ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУДОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-22081/2024
№ дела суда 1-й инстанции № 2-4945/2023
УИД: 23RS0031-01-2023-004909-47
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 04 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего М.А. Парасотченко,
судей И.И. Мотиной, А.Р. Сиюхова,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Нины Владимировны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения,
по кассационной жалобе Федоровой Нины Владимировны на решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 28 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи И.И. Мотиной, пояснения представителя истца –адвоката ФИО8, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Федорова Н.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее – ОСФР по Краснодарскому краю), в котором просила: признать решение Отдела установления пенсий №12 ГУ ОПФР по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении страховой пенсии по старости незаконным. Так же просила обязать ответчика включить в специальный стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды работы в должности старшей пионервожатой в СОШ №11 г. Лабинска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 28 дней), период обучение в Пятигорском государственном пединституте иностранных языков на очном отделении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 месяцев 25 дней), обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты возникновения права.
Решением Лабинского городского суда Краснодарского края от 28 августа 2023 года в удовлетворении исковых требований Федоровой Н.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 марта 2024 года решение суда первой инстанции отставлено без изменения, апелляционная жалоба Федоровой Н.В. – без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты, как принятые с существенными нарушениями норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов указывает, что судами первой и апелляционной инстанции неправильно истолкована норма Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, суды ошибочно посчитали, что условие о выработке требуемого 2/3 стажа в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию, должно быть соблюдено на дату утраты действия названного выше Постановления Совмина №1397 - 1 октября 1993 года, а не на дату обращения истца за назначением пенсии. Выражает несогласие с выводом суда о том, что поскольку до поступления в учебное заведение она не занималась педагогической деятельностью, то период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Пятигорском государственном лингвистическом университете не подлежал включению в специальный педагогический стаж.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца – адвокат ФИО8 поддержал доводы кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Кроме того, информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//4kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь требованиями статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами, ДД.ММ.ГГГГ Федорова Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Отдела установления пенсий №12 ГУ ОПФР по Краснодарскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении указанной пенсии истцу отказано в связи с отсутствием 25-летнего стажа педагогической деятельности.
При этом, в стаж на соответствующих видах работ пенсионным органом не включены: период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 28 дней) - в качестве старшей пионервожатой в СОШ №11 г. Лабинска, поскольку за период как до ДД.ММ.ГГГГ, так и с ДД.ММ.ГГГГ отсутствует работа в должности и учреждении, предусмотренных в Перечне №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»; период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Пятигорском государственном пединституте иностранных языков, поскольку ему непосредственно не предшествовала и непосредственно за ним не следовала педагогическая деятельность.
Специальный стаж Федоровой Н.В. в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" по подсчетам ответчика составил 22 года 5 месяцев 3 дня (при требуемом - 25 лет).
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
При оценке периодов трудовой деятельности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 и в соответствии с нормами ранее действовавшего пенсионного законодательства в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не может быть засчитан период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 28 дней) в качестве старшей пионервожатой в СОШ №11 г. Лабинска, так как в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, работа в должности пионервожатой засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, при наличии работы по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, от 17.12.1959 №1397, и наличии не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Учитывая, что у Федоровой Н.В. отсутствует до 1 октября 1993 года педагогический стаж, предусмотренный Перечнем от 17.12.1959 №1397, а также отсутствует 2/3 требуемого педагогического стажа (16 лет 08 месяцев), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанный период не может быть засчитан в специальный педагогический стаж. Наименования должностей "старшая пионервожатая", "старшая вожатая" разделами "Наименование должностей" Списков от 6 сентября 1991 года №463, от 22 сентября 1999 года №1067, от 29 октября 2002 года №781 не предусмотрены.
Период обучения в Пятигорском государственном лингвистическом университете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при оценке пенсионных прав не подлежал рассмотрению в качестве возможности включения его в педагогический стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, поскольку в соответствии с пунктом 2 указанного Положения в выслугу лет работникам просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему (периоду обучения) предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Поскольку у истца до периода обучения в Пятигорском государственном лингвистическом университете отсутствует период педагогической деятельности, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения вышеуказанного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Судом первой инстанции также сделан вывод о том, что суммарный специальный стаж работы истца, учтенный пенсионным органом в бесспорном порядке, составит менее 25 лет, что является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части отказа во включении в специальный стаж периода обучения истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Пятигорском государственном лингвистическом университете и назначения досрочной страховой пенсии, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям пенсионного законодательства.
Как правильно указал суд первой инстанции, при решении вопроса о включении в специальный стаж периода обучения, имевшего место до 01 октября 1993 года, подлежит применению Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Абзацем 5 пункта 2 указанного Положения предусмотрено включение в стаж работы учителей и других работников просвещения времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Названное выше Постановление утратило силу с 01 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также законодательством в сфере пенсионного обеспечения, действовавшим на момент обращения истца в пенсионный орган, возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не была предусмотрена.
Поскольку абзацем 5 пункта 2 вышеуказанного Положения предусмотрено включение в педагогический стаж времени обучения в педагогических учебных заведениях только при наличии педагогической деятельности, как до времени обучения, так и после него, а у Федоровой Н.В. трудовая деятельность, в том числе, педагогическая, до ДД.ММ.ГГГГ отсутствовала, следовательно, условие для включения в специальный стаж спорного периода не соблюдено.
С учетом изложенного, к возникшим правоотношениям нормы Положения от 17.12.1959 № 1397, предусматривавшего, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе, обучение в педагогических учебных заведениях, не применимы.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы кассационной жалобы истца в части необоснованного отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшей пионервожатой СОШ №11 г. Лабинска по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Федеральный закон №400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление №665).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления №665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список №781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила №781) - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 2002 года;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 декабря 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
При этом, в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе работы в качестве штатных пионервожатых, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17.12.1959 №1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397.
С 1 января 1992 года Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых не стала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых допускается только при условии работы в период действия Положения от 17.12.1959 №1397, то есть до 1 января 1992 года, и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397.
Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
В названном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. У таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Из приведенных выше нормативных положений в их взаимосвязи следует, что согласно действующим в спорный период нормативным правовым актам время работы в должности старшей пионервожатой в школе засчитывалось в стаж работы по специальности, при наличии на день обращения не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением 17.12.1959 №1397,
С учетом периода работы истца, включенного ответчиком в бесспорном порядке (22 года 05 месяцев 03дня), специальный стаж Федоровой Н.В. на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости составляет более 2/3 от 25 лет (то есть 16 лет 8 месяцев) стажа педагогической деятельности, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости, что оставлено без внимания судами первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций в части, в которой в стаж педагогической деятельности Федоровой Н.В., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве старшей пионервожатой СОШ №11 Г. Лабинска, нельзя признать законными, соответствующими положениям статей 195, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Они в указанной части приняты с нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в соответствующей части и направления дела в данной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Иное толкование приводило бы к снижению уровня пенсионного обеспечения гражданина и к отмене для него права, приобретенного им в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого им в конкретных правоотношениях.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №13 от 19 июня 2012 года "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия считает нужным направить дело на новое рассмотрение именно в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
В остальной части решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 марта 2024 года отменить в части оставления без изменения решения Лабинского городского суда Краснодарского края от 28 августа 2023 года об отказе во включении в специальный стаж периода работы с 01 сентября 1988 года по 27 августа 1989 года.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Краснодарский краевой суд.
В остальной части решение Лабинского городского суда Краснодарского края от 28 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федоровой Нины Владимировны – без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Парасотченко
Судьи И.И. Мотина
А.Р. Сиюхов
Мотивированное определение изготовлено 08 июля 2024 года.