполнения обязанности по проведению ремонта при его нуждаемости. Доказательств, подтверждающих, что до начала приватизации жилых помещений в доме проводились работы по текущему или капитальному ремонту, которые бы уменьшили его физический износ, не представлено; ответчиками не доказано исполнение обязанностей по проведению когда-либо капитального ремонта дома, либо отсутствия нуждаемости в проведении такого ремонта, как до начала приватизации, так и после передачи его в муниципальную собственность и на момент приватизации жилого помещения.

Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о нуждаемости дома в проведении капитального ремонта на начало приватизации в нем жилых помещений, обязанность по выполнению которой прежним наймодателем не исполнена до настоящего времени.

Исходя из того, что ответчиками в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ, не доказано исполнение обязанностей по проведению когда-либо капитального ремонта дома, либо отсутствия нуждаемости в проведении такого ремонта, как до начала приватизации, так и после передачи его в муниципальную собственность и на момент приватизации жилого помещения, выводы Э. относительно сроков эксплуатации конструкций дома, нуждаемости дома в капитальном ремонте на дату первой приватизации в данном доме верно положены в основу решения суда.

Согласно правовой позиции Конституционно суда Российской Федерации, изложенной в п.2.2 Определения от ДД.ММ.ГГ ***-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод статьей 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определяя в Законе Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (определения от ДД.ММ.ГГ N 1334-О-О и от ДД.ММ.ГГ N 886-О-О).

Данное законоположение, имеющее обеспечительно-гарантийный характер, распространяется на всех без исключения бывших наймодателей подлежащих приватизации жилых помещений, требующих капитального ремонта, - безотносительно к тому, находились ли такие помещения прежде в собственности государственных или муниципальных образований. Оно не регулирует вопросы, связанные с порядком и условиями реализации бывшими наймодателями возложенной на них обязанности, включая возможное распределение финансово-экономических обязательств на проведение капитального ремонта между органами государственной власти и органами местного самоуправления, если жилые помещения ранее были переданы из государственной в муниципальную собственность в состоянии, уже требующем капитального ремонта.

Применительно к муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления это законоположение не предопределяет конкретные формы, способы и сроки его исполнения, а, будучи одним из общих принципов осуществления приватизации, в системе действующего законодательства предполагает возможность его конкретизации в муниципальных правовых актах с учетом специфических местных условий для установления наиболее оптимального механизма достижения заложенной в нем цели на основе баланса интересов местного сообщества в целом и группы собственников жилых помещений (часть 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Норма статьи 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" является специальной нормой, поскольку в соответствии с нею осуществляется приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах особой категории - требующих капитального ремонта. Из нее следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации, сохраняется до исполнения им данного обязательства.

Не влияют на законность решения суда и доводы ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о том, что спорный многоквартирный дом внесен в реестр многоквартирных домов, включенных в краевую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края на 2014-2043 годы.

Анализ Порядка подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, свидетельствует о том, что региональный оператор как лицо, в силу жилищного законодательства наделенное полномочиями по организации проведения капитального ремонта, вправе совершать действия в пределах своей компетенции, направленные на исполнение решения суда по внесению соответствующих изменений (актуализации) в программу капитального ремонта.

При этом обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений лишь после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту дома. Включение жилого дома в специальную программу, осуществляемую за счет бюджетных ассигнований, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения просроченного обязательства. То обстоятельство, что сроки на проведение капитального ремонта общего имущества определены программой, не является основанием для отказа в удовлетворении требований, так как не может свидетельствовать об исполнении администрацией установленной законом обязанности по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома на момент приватизации жилого помещения.

Между тем, судебная коллегия находит доводы ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о том, что указанные в заключении Э. работы по смене объединяющего вентиляционного канала и подводящих каналов в чердачном помещении, вертикальной планировки территории по периметру здания (срезки и вывоза грунта) не входят в допустимый перечень согласно ч.1 ст.166 Жилищного кодекса Российской Федерации, заслуживающими внимание.

Так, согласно ч.1 ст.166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

(п. 2 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 434-ФЗ)

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Таким образом, исходя из буквального толкования нормы права, внутридомовая инженерная система в виде вентиляции не входит в перечень инженерных систем, указанных в п.1 ч.1 ст.166 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данный перечень является закрытым, а, следовательно, расширительному толкованию не подлежит. Соответственно, работы по смене объединяющего вентиляционного канала и подводящих каналов в чердачном помещении подлежат исключению из перечня работ, обязанность по финансированию которых возложена на бывшего наймодателя спорного жилого помещения, а также из перечня работ, обязанность по проведению которых возложена судом на регионального оператора.

Поскольку работы по вертикальной планировке территории по периметру здания (срезки и вывоза грунта) не относятся к работам по ремонту фундамента многоквартирного дома, относятся к работам по благоустройству территории, то они также подлежат исключению из перечня работ, обязанность по финансированию которых возложена на бывшего наймодателя спорного жилого помещения, а также из перечня работ, обязанность по проведению которых возложена судом на регионального оператора.

Работы по демонтажу рекламных вывесок и кондиционеров может привести к нарушению прав иных лиц, прежде всего собственников данных объектов. Вопрос о правомерности размещения данных объектов на фасаде здания не исследовался и не разрешался, требование о демонтаже рекламных вывесок и фасадов как самостоятельное, а не как возложение обязанности на бывшего наймодателя профинансировать данные работы, а на регионального оператора провести данные работы, не заявлялось. Данные обстоятельства не были приняты судом первой инстанции во внимание. Соответственно данные работы также подлежат исключению из перечня работ, обязанность по финансированию которых возложена на бывшего наймодателя спорного жилого помещения, а также из перечня работ, обязанность по проведению которых возложена судом на регионального оператора.

При этом судебная коллегия отмечает, что ввиду того, что спорный дом является объектом культурного наследия, конкретные виды работ, которые могут производиться при ремонте памятника должны быть определены в специальном документе, выдаваемом уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия Алтайского края. В своем заключении от ДД.ММ.ГГ Э. также отмечают, что при выполнении проектно-сметной документации по реставрации объекта исследования могут быть внесены изменения в перечень объемов и стоимость работ, исходя из принятых решений по воссозданию памятника градостроительства и архитектуры образца нетипичного для городов Алтая доходного дома начала XX века, в эклектичных формах которого прослеживаются мотивы ренессанса.

Также судебная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» об отсутствии оснований к определению размера денежных средств, подлежащих перечислению комитетом в пользу некоммерческой организации, поскольку статья 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации наделяет бывшего наймодателя исключительными полномочиями определять стоимость услуг, работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в нормативной процедуре, установленной законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края», постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об установлении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе являющихся объектами культурного наследия»).

Судебная коллегия, учитывая установленный решением срок исполнения обязанности ответчиком по перечислению денежных средств на проведение необходимого объема работ, приходит к выводу, что в рамках данного срока определение конкретной денежной суммы является экономически нецелесообразным. Экспертный расчет составлен в ценах по состоянию на второй квартал 2023 года.

Таким образом, решение суда подлежит изменению в части определения размера денежных средств, подлежащих перечислению в целях финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, возложив на комитет жилищно-коммунального хозяйства <адрес> обязанность перечислить денежные средства в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда на счет некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в целях финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в сумме, определенной комитетом жилищно-коммунального хозяйства <адрес> на дату перечисления денежных средств и обеспечивающей выполнение работ в объеме, указанном в заключении Э. *** от ДД.ММ.ГГ, составленном обществом с ограниченной ответственностью «АлтайСтройЭксперт», исходя из предельной стоимости услуг (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в порядке предусмотренном ч.2 ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением работ по смене объединяющего вентиляционного канала и подводящих каналов в чердачном помещении; демонтажа рекламных вывесок и кондиционеров, заделки отверстий ремонтно-реставрационным составом; вертикальной планировки территории по периметру здания (срезки и вывоза грунта).

Апелляционная жалоба ответчика некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» подлежит удовлетворению, апелляционная жалоба ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства <адрес> подлежит удовлетворению частично.

Поскольку апелляционная жалоба ответчика некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» удовлетворена, то с истцов подлежит взысканию в его пользу уплаченная указанным ответчиком государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 руб., по 300 руб. с каждого из истцов в силу ст.98 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить в части возложения обязанности на комитет жилищно-коммунального хозяйства <адрес> перечислить денежные средства в объеме следующих работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, : по смене объединяющего вентиляционного канала и подводящих каналов в чердачном помещении; демонтажа рекламных вывесок и кондиционеров, заделки отверстий ремонтно-реставрационным составом; вертикальной планировки территории по периметру здания (срезки и вывоза грунта), а также в части возложения обязанности на некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» организовать следующие работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>,: по смене объединяющего вентиляционного канала и подводящих каналов в чердачном помещении; демонтажа рекламных вывесок и кондиционеров, заделки отверстий ремонтно-реставрационным составом; вертикальной планировки территории по периметру здания (срезки и вывоза грунта), принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований.

решение Центрального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ изменить в части определения размера денежных средств, подлежащих перечислению в целях финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, возложив на комитет жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (ОГРН ***, ИНН ***) обязанность перечислить денежные средства в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда на счет некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ОГРН ***, ИНН ***) в целях финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в сумме, определенной комитетом жилищно-коммунального хозяйства <адрес> на дату перечисления денежных средств и обеспечивающей выполнение работ в объеме, указанном в заключении Э. *** от ДД.ММ.ГГ, составленном обществом с ограниченной ответственностью «АлтайСтройЭксперт», исходя из предельной стоимости услуг (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в порядке предусмотренном ч.2 ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением работ по смене объединяющего вентиляционного канала и подводящих каналов в чердачном помещении; демонтажа рекламных вывесок и кондиционеров, заделки отверстий ремонтно-реставрационным составом; вертикальной планировки территории по периметру здания (срезки и вывоза грунта).

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Взыскать с М.Н.А. (ИНН ***), Л.С.С. (ИНН ***), Л.А.Е. (ИНН ***), Д.Н.Н. (паспорт 01 99 ***), А.Т.Н. (ИНН ***), М.А.П. (ИНН ***), О.Е.М. (ИНН *** И.Л.И. (ИНН ***), И.Т.Н. (ИНН ***), С.В.А. (ИНН ***) в пользу некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ОГРН *** ИНН ***) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. с каждого.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.02.2024

33-1206/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сидоров В.А.
Иванова Л.И.
Дубина Н.Н.
Амзаракова Т.Н.
мещеряков А.П.
Огородникова Е.М.
Медведева Н.А.
Литвинов С.С.
Иванова Т.Н.
Литвинова А.Е.
Ответчики
КЖКХ г.Барнаула
НО Региональный оператор Алтайского края Фонд капитального ремонта многоквартирных домов
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края
Другие
Гришина Г.В.
Паршукова Т.И.
Мартышкин О.М.
Огородникова К.В.
огородников Д.В.
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края
Гарматюк В.В.
Котенко А.А.
Приградов Г.Е.
Сидорова Е.С.
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
23.01.2024Передача дела судье
13.02.2024Судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
26.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2024Передано в экспедицию
20.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее