Дело № 2–211/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 апреля 2019 года город Моршанск
Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:
федерального судьи Савенковой Е.А.,
при секретаре Миносуевой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Турапина Владислава Александровича к администрации г. Моршанска Тамбовской области, ТОГКУ «Тамбовавтодор», администрации Тамбовской области о взыскании ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием в связи с ненадлежащим состоянием дорог,
У С Т А Н О В И Л :
Турапин В.А. обратился в суд с исковым заявлением в котором указал, что 29 июля 2017 года на перекрестке ул. Ленина и ул.Крупской г. Моршанска произошло ДТП с участием принадлежащего истцу на праве собственности автомобиля марки БМВ 523i государственный регистрационный знак Р842 ЕЕ31. Во время движения на перекрестке, при выполнении левого поворота проезжая мимо установленного на проезжей части бетонного блока, установленного на открытый канализационный колодец, произошло обрушение дорожного полотна, автомобиль накренился на левую сторону и ударился о стоявший бетонный блок. В результате ДТП автомобиль истца получил механические повреждения в виде повреждения переднего бампера, передней левой двери, задней левой двери и накладки левого порога. При осмотре места дорожно-транспортного происшествия сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Моршанский» был составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог от 29 июля 2017 года, из которого следует, что дорожное покрытие имело следующие повреждения: на проезжей части имеется выбоина размером 1,07 х 1,07 х1,5 м., и на проезжей части находится бетонный блок размером 1,0 х 0,45 х 0,30 м. Ответственным за техническое состояние дороги на указанном участке является администрация г. Моршанска. В отношении него вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и на основании решения Моршанского районного суда от 25 сентября 2017 года в описательную часть данного определения были внесены изменения в части описания события происшествия.
Согласно заключения № 431/18 от 06 июля 2018 года составленного ООО «Оценочно-правовой центр «Альтаир» стоимость восстановительного ремонта принадлежащего истцу автомобиля с учетом износа составила 58955,81 рублей. Кроме того истцом произведены расходы в сумме 4000 рублей на проведение оценки автомобиля.
На основании вышеизложенных обстоятельств Турапин В.А. обратился в суд с настоящими исковыми требованиями в которых просит суд взыскать с администрации г. Моршанска в его пользу материальный ущерб, причиненный дорожно-транспортным происшествием, в размере 58955 рублей 31 копейки, расходы по оценке стоимости восстановительного ремонта в размере 4000 рублей и оплаченную государственную пошлину.
В ходе рассмотрения дела истец Турапин В.А. и его представитель Сластухин С.М., действующий на основании ордера, ранее заявленные требования уточнили и просили суд взыскать с администрации города Моршанска Тамбовской области в пользу Турапина В.А. материальный ущерб причиненный автомобилю в результате ДТП произошедшего 29 июля 2017 года, согласно экспертному заключению № 431/18 подготовленному ООО Оценочно-правовой Центр «Альтаир», за минусом стоимости ремонта переднего бампера, расходы по оценке стоимости восстановительного ремонта в размере 4000 рублей и оплаченную государственную пошлину. Дополнительно пояснили, что именно администрация города Моршанска несет ответственность за причиненный автомобилю истца ущерб, так как они являются балансодержателями дороги местного значения по ул. Крупской, а также водопроводной сети в рамках города Моршанска. Доказательств того, что данный смотровой колодец, в результате провала которого, автомобилю истца были причинены технические повреждения, был передан на баланс ОАО «ТСК» администрацией города Моршанска не предоставлено. Доказательств того, что участок дороги по ул. Крупской был передан в обслуживание МУП Тепловые сети администрацией города Моршанска также не предоставлено. Таким образом, балансодержателем смотрового колодца и автомобильной дороги фактически является администрация города Моршанска. Довод администрации и ОАО «ТСК» о том, что данный колодец принадлежит жильцам домовладения по ул. Крупской считают также не состоятельным. Просили суд требования истца удовлетворить и взыскать с ответчика стоимость услуг по ремонту автомобиля, без учета стоимости восстановительного ремонта бампера, т.к. бамперу технические повреждения были причинены в рамках другого ДТП.
Представитель ответчика администрации города Моршанска Капустин А.И., действующий на основании доверенности, против удовлетворения требований Турапина В.А. возражал. В качестве оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя указал, что данный участок дороги на котором расположен смотровой колодец не относится к улице Крупской города Моршанска, а относится к съезду с улицы Ленина города Моршанска, которая относится к ведению Администрации Тамбовской области. На балансе эта дорога состоит у Администрации Тамбовской области. Улица Ленина и съезд с улицы Ленина являются частью автомобильной дороги Тамбов-Шацк следовательно обязанность по содержанию данной дороги возложена на ТОГКУ «Тамбовавтодор». В части же смотрового колодца пояснил, что на основании концессионного соглашения заключенного между муниципальным образованием городской округ город Моршанск Тамбовской области и ОАО «ТСК» централизованная система холодного водоснабжения Муниципального образования городской округ город Моршанск Тамбовской области (включающая в себя и смотровые колодцы) передана во временное владение и пользование ОАО «ТСК», следовательно на них возложена обязанность по содержанию в надлежащем состоянии спорного смотрового колодца. На балансе администрации города Моршанска смотровые колодцы отдельными объектами недвижимого имущества не закреплены, они передавали в составе системы центрального холодного водоснабжения. Просил в удовлетворении требований к администрации города Моршанска Тамбовской области отказать.
Представители ответчика ТОГКУ «Тамбовавтодор» Зверев А.Е., Филимонов И.А., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании пояснили, что правообладателем автомобильной дороги «Тамбов-Шацк» является администрация Тамбовской области. В настоящее время данная дорога находится в оперативном управлении у ТОГКУ «Тамбовавтодор». В 2017 году на участке дороги в месте расположения ручья Городской вал км 89+054 производился ремонт водопропускной трубы. При проведении ремонтных работ ими был организован объезд через село Устье Моршанского района Тамбовской области. Спорный смотровой колодец расположен на расстоянии более 2 метров от края проезжей части в границах дороги по ул. Крупской, которая находится в ведении администрации города Моршанска. Более того, при передачи им в оперативное управление дороги «Тамбов-Шацк» объектов водоснабжения по г. Моршанску им не передавали. Также считают, что данный смотровой колодец установлен неправильно, т.к. действующее законодательство не допускает сооружение смотровых колодцев на проезжей части дороги.
Представитель ответчика администрации Тамбовской области Пилицкий М.Э., действующий на основании доверенности, в судебном заседании выразил свою позицию согласно представленному в материалы дела отзыву. Дополнительно пояснил, что перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утвержден постановлением администрации области от 31 декабря 2004 г. № 1067 «Об утверждении Перечней автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Тамбовской области». В вышеуказанный перечень в том числе и включена дорога «Тамбов-Шацк». В целях обслуживания данной дороги администрацией Тамбовской области было создано Тамбовское областное государственное казенное учреждение «Тамбовавтодор» в обязанности которого входило реализация полномочий Тамбовской области в сфере организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения. ТОГКУ «Тамбовавтодор» осуществляет все функции Заказчика (предусмотренные действующим законодательством в данной сфере деятельности) по дорожной деятельности в части региональных автомобильных дорог области.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Устава ТОГКУ «Тамбовавтодор» Учреждение осуществляет организацию дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения, в том числе:
организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в соответствии с утвержденными программами, а также работ по контролю качества и своевременности их выполнения;
выполнение работ по формированию и размещению государственного заказа на выполнение дорожных работ (услуг) по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
выполнение работ по приемке в эксплуатацию автомобильных дорог и сооружений на них законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом;
проведение технического обследования, испытания и паспортизации автомобильных дорог и сооружений на них, осуществление контроля за их техническим состоянием и подготовка предложений для планирования капитального ремонта, ремонта и реконструкции автомобильных дорог.
Согласно пункту 3.1 указанного Устава Учреждение самостоятельно осуществляет определенную настоящим Уставом деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тамбовской области, государственными заданиями, административными регламентами и настоящим Уставом.
В соответствии с пунктом 5.1 Устава имущество Учреждения является государственной собственностью Тамбовской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения Таамбовской области закреплены за ТОГКУ «Тамбовавтодор» в соответствии с приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 15.07.2011г. № 586 «О закреплении имущества, являющегося государственной собственностью администрации Тамбовской области, за Тамбовским областным государственным казенным учреждением «Тамбовавтодор» на праве оперативного управления».
Считают, что администрация Тамбовской области не обладает и не обладала какими-либо полномочиями по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги, указанной в исковом заявлении Истца.
Представители ОАО «ТСК» Брюнина В.С., Юрин И.М., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании пояснили, что в 2016 году между муниципальным образованием городской округ город Моршанск Тамбовской области и ОАО «ТСК» было заключено концессионное соглашение по условиям которого им во временное владение и пользование была передана система холодного водоснабжения Муниципального образования городской округ город Моршанск Тамбовской области. Объектом данного соглашения была система холодного водоснабжения, измеряемая километрами. Количество обслуживаемых в рамках данного соглашения смотровых колодцев сторонами не обговаривалось, по акту приема-передачи колодцы не передавались. Наличие или отсутствие смотровых колодцев они определяли визуально. Спорный смотровой колодец на ул. Крупская был смонтирован в 1989 году. Технические условия данного смотрового колодца были подготовлены на основании заявки жильцов домовладений по ул. Крупская, д. 2, в связи с чем полагают, что спорный смотровой колодец может являться собственностью жильцов по ул. Крупской, хотя на тот момент разграничение границы владения не производилось. После того как произошло обустройство данного смотрового колодца, сверху он был полностью закрыт (наглухо), что не позволило ОАО «ТСК» наглядно определить наличие данного смотрового колодца. О том, что там существует смотровой колодец, они узнали только когда производили замену труб при ремонте моста. По их мнению причиной способствующей разрушению верхнего слоя покрытия смотрового колодца явилось движение по нему большегрузного автотранспорта. Просили суд в удовлетворении исковых требований Турапина В.А. к ОАО «ТСК» отказать.
Представитель третьего лица МУП ТС города Моршанска Свистунов В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что их организация является подрядчиком на частичный ремонт и обслуживание муниципальных дорог города Моршанск. Их работа построена на основании сметы, прилагаемой к данному муниципальному контракту и они отвечают только в рамках данного договора. Если дорога прописана в смете, ее протяженность и вид работы, они выполняют эти работы, если дорога не прописана, они не осуществляют работы. По улице Крупской они ремонтировали только заездные карманы, колодцы они не обслуживали. По их мнению данные колодцы входят в концессию, за их обслуживание ТСК получает средства по тарифу, следовательно они и должны их ремонтировать. После провала на улице Крупской города Моршанска они никаких блоков там не ставили, плит не привозили. Считает, что ТСК в данном случае является единственный ответчиком.
Представитель третьего лица ОГИБДД МО МВД России «Моршанский»- <данные изъяты> в судебном заседании пояснил, 29.07.2017 года сотрудниками ГИБДД на месте вызова был зафиксирован факт ДТП. На месте съезда обочина по улице Ленина и на обочине произошел провал существующего колодца. Схема ДТП составлялась схематично, описывались повреждения автомобиля. Представитель -Симонов А.В., инспектор дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Моршанский» пояснил, что на момент совершения ДТП должность инспектора дорожного надзора занимал Семьянинов Сергей Игоревич, который на данный момент не работает в органах внутренних дел. При разговоре с ним по телефону, по данной ситуации он пояснил, что на момент ДТП он находился в отпуске. Перед уходом в отпуск и после отпуска этого блока на дороге не было. Также пояснил, что на территории города Моршанска, кроме дороги Тамбов-Шацк и Моршанск-Пичаево, все дороги принадлежат администрации города Моршанска.
Опрошенный в судебном заседании специалист ФИО15 – кадастровый инженер пояснил, что границы земельного участка автодороги Тамбов – Шацк установлены. В разделе категория земель - данные отсутствуют, вид разрешенного использования- данные отсутствуют. Сведения о правах, кому принадлежит данный участок, по этой выписке установить невозможно. Этот участок входит в состав единого землепользования другого участка, на который зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования и право собственности, а также наложен публичный сервитут. Собственник есть, его на весь участок указали, а на конкретный отрезок данного участка нет. Съезд входит в границы земельного участка автодороги Тамбов-Шацк. Колодец находится на месте съезда с дороги Тамбов-Шацк и поворота на ул. Крупская г. Моршанска.
Представитель СПАО «Ресо-Гарантия» в судебное заседание не явились, надлежащим образом о рассмотрении дела извещены. В письменном ответе указали, что Турапин В.А. за выплатой страхового возмещения в СПАО «Ресо-Гарантия» не обращался.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования Турапина В.А. подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.8 ГК РФ, гражданские права возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, из действий граждан и юридических лиц, в том числе из договоров и иных сделок, а так же вследствие причинения вреда другому лицу.
В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты права является возмещение убытков.
Согласно пункту 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных обстоятельств, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ч.2 указанной статьи лицо, причинившие вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Из данных норм следует, что в порядке возмещения ущерба имущество должно быть восстановлено в том состоянии, в каком оно было до дорожно-транспортного происшествия или потерпевшему должна быть возмещена стоимость утраченного имущества в том размере, какой она была на момент дорожно-транспортного происшествия.
Согласно материалам дела об административном правонарушении Турапина В.А. 29 июля 2017 года в 15 часов 30 минут водитель автомобиля BMW 523i г/н Р842ЕЕ 31 Турапин В.А. при повороте налево с ул.Ленина на ул.Крупской г.Моршанска, не заметив люка на проезжей части, проехав по нему, совершил наезд на лежащий рядом бетонный блок, повредив при этом свой автомобиль.
Определением от 29.07.2017 года ИДПС ОГИБДД МО МВД России «Моршанский», в возбуждении дела об административном правонарушении было отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях Турапина В.А.
Не согласившись с данным определением, Турапин В.А. обратился с жалобой, в которой указал, что 29.07.2017 года в 15 час.30 мин. он управлял автомобилем BMW 523i. Проезжая по ул. Ленина г. Моршанска Тамбовской области, в районе дома № 118, при повороте налево на ул. Крупской его автомобиль двигался в плотном потоке автомобилей в попутном и встречном направлениях со скоростью не более 5 км\ч. По пути следования его автомобиль наехал на яму, расположенную на автомобильной асфальтной дороге в полосе его движения. Указанная яма является смотровым колодцем диаметром более 1 метра и глубиной 1,5 метра. Крышка люка на указанном колодце никогда не устанавливалась, поскольку отверстие было заделано при помощи арматуры, на которую был уложен асфальт. При наезде на него асфальт осыпался вниз, а машину качнуло влево, т.к. арматура под тяжестью автомобиля прогнулась. На краю смотрового колодца был установлен бетонный блок размером 100x45x30см, который опрокинулся и повредил его автомобиль. Просил суд определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 01.04.2016, вынесенное ИДПС ОГИБДД МО МВД России «Моршанский» лейтенантом полиции Паршиным Р.В. отменить.
Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 12 сентября 2017 года жалоба Турапина В.А. удовлетворена. Определение ИДПС ОГИБДД МО МВД России «Моршанский» от 29 июля 2017 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении отменено в части описания события дорожно-транспортного происшествия.
Согласно экспертного заключения № 431/18 от 06 июля 2018 года о стоимости восстановительного ремонта и причиненного ущерба транспортного средства BMW 523i гос.рег.знак Р842ЕЕ 31, владелец Турапин Владислав Александрович, поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия 29 июля 2017 года. Дата составления 06 июля 2018 года, стоимость восстановительного ремонта автомобиля BMW 523i г.н. Р842ЕЕ 31составит:
- полная стоимость восстановительного ремонта (без учета снижения стоимости заменяемых запчастей вследствие их износа) равна 87393,81 руб.;
- стоимость восстановительного ремонта (с учетом снижения стоимости заменяемых запчастей вследствие их износа) равна 58955,31 руб.
В июле 2018 года Турапиным В.А. в адрес администрации города Моршанска Тамбовской области направлена претензия о возмещении ущерба, вызванного ненадлежащим содержанием дороги.
Из ответа администрации города Моршанска Тамбовской области № Т-0313/609 от 20.08.2018 года следует, что администрацией города Моршанска рассмотрена претензия Турапина В.А. и по ней дан отрицательный ответ.
В соответствии со статьей210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 9 статьи 6 Закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа.
Пунктом 7 статьи 3 Закона N 257-ФЗ установлено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
Как следует из положений статьи13 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения; установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями пункта 4 статьи6 Федерального закона от 10 декабря 1995г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии со статьей12 названного Федерального закона N196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентами другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает ГОСТ Р 50597-93. Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды.
Из муниципального контракта № 0364300030617000001.AU/2017 от 20.02.2017 года на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования муниципального значения г. Моршанск Тамбовской области от 20.02.2017 года заключенного между МКУ «Центр развития жилищно-коммунального комплекса и социальных инвестиций г. Моршанска», именуемый в дальнейшем Заказчик, и Муниципальным унитарным предприятием Тепловых сетей г. Моршанск, именуемый в дальнейшем Подрядчик, следует, что подрядчик по поручению Заказчика принимает на себя выполнение следующих работ: содержание автомобильных дорог общего пользования муниципального значения г. Моршанск Тамбовской области. При этом из пункта 1.2 контракта следует, что работы должны быть выполнены в соответствии с требованиями и объемами, установленными в сметной документации.
Пунктом 2 статьи 28 Закона N257-ФЗ установлено, что пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Пунктом 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что дорожно-транспортное происшествие по адресу: г. Моршанск ул.Ленина/ ул. Крупская произошло в результате провала покрытия дорожного полотна в районе расположения смотрового колодца и дальнейший наезд транспортного средства на стоящее посередине дороги препятствие в виде бетонного блока.
В силу пункта 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93 люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0см.
Согласно пункту 3.1.12 ГОСТ Р 50597-93 устранение недостатков, указанных в п.п. 3.1.9 и 3.1.10, следует осуществлять в течение не более суток с момента их обнаружения.
Разрушенные крышки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замена должна быть проведена в течение не более 3 часов.
Из акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда следует, что на ул. Ленина, д. 118 на проезжей части имеется выбоина размером 1,07*1,07*1,5 м и рядом находится бетонный блок размером 1м*0,45м*0,30м на проезжей части.
Из предоставленных в материалы дела фотографий видно, что аварийный участок дороги и расположенный на нем бетонный блок ограждений и предупреждающих знаков не имел.
Согласно постановлению администрации Тамбовской области от 31 декабря 2004 года № 1067 «Об утверждении Перечней автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Тамбовской области» автомобильная дорога «Тамбов-Шацк» находится в собственности Тамбовской области.
Согласно приказу управления автомобильных дорог Тамбовской области № 22 от 12.04.2017 года следует, что движение транспортных средств по автомобильной дороге «Тамбов-Шацк», на участке км89+045-км 89+150 с 14 мая 2017 года до окончания строительства водопропускной трубы и обеспечения безопасности дорожного движения на участке было закрыто.
Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19 февраля 2019 года № КУВИ-001/2019-3787254 правообладателем земельного участка с кадастровым номером 68:27:0000000:1 (единое землепользование), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир автодорога Тамбов-Шацк. Почтовый адрес ориентира: Тамбовская область, г. Моршанск, вид разрешенного использования: под автодорогой Тамбов-Шацк, является субъект Российской Федерации – Тамбовская область. ТОГКУ «Тамбовавтодор» данный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование.
В целях организации движения транспортных средств по данному направлению ООО «Магистраль» была подготовлена схема организации движения и ограждении мест дорожных работ, выполняемых при строительстве водопропускной трубы с пропуском транспортных средств по существующим улицам.
Между тем в ходе рассмотрения дела судом было установлено, что основной поток транспортных средств двигался не по объездному пути, а через улицу Крупская г.Моршанска.
При рассмотрении дела судом было установлено, что обязанность по содержанию, обслуживанию, ремонту участка дороги по ул. Крупской, организации движения транспортных средств, где произошло дорожно-транспортное происшествие, лежит на ответчике администрации города Моршанска Тамбовской области.
Довод представителя администрации города Моршанска Тамбовской области о том, что данный смотровой колодец расположен на съезде с автомобильной дороги Тамбов-Шацк, часть дороги входит в зону обслуживания ТОГКУ «Тамбовавтодор» не может быть принят судом во внимание. В ходе выездного судебного заседания было установлено, что спорный смотровой колодец расположен за границами проезжей части автодороги Тамбов-Шацк. Расстояние от проезжей части до смотрового колодца составляет не менее 2 метров. Статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
Из выкопировки с плана г. Моршанска с указанием места устройства водопроводного ввода к дому № 2 по ул. Крупской г-кой Шитовой Н.Ю. и Технических условий на проектирование водопроводного ввода в жилой дом № 2 по ул. Крупской Шитовой Н.Ю. следует, что спорный объект «смотровой колодец» для водопроводной сети был изготовлен в 1989 году.
Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года №167, колодцы входят в водопроводно-канализационную систему. Поэтому колодец в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» не является частью дороги.
Согласно п.1.1.28 «Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 года №168, в функции организации водопроводно-коммунального хозяйства входят в том числе, содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования, осмотр систем водоснабжения и канализации на предмет технического состояния колодцев, наличия и плотности прилегания крышек, целостности люков, крышек.
Таким образом, необходимо определить лицо, в чьем ведении находится канализационный колодец и на которое возложена обязанность по обеспечению надлежащего его содержания в процессе эксплуатации.
Из концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства – объектов централизованных систем водоснабжения от 07 июля 2016 года заключенного между муниципальным образованием городской округ город Моршанск Тамбовской области, именуемый в дальнейшем «Концедент» и ОАО «ТСК» именуемый в дальнейшем «Концессионер», следует, что концессионер обязуется: за свой счет создать и внести в эксплуатацию недвижимое и движимое имущество, входящее в Объект Соглашения состав и описание которого приведены в разделе II настоящего Соглашения, приложение № 1 к настоящему Соглашению, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать Концеденту, т.е. администрации г. Моршанска Тамбовской области.
Осуществлять холодное водоснабжение, транспортировку холодной воды, забор воды и водоподготовку, подключение к централизованной системе холодного водоснабжения, подвоз воды в случае, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения использованием Объекта Соглашения и иного имущества. Объектом Соглашения является централизованная система холодного водоснабжения Муниципального образования городской округ город Моршанск Тамбовской области, предназначенная для осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящего Соглашения. Концедент (администрация г. Моршанска) предоставляет Концессионеру во временное владение и пользование имущество, которое образует единое целое с Объектом Соглашения и/или предназначено для использования по общему назначению с Объектом Соглашения, в целях осуществления Концессионером деятельности, указанной в пункте 1 настоящего Соглашения, на срок с даты его передачи, указанной в пункте 103 настоящего соглашения, и по дату его возврата Концеденту, определяемую в соответствии с пунктами 79 настоящего соглашения.
Из приложения № 1 к концессионному соглашению «Сведения о составе и описании, в том числе о технико-экономических показателях объекта соглашения, сроке службы, балансовой стоимости передаваемого объекта соглашения» и акта приема передачи имущества к концессионному соглашению от 07.07.2016 года- объектов централизованных систем водоснабжения, следует, что смотровые колодцы с указанием их количества, и места расположения в ОАО «ТСК» не передавались.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
В пункте 4 части 1 статьи 14 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В силу указанных положений закона Администрация должна осуществлять учет имущества, предназначенного для водоснабжения, своевременно передавать его на баланс обслуживающим организациям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Однако Администрацией должный контроль за оборудованием, предназначенным для водоснабжения, не осуществлялся. Смотровой колодец на ул. Крупской является бесхозяйной вещью. Администрация никаких действий в соответствии с положениями пункта 3 статьи 225 ГК РФ по передаче его в муниципальную собственность, а в дальнейшем - по передаче его на обслуживание соответствующей организации или его ликвидации ввиду отсутствия технической потребности в нем не предприняла.
Поскольку именно ненадлежащее состояние бесхозяйного колодца на ул. Крупской привело к дорожно-транспортному происшествию, в результате которого истцу причинен вред, в размере 57305,32 рубля, колодец являлся бесхозяйным ввиду бездействия Администрации, то лицом, ответственным за возмещение вреда, причиненного в результате ДТП, является администрация города Моршанска.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
Как следует из договора на проведение независимой технической экспертизы № 431/18 от 06 июля 2018 года заключенному между ООО Оценочный-правовой центр «Альтаир» и Турапиным В.А. стоимость услуг по настоящему договору составляет 4 000 рублей.
В соответствии с квитанцией от 10 июня 2018 года Турапиным В.А. за оценку транспортного средства ООО Оценочный-правовой центр «Альтаир» оплачено 4 000 рублей.
Кроме того, истцом при подаче искового заявления оплачена государственная пошлина, которая с учетом уточненных исковых требований в размере 1919,15 рублей подлежит взысканию с ответчика администрации города Моршанска Тамбовской области.
Указанные расходы истца суд признает необходимыми и подлежащими взысканию с ответчика администрации города Моршанска Тамбовской области.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Турапина Владислава Александровича к администрации г. Моршанска Тамбовской области – удовлетворить.
Взыскать с администрации г. Моршанска Тамбовской области в пользу Турапина Владислава Александровича материальный ущерб, причиненный дорожно-транспортным происшествием в размере 57305,32 рубль.
Взыскать с администрации г. Моршанска Тамбовской области в пользу Турапина Владислава Александровича расходы по оценке стоимости восстановительного ремонта в размере 4000 рублей.
Взыскать с администрации г. Моршанска Тамбовской области в пользу Турапина Владислава Александровича расходы по оплате госпошлины в размере 1919,15 рублей.
Требования к ТОГКУ «Тамбовавтодор», администрации Тамбовской области о взыскании ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием в связи с ненадлежащим состоянием дорог – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Федеральный судья: Е.А. Савенкова
Решение принято в окончательной форме: 05 апреля 2019 года.
Федеральный судья: Е.А. Савенкова