дело №2а-221/2021
56RS0043-01-2021-000278-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Шарлык 27 мая 2021 года
Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Морозовой С.П.,
при секретаре Рачковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области к Шарлыкскому хуторскому казачьему обществу о ликвидации некоммерческой организации, исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц,
заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Оренбургской области,
Установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области обратилось с административным исковым заявлением к Шарлыкскому хуторскому казачьему обществу о ликвидации некоммерческой организации и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование исковых требований указали, что административный ответчик зарегистрирован Управлением юстиции Оренбургской области 03.04.2009, сведения внесены в ЕГРЮЛ 14.04.2009, ОГРН 1095600000352, учетный номер 5615010069.
Как указано в административном иске, в адрес Управления поступило письмо хуторского казачьего общества от 12.12.2020 № 38-Р/12, в ходе рассмотрения которого были выявлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации, а именно: хуторского казачье общество использует в своей деятельности (на бланке) символику, описание которой в Уставе казачьего общества отсутствует; символика, используемая на бланке казачьего общества, совпадает с символикой муниципального образования «Шарлыкский район» Оренбургской области, утвержденной решением Совета депутатов муниципального образования Шарлыкский район от 14.06.2012 № 68, описание которой внесено в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под №7763.
Согласно действующему законодательству место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации. На бланке казачьего общества указано местонахождение некоммерческой организации: пер. Школьный, 30/2, с. Шарлык, Шарлыкский район, Оренбургская область, 461450. Однако по сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, местонахождение казачьего общества: ул. Мусы Джалиля, д. 1, с. Шарлык, Шарлыкский район, Оренбургская область, 461450.
В нарушение абзаца 1 п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» казачье общество не уведомило Управление об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно об изменении сведений об адресе (местонахождении) казачьего общества.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ атаманом казачьего общества значится Н.В.В., однако письмо от ДД.ММ.ГГГГ №-Р/12 от имени казачьего общества подписано врио атамана Шарлыкского ХКО Б.С.В. Пункт 30 Устава казачьего общества предусматривает, что на период отпуска, болезни и при других обстоятельствах обязанности атамана казачьего общества возлагаются на первого заместителя (товарища) атамана казачьего общества. Таким образом, должность врио атамана Уставом казачьего общества не предусмотрена.
На основании выявленных нарушений в адрес казачьего общества вынесено предупреждение об устранении нарушений в месячный срок со дня получения предупреждения от 29.12.2020 № 56/03-4903.
В ходе анализа материалов регистрационного дела казачьего общества установлено, что в представленном отчете за 2018 год от 13.03.2019 вх. №1903 казачье общество использует символику на печати, описание которой в Уставе казачьего общества отсутствует, а также указано наименование, отличное от наименования, указанного в ЕГРЮЛ: «Союз казаков России Шарлыкское хуторское казачье общество», что является нарушением подпункта «а» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ.
Кроме того, в Управление 15.01.2021 от атамана казачьего общества Н.В.В. поступило уведомление о его исключении по собственному желанию из членов казачьего общества и снятии с себя полномочий атамана. Однако в настоящее время сведения об атамане Н.В.В. содержатся в ЕГРЮЛ и не изменены.
В период с 01.11.2017 по 29.11.2017 Управлением была проведена плановая документарная проверка казачьего общества, в результате которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации. В адрес казачьего общества был направлен акт по результатам проверки и предупреждение с указанием выявленных нарушений и требованием об их устранении. Однако акт и предупреждение вернулись в Управление с отметкой «Возврат и истечение срока хранения», что свидетельствует о том, что казачье общество по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не располагается.
Информация об устранении выявленных нарушений - законодательства Российской Федерации в Управление не поступала, что является грубым нарушением законодательства.
Просили суд ликвидировать Шарлыкское хуторское казачье общество и исключить сведений о данной организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области, извещенный надлежащим образом в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия.
Представитель административного ответчика – Шарлыкского хуторского казачьего общества, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов дела, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки не сообщил.
Представитель заинтересованного лица – Межрайонной ИФНС России №1 по Оренбургской области, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов дела, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки не сообщил.
В силу ч.2 ст. 289 КАС РФ неявка лиц в судебное заседание, не является препятствием к рассмотрению административного дела. Суд определил, рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы административного дела, изучив представленные доказательства в их совокупности, судья считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанной организации, объединения или средства массовой информации.
В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда: по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.
В силу п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.
В соответствии с п. 3.1 ст. 32 указанного Федерального закона, некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Согласно п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации.
Согласно подпункта «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЛЮ содержатся сведения и документы об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Судом установлено, что Шарлыкское хуторское казачье общество зарегистрировано Управлением юстиции Оренбургской области 03.04.2009, сведения внесены в ЕГРЮЛ 14.04.2009.
По сведениям из ЕГРЮЛ местонахождение Шарлыкского хуторского казачьего общества: ул. Мусы Джалиля, д. 1, с. Шарлык, Шарлыкский район, Оренбургская область, 461450.
Согласно письму Шарлыкского хуторского казачьего общества (ШХКО) от 22.12.2020 № 38-Р/12, казачье общество использует в своей деятельности (на бланке) символику, описание которой в Уставе казачьего общества отсутствует. На бланке Шарлыкского хуторского казачьего общества указано местонахождение некоммерческой организации: пер. Школьный, 30/2, с. Шарлык, Шарлыкский район, Оренбургская область, 461450
Из сведений ЕГРЮЛ атаманом казачьего общества является Н.В.В., однако письмо от ДД.ММ.ГГГГ №-Р/12 от имени казачьего общества подписано врио атамана Шарлыкского ХКО Б.С.В..
Пунктом 1 ст. 52 ГК РФ предусмотрено, что юридические лица действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).
Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены - нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ.
Суду представлена копия Устава Шарлыкского хуторского казачьего общества, согласно пункту 28 которого атаман избирает круг сроком на 5 лет при открытом или тайном голосовании большинством голосов от общего числа казаков с правом решающего голоса. Пункт 30 Устава предусматривает, что на период отпуска, болезни и при других обстоятельствах обязанности атамана казачьего общества возлагаются на первого заместителя (товарища) атамана казачьего общества.
Таким образом, должность врио атамана Уставом Шарлыкского хуторского казачьего общества не предусмотрена.
Согласно заявлению Н.В.В. от 11.01.2021 года направленное в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области он просит исключить его по собственному желанию из числа членов Шарлыкского хуторского казачьего общества
Вместе с тем сведения в ЕГРЮЛ о возложении полномочий на товарища атамана не внесены.
Из материалов дела следует, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области в адрес Шарлыкского хуторского казачьего общества направлены предупреждения от 29.11.2017 №56/03-5586, от 29.12.2020 № 56/03-4903 об устранении нарушений Федерального закона от 12.01.1996 №7 «О некоммерческих организациях» с указанием срока устранения нарушений до 19.01.2018 и до 15.02.2021 соответственно, которые согласно почтовым уведомлениям административным ответчиком не получены, письма возвращены отправителю.
Согласно сведениям УФСП Оренбургской области Шарлыкского почтамт от 22.02.20201 правильный статус при возврате письма от 29.12.2020 – «отсутствие адресата по указанному адресу».
В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Как установил суд, Шарлыкским хуторским казачьим обществом допущен ряд нарушений Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» данные обстоятельства являются основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
До настоящего времени сведений о том, что нарушения устранены Шарлыкским хуторским казачьим обществом не имеется.
Таким образом, проанализировав указанные нормы закона, исследованные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности, законности требований административного истца, их удовлетворении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 – 178 КАС РФ, суд
Решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ 03.04.2009, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 14042009, ░░░░ 1095600000352,, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░