Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 28 мая 2024 года
Судья Костромского областного суда Шагабутдинов Анатолий Анатольевич, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гиляздиновой Н.Б., действующей на основании доверенности в интересах Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), на определение судьи Ленинского районного суда города Костромы от 11 марта 2024 года об оставлении без рассмотрения жалобы на определение начальника отдела статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области от 7 февраля 2024 года № А-5/05/128/2024,
у с т а н о в и л:
Верхне-Волжским межрегиональным управлением Росприроднадзора направлены в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Костромской области сведения о непредставлении индивидуальным предпринимателем Румянцевой С.В. первичных статистических данных, установленных приказом Федеральной службы государственной статистики по Костромской области 8 ноября 2018 года № 661.
Рассмотрев представленные материалы, должностное лицо Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области пришло к выводу об отсутствии у индивидуального предпринимателя Румянцевой С.В. обязанности по представлению указанных сведений и определением от 7 февраля 2024 года № А-5/05/128/2024 отказало в возбуждении дела об административном правонарушении на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Определением судьи Ленинского районного суда города Костромы от 11 марта 2024 года жалоба представителя Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора Гиляздиновой Н.Б. на названное определение оставлена без рассмотрения.
В жалобе Гиляздинова Н.Б., действующая на основании доверенности в интересах Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора, просит об отмене определения судьи Ленинского районного суда города Костромы от 11 марта 2024 года, считая его незаконным.
Участники настоящего дела извещены о месте и времени его рассмотрения, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, оснований для признания обязательным их присутствие нет.
Изучив материалы судебного рассмотрения, доводы жалобы, с учетом требований части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме, нахожу, что определение судьи Ленинского районного суда города Костромы от 11 марта 2024 года подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Приказом Росстата от 8 ноября 2018 года № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха» утверждена представленная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» с указаниями по ее заполнению, сбор и обработке данных по которой осуществляется Росприроднадзором с отчета за 2018 год.
Согласно данному приказу форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) заполняют юридические лица, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет, от которых в отчетном году осуществлялся выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Форма предоставляется не позднее 22-го января года, следующего за отчетным.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Эти требования закона по настоящему делу судом в полной мере не выполнены.
Согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (пункт 3 части 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Административное правонарушение, в связи с которым Верхне-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора просит решить вопрос об административной ответственности, связано осуществлением индивидуальным предпринимателем Румянцевой С.В. экономической деятельности. Учитывая субъектный состав участников и характер возникших правоотношений, а также то, что данные правоотношения связаны с экономической деятельностью индивидуального предпринимателя, жалоба на определение начальника отдела статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области от 7 февраля 2024 года № А-5/05/128/2024 подсудна арбитражному суду.
Указанный вывод подтверждается также и тем, что согласно абзацам 3 и 4 пункта 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 53) поскольку определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд. Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление (определение) по делу об административном правонарушении судья направляет жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующего судьи.
Данные требования закона судом по настоящему делу не были выполнены.
В связи с этим суждение судьи районного суда о том, что Верхне-Волжское межрегиональное управление Росприроднадзора в лице его должностного лица неправомочно обжаловать постановление (определение) административного органа является преждевременным.
В силу пункта 5 части 1 статьи 30.7 и части 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене решения и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что решение было вынесено неправомочным судьей.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 6.1 приведенного выше постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. № 10, при получении жалобы на постановление административного органа по делу об административном правонарушении от суда общей юрисдикции, передавшего ее в арбитражный суд по подведомственности, арбитражный суд не вправе возвратить ее заявителю и должен принять ее к производству.
Изложенное согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 27 июля 2018 года № 78-АД18-7.
При таких обстоятельствах определение судьи Ленинского районного суда города Костромы от 11 марта 2024 года об оставлении без рассмотрения жалобы на определение начальника отдела статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области от 7 февраля 2024 года № А-5/05/128/2024, подлежит отмене, а жалоба с делом направлению в Арбитражный суд Костромской области.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Костромского областного суда
р е ш и л:
определение судьи Ленинского районного суда города Костромы от 11 марта 2024 года об оставлении без рассмотрения жалобы на определение начальника отдела статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области от 7 февраля 2024 года № А-5/05/128/2024 отменить.
Направить жалобу Гиляздиновой Н.Б. на определение начальника отдела статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области от 7 февраля 2024 года № А-5/05/128/2024 и судебный материал на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Костромской области.
Судья ______________________________