Решение по делу № 2а-363/2020 от 27.05.2019

                                                   24RS0056-01-2019-004015-54

Административное дело №2а-363/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>                                    10 марта 2020 г.

<адрес> в составе:

Председательствующего Ковалевой Т.В.,

При секретаре Андреенко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства строительства <адрес> к администрации <адрес> о признании действий незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Министерство строительства <адрес> обратилось в суд с административным иском к администрации <адрес>, в котором просило признать незаконными действия, выраженные в постановке Павлова Е.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем издания распоряжения администрации <адрес> 04.07.2018 № 102-орг, и обязать снять Павлова Е.А. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Требования заявления мотивированы тем, что Министерство строительства <адрес> поступило учетное дело Павлова Е.А., который в соответствии с распоряжением администрации <адрес> № 102-ОРД был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий составом семьи один человек 21.07.2018; из материалов учетного дела следует, что Павлов Е.А. и его супруга на основании договора купли-продажи приобрели 14.07.2000 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 54,6 кв.м; указанная квартира была оформлена в общую долевую собственность на Павлова Н.Е. (сына), и Рябчуна Д.И. (пасынка), с 25.10.2000 Павлов Е.А. зарегистрирован как член семьи собственников в указанном жилом помещении; 14.06.2018 в рассматриваемом жилом помещение зарегистрированы Гладун В.Л. и Котанов Н.И.; 16.06.2018 супруги расторгли брак; 17.06.2018 Павлов Е.А. заключает с пасынком договор найма комнаты; полагают, что указанные обстоятельства свидетельствуют об обеспеченности Павлова Е.А. жилым помещением, в связи с чем Министерство обратилось с заявлением о рассмотрении вопроса о снятии Павлова Е.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, данное заявление оставлено без удовлетворения.

В судебном заседании представитель административного истца Министерства строительства <адрес> - Бабинцева Н.А. (доверенность от 09.01.2020)    поддержала требования административного искового заявления в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно суду пояснил, что права наличие оспариваемого распоряжения возлагает на Министерство обязанность выдать жилищный сертификат при отсутствии у гражданина права на его получение; о нарушении прав Министерство узнала с момента поступления отказа администрации в снятии Павлова Е.А. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представитель административного ответчика администрации г. Красноярска - Попандопуло Д.Н. (доверенность от 10.12.2019) в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, дополнительно суду пояснил, что на основании распоряжения администрации <адрес> Павлов Е.А. был поставлен на учет, так как был зарегистрирован и проживал жилом помещении на основании договора найма комнаты, который был заключен с собственником - его пасынком, является нуждающимся, поскольку своего жилья не имеет, проживает в помещении, предоставленном лицом, не являющимся членом его семьи, в связи с чем оснований для снятия Павлова Е.А. с учета не имеется.

Заинтересованное лицо Павлов Е.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, дополнительно суду пояснил, что квартира 2-х комнатная, он проживает на кухне, брачные отношения с супругой прекращены, в том числе и фактические семейные отношения тоже прекращены, совместное проживание является вынужденным.

Изучив заявленные требования, возражения на иск, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Исходя из ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, подвергшимся радиационному воздействию и нуждающимся в улучшении жилищных условий, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, предусмотрено, что реализация гарантированного права граждан, подвергшихся радиационному воздействию, на обеспечение жилой площадью осуществляется посредством предоставления сертификатов, удостоверяющих право гражданина – участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.

Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.

Подпунктом «а» пункта 18 Программы установлено, что выдачу сертификатов гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).

Таким образом, из выше изложенного следует, что обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета указанной категории граждан осуществляется при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий и при наличии их желания принять участие в подпрограмме. Для получения меры социальной поддержки граждане должны соответствовать ряду критериев, в том числе, состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся… собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы…

Исходя же из ч. 2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании…

В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).

Постановлением администрации <адрес> от 14.04.2005 № 192 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы плащами жилого помещения на территории <адрес>» для постановки на жилищный учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории <адрес>, учетная норма площади жилого помещения установлена в размере менее 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Исходя из п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях…

В ходе судебного разбирательства установлено, что распоряжением администрации <адрес> от 04.07.2018 № 102-орг Павлов Е.А., являющийся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на основании заявлений от 21.06.2018 поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, с 21.06.2018 и включен в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной подпрограммы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, по категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

На основании заявления Павлова Е.А. о выдаче государственного жилищного сертификата в рамках указанной выше программы учетное дело было направлено в Министерство строительства <адрес>.

По результатам изучения поступивших в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной подпрограммы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в отношении категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, - материалов учетного дела Павлова Е.А. административный истец Министерство строительства <адрес> обратилось ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> с заявлением о неправомерной постановке на учет Павлова Е.А. в порядке подп. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ - выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В письме от 21.02.2019 администрация <адрес> указала, что оснований для снятия Павлова Е.А. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не установлено.

Дав оценку указанным обстоятельствам, суд находит действия администрации <адрес>, выраженные в постановке Павлова Е.А. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконными.

Так, из представленных материалов учетного дела следует, что Павлов Е.А. проживает в <адрес> по адресу: <адрес> «А», общей площадью 54,6 кв.м, в том числе площадь балконов 4,1 кв.м (что подтверждается техническим паспортом от 20.06.2000).

Данная квартира была приобретена на основании договора купли-продажи от 14.07.2000 в общую долевую собственность (по ? доли) сына Павлова Е.А. – Павлова Н.Е. и его пасынка – Рабчун Д.И., от имени которых действовал их законный представитель Павлова М.Н. (супруга Павлова Е.А.), что подтверждается договором купли-продажи от 14.07.2000, выпиской из ЕГРН от 11.01.2019.

Согласно выписке из финансово-лицевого счета от 14.01.2019 Павлов Е.А. и Павлова М.Н. с 25.10.2000 зарегистрированы в указанной квартире как члены семьи собственников (отец и мать соответственно).

С 14.06.2018 в квартире также зарегистрированы иные лица – знакомые Гладун В.Л., Котанов Н.И.

16.06.2018 брак между Павловым Е.А. и Павловой М.Н. расторгнут, что подтверждается свидетельством о расторжении брака от 16.06.2018.

17.06.2018 между Павловым Е.А. и бывшим пасынком Рябчуно м Д.И. заключен договор найма комнаты в указанной квартире сроком с 17.06.2018 по 16.05.2019.

Исходя из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> от 12.01.2019, справки АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 21.06.2018 Павлов Е.А. зарегистрированных прав на жилые помещения не имеет.

В судебном заседании Павлов Е.А. указанные обстоятельства не оспаривал, суду пояснил, что действительно квартира была приобретена на имя несовершеннолетних детей, его сына и пасынка, в квартире проживали семьей, впоследствии после окончания школы его сын с 2013 г по 2018 г. обучался в другом городе, но приезжал на каникулы, в настоящее время проживает в <адрес> в ином жилом помещении; Рабчун Д.И. также проживает в ином помещении.

Из представленных документов, а также пояснений Павлова Е.А. следует, что Павлов Е.А. был вселен и длительное время с 2000 года проживает в квартире как член семьи собственника – в том числе его сына Павлова Н.Е., и несет равные с ним права в части пользования жилым помещением, поскольку доказательств того, что между собственником Павловым Н.Е. и членом его семьи Павловым Е.А. достигнуто соглашение, определяющее их права иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, - суду не представлено.

При этом прекращение семейный отношений с супругой и ее сыном (пасынком Павлова Е.А.) и заключение с ним договора найма данного жилого помещения не лишает Павлова Е.А. права пользования жилым помещение как члена семьи собственника – его сына Павлова Н.Е.

Поскольку на момент обращения Павлова Е.А. с заявлением о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения площадь, приходящаяся на каждого проживающего в квартире человека составляла 12,63 кв.м (54.6 кв.м – 4,1 кв.м площадь балконов/4 человека) и превышала установленную учетную норму площади жилого помещения на территории <адрес> в размере 12 кв.м, то оснований для постановки Павлова Е.А. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий не имелось, в связи с чем действия администрации <адрес> по постановке Павлова Е.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий путем издания распоряжения администрации <адрес> от 04.07.2018 № 102-орг являются незаконными.

При этом доводы Павлова Е.А. о наличии у него, как кандидата технических наук, права на дополнительную площадь, суд находит несостоятельными, поскольку право на дополнительную площадь учитывается при расчете нормы предоставляемой площади, но не при разрешении вопроса о нуждаемости в улучшении жилищных условий.

На основании выше изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признании действий администрации <адрес> по постановке Павлова Е.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности снять Павлова Е.А. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

                    РЕШИЛ:

Требования удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации <адрес>, выразившиеся в постановке Павлова Евгения Александровича на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем издания распоряжения администрации <адрес> от 04.07.2018 № 102-орг.

Обязать администрацию <адрес> снять Павлова Евгения Александровича с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда через Центральный районный суд <адрес>.

Председательствующий: /подпись/

Копия верна:

Судья                                        Т.В. Ковалева

2а-363/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство строительства Красноярского края
Ответчики
Администрация города Красноярска
Другие
Павлов Евгений Александрович
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Судья
Ковалева Татьяна Владимировна
Дело на сайте суда
centr.krk.sudrf.ru
18.03.2020Регистрация административного искового заявления
18.03.2020Передача материалов судье
18.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2020Судебное заседание
18.03.2020Судебное заседание
18.02.2020Судебное заседание
04.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Регистрация административного искового заявления
22.03.2020Передача материалов судье
22.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
09.07.2020Регистрация административного искового заявления
09.07.2020Передача материалов судье
09.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2020Судебное заседание
09.07.2020Судебное заседание
03.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее