Судья Борщенко Т.А. дело 33-11307
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 ноября 2017 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А.
судей Кравченко А.И., Федоровой Л.Н.
при секретаре Пауловой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смеловой Натальи Александровны к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет
по апелляционной жалобе ФСИН России на решение Советского районного суда г. Владивостока от 9 августа 2017 года, которым исковые требования удовлетворены в части.
Заслушав доклад судьи Кравченко А.И., выслушав пояснения представителя ГУФСИН по ПК, ФСИН России - Чистяковой Ю.Н., возражения Смеловой Н.А. и ее представителя Колмыковой А.Н., судебная коллегия
установила:
Смелова Н.А. обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчикам, в обоснование требований указала, что проходит службу в ГУФСИН России по Приморскому краю с августа 2001 года по настоящее время. С 14.01.2002 года она по месту службы поставлена в очередь сотрудников нуждающихся в жилых помещениях. В целях реализации права на обеспечение жилым помещением 18.04.2014 года она обратилась в ГУФСИН по Приморскому краю с заявлением о постановке ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставив при этом необходимый пакет документов. Однако в установленный законом срок ее обращение не было рассмотрено. В течение двух лет решение по ее рапорту не принималось. Бездействие ФСИН России 12.07.2016 года было признано судом незаконным. 17.01.2017 года она получила ответ о рассмотрении ее рапорта от 18.04.2014 года, в постановке на учет ей было отказано по причине отсутствия в приложениях к рапорту обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369. Основания для отказа приведены в выписке из протокола № 93 от 10.11.2016 года.
Ссылаясь на то, что при подаче рапорта с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения ею были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные п.5 Правил, уточнив в ходе рассмотрения исковые требования, истец просила суд признать незаконным и отменить решение ФСИН России, оформленное протоколом от 10.11.2016 № 93 об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и обязать ФСИН России в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение; признать за ней право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с составом семьи три человека с даты подачи рапорта; обязать принять ее на учет по вопросу получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 18.04.2014 года (с даты подачи рапорта о приеме на учет); признать незаконными действия ГУФСИН России по ПК в лице комиссии ГУФСИН России по ПК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и уволенным со службы в органах уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, связанные с непредставлением в комиссию ФСИН России необходимых документов к заявлению о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты и возложить обязанность на данного ответчика представить в комиссию ФСИН России полный пакет документов в соответствии с перечнем, указанным в п.5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369; обязать ФСИН России сообщить ей об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании истец и её представитель настаивали на заявленных исковых требованиях в их уточненной редакции.
Представитель ФСИН России и ГУФСИН России по Приморскому краю возражал по заявленным требованиям и указал, что комиссия ГУФСИН России по ПК в установленном порядке рассмотрела заявление истца, после чего учетное дело направила в ФСИН России. Рапорт истца рассмотрен комиссией ФСИН России 10.11.2016. В постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Смеловой Н.А. правомерно отказано по причине неполноты документов, приложенных к рапорту.
Решением Советского районного суда г. Владивостока от 9.08.2017 года исковые требования удовлетворены в части. Суд признал за Смеловой Н.А. право постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с составом семьи три человека с даты подачи рапорта - 18.04.2014. Решение ФСИН России, оформленное протоколом заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 10.11.2016 № 93, об отказе Смеловой Н.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты признано незаконным. На ФСИН России возложена обязанность в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение, путем постановки Смеловой Н.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 18.04.2014 составом семьи три человека, а также сообщить Смеловой Н.А. об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части иска отказано.
С указанным решением не согласился ответчик, представитель ФСИН России в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ.
Порядок и условия предоставления сотрудникам системы исполнения наказания единовременной выплаты установлен Правилами «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 № 369.
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положениями п. 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник, в соответствии со ст. ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 5 Правил, в том числе документы, подтверждающие копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт «б» пункта 5 Правил); копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (подп. «з» п. 5 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий.
При этом наличие таких условий определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудником копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил.
Признавая незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и возлагая на ответчика обязанность по принятию Смеловой Н.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что нуждаемость истца в жилом помещении по условию, определенному в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ подтверждена, установленные п.5 Правил документы заявителем представлены и в учетном деле имеются.
Анализируя причины отказа в постановке Смеловой Н.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенные в выписке из протокола № 93 от 10.11.2016 года, суд верно указал о том, что требования о предоставлении свидетельств о государственной регистрации права в отношении жилых помещений, в которых заявитель и члены ее семьи зарегистрированы по месту жительства пункт 5 Правил не содержит, а предоставленная Смеловой Н.А. справка-счет по электроэнергии в отношении частного дома по <адрес> в <адрес> фактически является документом, заменяющий финансовый лицевой счет, что не противоречит подпункту «з» п. 5 Правил.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных доказательств и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
Учитывая, что предоставление упомянутых в решении комиссии ФСИН России документов, а именно свидетельств о государственной регистрации права в отношении жилых помещений, в которых Смелова Н.А. и члены ее семьи зарегистрированы, а также финансового лицевого счета в отношении частного дома по <адрес> в <адрес>, при наличии иного документа его заменяющего, не являлось обязательным в силу п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 № 369, оснований для отказа в постановке на учет Смеловой Н.А. не имелось. Препятствия к проверке нуждаемости сотрудника в жилье на основании представленных документов отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки представленных в суд доказательств отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Владивостока от 9 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказания России – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи